Белорусские национальные костюмы женские и мужские: описание, история

Белорусский национальный костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, который на протяжении многих веков использовался как в повседневном, так и в праздничном обиходе. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют белорусские национальные костюмы и чем они примечательны.

Общая характеристика

Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.

Белорусские национальные костюмы

Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.

Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.

История белорусского национального костюма

Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.

Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.

Белорусский костюм женский

С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.

К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Белорусский народный костюм

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Мужские головные уборы

Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.

Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.

Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.

Мужская обувь

Белорусский национальный костюм, описание которого мы сегодня рассматриваем, был бы не таким самобытным без обуви. Археологические находки свидетельствуют о том, что сапожное ремесло на территории Беларуси начало развиваться в XI веке. Изначально наиболее распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка, пеньки или лозовой коры. Для придания подошве прочности ее дополнительно подплетали теми же материалами или обшивали кожей. Простейшие лапти назывались щербаками. Они были легкими, неглубокими, не имели головок и запяток. На территории Полесья были распространены так называемые «зрячие лапти», у которых был открытый верх. Они надевались на онучи и крепились к ноге лыковыми, пеньковыми или ременными оборами.

Повседневная одежда

Первой кожаной обувью были постолы. Они сшивались из куска сыромятной кожи и по форме напоминали лапти. Верхняя часть постолов стягивалась бечевкой, лыком или ремешком. В северо-западной части Беларуси изредка носили деревянную обувь. Зимой носили валенки, которые подшивались войлоком или кожей.

В двадцатом веке в обиход вошли парусиновые туфли и бурки. Богатые крестьяне могли себе позволить и кожаную обувь. Если человек выходил на улицу без головного убора и пояса, он мог стать посмешищем. А ходить по деревне босиком считалось вполне нормальным.

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками. Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой. Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Белорусские национальные наряды

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Женский головной убор

Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.

Городская одежда

Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.

Женская обувь

По большому счету женская обувь мало отличалась от мужской. Крестьянские женщины носили, как правило, лапти и постолы. Башмаки (черевики) и сапоги надевались в знаменательные дни или в обычные в богатых семьях. Обувь делали специальные мастера или талантливые мужья.

Городская одежда

Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.

Городская обувь

Уже в XVIII веке в городах носили кожаную обувь, которая очень напоминает современную. В теплое время года надевали туфли, которые часто были вышитыми и ажурными, а в холодное – полуботинки или сапоги.

Оформление

Обычно белорусские национальные костюмы выполнялись в светлых тонах. Они украшались чаще всего красным орнаментом, который придавал образу завершенность. Изначально в орнаменте преобладали геометрические узоры, а позже стали применятся также растительные или сочетание обоих видов.

Белорусский национальный костюм: описание

Орнамент всегда присутствовал на рукавах, воротах, фартуках и головных уборах. Изготавливая костюм, мастера использовали вышивку, кружево и аппликацию. Ткачество было таких видов: выборное, бранное, закладное, перевыборное, ремизное, узорное и переборное. Вот таким был белорусский национальный костюм. Детский вариант одежды, кстати говоря, практически не отличался от взрослого.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют белорусские национальные костюмы. Такие наряды имеют схожие черты с одеждой других славянских народов, а также особенности, которые делают их самобытными и неповторимыми. Повседневная одежда крестьян является наиболее консервативной, поэтому именно в ней можно рассмотреть вековые традиции белорусов.