Портрет фаюмский в истории искусства

Портрет считается наиболее трудной формой живописи - данный жанр высоко ценится как искусствоведами, так и непрофессиональными почитателями классического рисунка.

Фаюмские портреты древнего Египта являются уникальными объектами, содержащими в себе массу интересных и полезных сведений о коптском периоде.

Изучение портретов уже открыло и продолжает открывать для нас новую информацию об обычаях и мировоззрении людей, живших в начале первого тысячелетия нашей эры. Огромное значение имеют материалы и способ изготовления портретов, ведь по прошествии 2 тысячелетий уникальные краски не утратили прочность и яркий цвет.

портрет фаюмский

Происхождение названия

Надгорбные портреты с ликами потрясающей глубины и красоты можно было найти по всему Египту, но большая их часть находилась на территории Фаюмского бассейна, в частности, в Хаваре и Адриане (римский Антинополь).

Некоторые ошибочно считают, что портрет фаюмский назван так лишь по географическому месту обнаружения артефакта, однако это не так. Данный термин объединяет общий стиль и назначение рисунков.

Традиция погребальных портретов

Чтобы понять, с какой целью писались фаюмские портреты, нужно обратиться к истории и культуре древнего Египта. Отношение египтян к загробной жизни как к существованию в новой ипостаси обуславливало культ похоронных обрядов. Погребальные портреты были необходимым атрибутом сакральных ритуалов.

фаюмский портрет в пушкинском музее

Изначально предполагалось, что мумии времён фараонов до н. э. не имели наложенных портретов, и так называемые фаюмские портреты – своеобразное новшество в египетской культуре, которое связывается с завоеванием Египта римлянами. Однако, на самом деле, традиция писать лица покойников для Египта начала первого тысячелетия, не была новинкой. Таким способом египтяне оформляли свои саркофаги уже задолго до наступления новой эры. Постепенно нарисованные изображения заменились масками.

С установлением греко-римского владычества в начале новой эры, эллинистическое искусство незаметно вошло в быт египтян, и рисунки снова принялись вытеснять маски. В некоторых могилах маска и портрет располагались по соседству.

Историки приводят убедительные аргументы в пользу того, что смена способов наглядно демонстрировать лик покойного напрямую связана с экономическим состоянием государства. Период масок всегда совпадал со временем расцвета экономики и с высоким уровнем благосостояния народа, а снижение уровня жизни сопровождалось заменой масок рисованными портретами.

Портрет фаюмский относится к римскому периоду с начала или конца 1 в. н. э. и далее. Неизвестно точно, когда производство портретов закончилось, но недавние исследования ограничивают их период серединой 3 в.

Портрет фаюмский является одной из самых больших групп в числе очень немногих сохранившихся техник живописи традиционно классического жанра.

фаюмские портреты древнего египта

Многие элементы фаюмских технологий были позаимствованы и продолжены в византийской и западной традиции в пост-классический период, в том числе местной традицией коптской иконографии Египта.

Портреты покрывали лица мумифицированных покойников. Сохранившиеся образцы указывают на то, что панели с портретами были установлены в полоски ткани, которыми оборачивали тела. Почти все они попали в руки учёных после того, как были варварски отделены от мумий.

Как правило, это портреты одного человека, а точнее, фронтальное изображение его головы и верхней части грудной клетки. С точки зрения художественной традиции, образы выдержаны более в греко-римской манере, нежели в египетской. По технике исполнения портреты делятся на две группы:

  • энкаустика;
  • темпера.

Первые, как правило, более высокого качества. В настоящее время известно около 900 портретов.

История нахождения портретов

Первые мумии с портретами были обнаружены в 1615 г. итальянским путешественником Пьетро делла Валле. Свои находки он привёз в Европу. Сейчас они находятся в Дрезденском Музее современного искусства.

с какой целью писались фаюмские портреты

С этого времени интерес к искусству Египта начал расти, однако вплоть до XIX в. никаких новых артефактов обнаружено не было. В 1887 г. историк и путешественник Даниэль Мари Фуке, будучи в Египте, услышал о том, что в некоей пещере находится много портретов, снятых с мумий. Он немедленно отправился туда, но было уже слишком поздно. Его малосведущие в искусстве предшественники использовали большую часть расписанных дощечек на дрова для обогрева пещеры, так как в это время года ночи в Египте очень холодные. Из 50 портретов уцелело только два. Они и достались Фуке. Точное место обнаружения находки неизвестно, предположительно, Эр-Рубайят оазиса Файюм.

Вскоре после визита Фуке, эти же места исследовал австрийский коллекционер Теодор Граф. Ему также досталось несколько портретов. За помощью в признании их художественной и исторической ценности он обратился к лейпцигскому египтологу Эберсу. В результате в Европе вспыхнул ажиотажный интерес к египетскому искусству, и погребальные портреты, наряду с монетами и предметами быта периода фараонов Птолемеев, притянули к себе пристальное внимание, а специфическая эстетика этих изображений сделала их востребованными на мировом рынке предметов искусства.

Археолог Флиндерс Петри

Параллельно с этим, но руководствуясь научным подходом, начал исследование египетских захоронений британский учёный и археолог Флиндерс Петри. В 1887 г., в Хаваре, он откопал римский некрополь, в котором сохранился 81 портрет. На выставке в Лондоне добытые им артефакты вызвали настоящий фурор.

В следующем году учёный вновь обратился к раскопкам, но теперь ему мешали немецкие и египетские коллекционеры и торговцы антикваром. Эти вандалы вынудили Петри прекратить изыскания. Следующая его экспедиция в Египет состоялась лишь через два десятилетия - зимой 1910-11 гг.. В результате, археолог отыскал ещё 70 портретов, но часть из них оказалась в чрезвычайно плачевном состоянии.

какова функция фаюмских портретов

За очень немногими исключениями, методика раскопок и систематизация находок, описанная Петри в путевом дневнике, до сих пор считается примером того, как следует правильно вести археологические расследования и фиксировать их результаты и обнаруженные артефакты.

Несмотря на то, что опубликованные им исследования не полностью отвечают современным стандартам, они остаются наиболее важным источником для идентификации подлинности фаюмских надгробных портретов.

Идентификация портрета

На большинстве из них официальное, но приукрашенное изображение одной фигуры. Лицо смотрит прямо, чуть-чуть в сторону. Даты нанесены в нижней части картины, в районе бюста, на монохромном фоне, который в отдельных случаях бывает дополнительно декорирован.

Лица как мужского, так и женского пола. Возрастной диапазон от детства до старости.

Большинство сохранившихся надгробных портретов написаны на досках, точнее - панелях из привозных лиственных пород деревьев (дуба, липы, платана, инжира, кедра, кипариса и цитрусовых). Древесина нарезана на тонкие прямоугольные пластины, наподобие шпона, и гладко отполирована. Готовые панели наложены на мумии, на место, где находится лицо, и закреплены полосками ткани так, что создаётся эффект окна. Иногда портреты выполнены на холсте или прямо поверх полосок ткани, которыми обёрнута мумия.

фаюмские портреты в эрмитаже

Техника живописи

Фаюмские портреты писались в двух техниках:

  • энкаустика - техника рисования густыми горячими восковыми красками;
  • темпера - разведение сухих пигментов свежим яичным желтком.

Энкаустические изображения поражают яркостью, контрастностью и насыщенностью цветов, а также сравнительно крупными мазками, создающими импрессионистический эффект. Темперные картины имеют более тонкую градацию оттенков и приглушённые цвета, что создаёт более сдержанную тональность произведений. В некоторых случаях для изображения венков и украшений применено золочение.

Встречаются портреты, выполненные в смешанной технике с использованием густых горячих восковых и жидких холодных темперных красок.

На части портретов, под краской, присутствует слой грунтовки. Также было обнаружено, что на некоторые грунтовки нанесён черновой набросок портрета.

Материалы и способ изготовления портретов показывают ступенчатость изменения традиций живописного искусства при выполнении реалистических изображений. Натурализм произведений египетских мастеров проявляется в знании анатомического строения лица. Трёхмерность большинству фигур придаёт и владение художниками искусства моделирования формы и объёма, путём использования света и тени. Эта же цель поддерживается градуировкой тонов, прорисовкой теней и бликов, обозначающих направление солнечного света.

погребальные портреты

Возраст изображённых персон

На большинстве портретов – люди молодого возраста и дети. Первоначально этот странный факт объяснялся низкой продолжительностью жизни, однако новейшие исследования, проведённые с помощью компьютерной томографии, выявили, что во многих случаях портреты писались с живых людей и долгое время украшали гостиные жилых домов, что вполне отвечало греческой традиции. Получается, что возраст изображённого не имеет отношения к возрасту усопшего!

Всё же эта точка зрения оспаривается рядом учёных. В пользу последней версии говорит и тот факт, что часть портретов сделана прямо на бинтах, покрывающих мумию. В указанном контексте новейшие исследования подтверждают, что, скорее всего, портреты были нарисованы уже после смерти, а индивидуальность им придали отдельные, оговоренные с заказчиком, детали. Эти же учёные высказывают мнение, что и сам силуэт, то есть набросок, контур лица, делался по каким-то общим схемам. В качестве аргумента приводятся также данные римской переписи населения.

Социальный статус портретируемых

Люди, запечатлённые на портретах, по-видимому, принадлежали к высшему классу богатых военнослужащих, государственных и религиозных деятелей - портрет мог позволить себе далеко не каждый египтянин. Флиндерс Петри утверждает, что из всех найденных мумий, портреты были лишь на 1-2%. Дороговизна объяснялась высокой стоимостью красок и материалов. Сама работа художников приравнивалась к ремесленной и оценивалась крайне низко.

В этом отношении показательна ситуация с так называемой могилой Алины. Обычное для Египта семейное захоронение содержало четыре мумии – самой Алины, её двоих детей и мужа. Мумии Алины и детей были с портретами, а на мумии мужа лежала объёмная позолоченная гипсовая маска. Отсюда вывод - гипсовые маски более престижны.

Тип лиц, изображённых на портретах, имеет, в основном, греческое происхождение. Это подтверждает и тот факт, что надгробные надписи сделаны на греческом языке. Под портретом, рядом с именем, нередко указана профессия усопшего, однако, зная, какова функция фаюмских портретов с точки зрения египетской религии, и её отношение к загробному миру, нельзя утверждать наверняка – реальная это профессия или лишь то, к чему стремился покойный.

Так, например, в пояснительной надписи к портрету женщины по имени Гермиона, содержится слово «грамматика». Долгое время бытовало мнение, будто бы это указывает на то, что при жизни Гермиона работала учительницей – причина, подвигнувшая Флиндерса Петри пожертвовать данный портрет первому женскому колледжу Великобритании - Гиртону (Кембридж). В настоящее время считается, что надпись свидетельствует, скорее, об образовании женщины, нежели о её профессии. Факт, впрочем, не противоречащий желанию учёного символически объединить грамотных женщин прошлого с образованными соотечественницами.

материалы и способ изготовления

Что касается причёсок и одежды, то в них прослеживается сильное влияние римской моды. Женщины и дети часто изображены с дорогими украшениями и в красивой, изящной одежде. Мужчины – в форменной одежде, указывающей на служебное положение. На некоторых мужских портретах запечатлены мечи или навершия, как у воинов римской армии.

Путеводитель по провинциальной моде Рима

Портрет фаюмский демонстрирует разные по стилю и моде причёски, одежду и украшения. Для исследователей это хорошее вспомогательное средство по установлению даты написания картины. Отталкиваясь от изображений царствующих особ, снабжённых точными сведениями, нетрудно составить более-менее правильное представление о времени написания портретов их подданных. В большей степени это касается изображения женщин, так как их мода более изменчива и скоротечна.

В основе одежды – хитон. На мужчинах он традиционно белого цвета, а на женщинах –однотонный, но окрашенный в красный, синий, жёлтый, розовый или фиолетовый цвет, иногда белый. Часто он отделан элегантной светло-красной, светло-зелёной или тёмно-золотой полосой. Примечательно, что ни на одном изображении не встречается традиционная римская тога – только греческий хитон.

Что касается ювелирных изделий, то почти на всех мужских портретах головы украшают золотые венки, которые в обычной жизни в то время никто не носил.

Драгоценные украшения – золотые цепи, массивные кольца, диадемы, серьги, шпильки, кулоны и сетки для волос присутствуют только на женских портретах. Всё это вполне согласуется с традициями, бытовавшими на греко-римском Востоке.эллинистическое искусство

Значение фаюмского портрета для развития мирового искусства

Все позднеантичные и византийские стили так или иначе вытекают из стиля египетских надгробных портретов коптского периода, поэтому не удивительно, что фаюмский портрет в истории римского искусства занимает первое место. Абсолютно точно, что по значимости и влиянию на развитие живописи и ваяния, у него нет соперников. Умение египетских художников создавать на своих картинах объём подтолкнуло римских мастеров искать собственные способы воплощения трёхмерных сюжетов на полотне и в мраморе.

Обратная перспектива, применённая египтянами при написании лиц, была заимствована у них для изображения на иконах ликов святых – лишённые чувственности темперные лица и очень большие глаза, устремлённые прямо на зрителя, как будто из другого, горнего, мира, вызывают ощущение многомерности пространства и причастности к нематериальной жизни.

Музеи

Сегодня знаменитые произведения искусства древности представлены во всех главных музеях мира. Есть фаюмские портреты в Эрмитаже и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 2002 г. в ГМИИ была организована уникальная выставка-экспозиция по Восточному Египту «Путь к бессмертию». В неё включено 16 надгробных панелей из 22-х имеющихся в собрании музея.

Фаюмский портрет в Пушкинском музее появился благодаря отечественному египтологу, коллекционеру и меценату В. С. Голенищеву. Часть его коллекции хранится и в Эрмитаже, но её держат в запасниках.энкаустика техника рисования

Самый ценный фаюмский портрет в Пушкинском музее изображает молодого человека в белой тоге и с золотым венком из лавровых листьев. Этот экспонат датирован концом 1 в. н.э. Он наиболее хорошо сохранён и содержит большое количество неоспоримых, значительных и интересных сведений.

Многие фаюмские портреты древнего Египта включены в экспозиции лучших музеев мира, в частности, это касается Британского музея, Королевского музея Шотландии, музея искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке и «Лувра» в Париже.

К сожалению, большинство портретов было добыто непрофессионалами, поэтому лишь малая часть из них содержит основательное историко-художественное описание. Этот факт серьёзно снижает качество информации, которую можно было бы почерпнуть из уникальных артефактов. В результате общая значимость основной массы картин, а также их конкретная интерпретация остаются спорными.