Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее

Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Полотна кисти этого мастера выставлены в крупнейших музеях мира. Жизнь и творчество данного деятеля искусств вызывают большой интерес у многих почитателей его таланта.

Поэтому в данной статье собраны некоторые интересные факты из биографии художника Лукаса Кранаха Старшего. Также нас интересует творческое наследие живописца. Среди наиболее известных картин Лукаса Кранаха Старшего можно назвать (представленные в настоящей статье в качестве иллюстраций по порядку): "Лот с дочерьми", "Давид и Вирсавия", "Портрет Елизаветы Австрийской", "Геркулес и Омфала", "Портрет саксонской принцессы", "Пир Ирода", "Женский портрет", а также "Венера и Амур".

Лот и его дочери

Загадка имени

Ранний период жизни этого немецкого живописца оставил о себе очень мало достоверных сведений. Доподлинно неизвестно даже имя отца художника. Историки-искусствоведы также затрудняются назвать, как был наречен сам прославленный представитель старой немецкой школы изобразительного творчества.

Крайне скудные сведения имеются и относительно того, получил ли Лукас какое-либо официальное образование в области искусства. Точно известно, что первым учителем рисования стал для него отец, который был достаточно известным художником в Германии. Некоторые биографы утверждают, что родитель будущего классика живописи руководил собственной мастерской, в которой работали несколько сотрудников.

Фамилия художника представляет собой творческий псевдоним в честь местности, в которой родился Лукас Кранах Старший. Такая манера избирать для себя имена вполне традиционна у представителей той эпохи.

шедевр кранаха

Ранние годы жизни

Получив от отца необходимые умения и навыки, Лукас Кранах Старший, картины которого сегодня выставляются в лучших галереях мира, отправился странствовать по Европе. В поисках работы он часто переезжал из одного города в другой и постепенно приобрел славу одного из выдающихся германских живописцев своего времени.

Елизавета Австрийская

Кранах и религия

Интереснейшим фактом из раннего периода биографии, который повлиял на творчество Лукаса Кранаха Старшего, является его паломническая поездка в Палестину и посещение мест, где происходили евангельские события. Из этого следует, что христианская вера играла значительную роль в судьбе великого художника. Ряд эпизодов из его жизни подтверждает данное предположение.

Он был знаком и даже в течение долгих лет дружил с основоположником протестантской религии - Мартином Лютером. Кранах был одним из первых, кто написал портрет этого исторического персонажа. За весь период своего творчества он неоднократно рисовал Мартина Лютера, а также создавал иллюстрации к религиозной литературе для протестантов и к проповедническим изданиям.

Известно, что первый портрет предводителя Реформации Лукас написал в то время, когда его друг был еще простым монахом. Известны и некоторые карикатуры на Папу Римского и других представителей протестантской церкви, которые художник нарисовал по заказу различных издательств.

На представленном выше полотне "Лот и его дочери" изображены герои известного библейского сюжета. Яркие платья женщин эффектно выделяются на темном фоне и контрастируют с черным одеянием отца семейства. Это не только свидетельствует об особом художественном приеме, но и выражает существовавшую в ту эпоху идею о власти женщин. Тот же принцип применяется на полотне "Адам и Ева", где прародители всех людей нарисованы стоящими под деревом с могучей кроной, которая создает тень над мужчиной. Его супруга как будто бы светится изнутри. Под "властью женщин" в этих произведениях подразумевается сила красоты.

полотно Кранаха

Жизнь при дворе

После продолжительных лет странствий Лукас Кранах Старший, портреты кисти которого славились уже по всей Европе, был приглашен на должность придворного живописца правителем германской местности Саксония. В своей деятельности он настолько преуспел, что уже спустя четыре года получил дворянский титул. Служба не ограничивалась художественным творчеством, а предполагала участие в некоторых дипломатических миссиях.

Во время выполнения одного из подобных поручений Лукас Кранах Старший написал портрет римского императора Максимилиана. Работа художника так сильно понравилась правителю, что тот впоследствии заказал ему выполнить ряд иллюстраций для молитвенника, который издавался на его средства. Кроме изображений, принадлежавших кисти придворного живописца саксонского курфюрста, эту книгу украшали репродукции творений другого деятеля германского Возрождения - Дюрера.

Портреты

Помимо императора Максимилиана и Фридриха, курфюрста Саксонии, на картинах Лукаса Кранаха Старшего изображены и другие выдающиеся деятели его эпохи. Эти холсты не отличаются особым приукрашиванием внешности моделей, как это обычно было на подобных полотнах того времени со знатными лицами. Данный факт можно объяснить тем, что живописец к началу портретного периода своего творчества достиг уже довольно высокого социального положения и не должен был пресмыкаться перед вышестоящими персонами.

Однако он и не углублялся в тонкости познания и изображения характера людей, позировавших ему. Лукас Кранах Старший воспринимал работу над подобными полотнами как чисто коммерческую деятельность, что тем не менее не умаляет художественного достоинства картин. Иногда сроки на выполнение заказа были крайне сжатыми.

Так, один из представителей элиты заключил с ним контракт на написание более 40 портретов. Естественно, художник не имел возможности тщательно прорабатывать каждый из них.

Принцесса Саксонии

Успешный предприниматель

Помимо творческой карьеры, Лукас Кранах Старший занимался также содержанием аптек и некоторых других торговых точек. Интересным является тот факт, что его фармацевтический бизнес приносил доход потомкам великого художника в течение трех веков после его смерти.

Творческая мастерская

Художник воспитал двух сыновей, которые пошли по стопам отца. Они работали в его собственной мастерской, где также трудились около десяти искусных живописцев. Картины Лукаса Кранаха Старшего часто создавались в нескольких экземплярах. Причем в работе над каждым из них могли участвовать еще несколько сотрудников его творческой лаборатории. Дети знаменитого деятеля продолжали тиражировать его полотна даже после кончины своего отца.

Кроме этого, успешный художник имел собственную печать, на которой был изображен дракон. Он ставил ее на произведениях. Этот штамп служил своеобразным знаком качества. По его наличию люди распознавали авторскую принадлежность полотен.

Кроме своих шедевров, он ставил фирменную печать на понравившихся ему творениях учеников. Это рассматривалось как высшая похвала со стороны прославленного наставника. Вот почему доказать подлинность полотен немецкого мастера - весьма сложная задача.

В собрании Дрезденской картинной галереи присутствуют только те шедевры гения эпохи Возрождения, принадлежность коих кисти данного живописца не вызывает сомнений.

"Пир Ирода" Кранаха

История проникновения искусства Кранаха в Россию

Во время своего царствования императрица Екатерина Великая не только провела множество реформ в различных отраслях государственной политики, но также общалась с ведущими деятелями культуры и искусства. В процессе этого взаимодействия она пришла к выводу, что для просвещения широких масс необходимо пополнение коллекции в Эрмитаже картинами Лукаса Кранаха Старшего и других европейских мастеров.

В результате было закуплено несколько десятков полотен.

Мифологический сюжет

Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина "Венера и Амур" Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства.

Этот шедевр представляет собой изображение богини любви в компании маленького крылатого лучника, натягивающего тетиву. В верхней части картины расположена надпись на латинском языке, которая содержит стихотворение, предостерегающее людей от чрезмерного сладострастия.

Особенности творческого стиля

Этот случай обращения к мифологическим сюжетам был первым и в творчестве самого Кранаха, и во всем германском искусстве. Новаторство заключалось и в изображение обнаженной натуры. До момента создания картины существовало негласное вето на присутствие на полотнах голых персонажей. Исключение составляли только рисунки, на которых главным героем была библейская Ева с ее мужем Адамом.

Кранах, несмотря на довольно пуританские традиции современного ему германского искусства, все же решился написать серию картин в стиле ню. Но будучи человеком, придерживающимся христианских взглядов, он поместил на полотне "Венера и Амур" эпиграф, содержащий стихотворение, заключающее в себе нравоучение.

Данный живописец, по мнению многих специалистов, не является мастером цвета, но изображение форм у него превосходное.

женский портрет

Подражание итальянским мастерам

Впоследствии художник не раз обращался к мифологическим сюжетам. Обнаженная натура, присутствующая на его полотнах, все больше напоминала героинь шедевров итальянской эпохи Возрождения. Данный факт является доказательством того, что, во-первых, художник был знаком с творчеством великих современников, а во-вторых, что он сам в совершенстве овладел их техникой.

В каких музеях выставлены полотна Кранаха?

После смерти великого мастера часть его творческого наследия была куплена основанной в то время Дрезденской картинной галереей ("Цикл о пленении и мучениях Иисуса", "Адам и Ева", "Давид и Вирсавия", "Портрет герцогини Катарины Мекленбургской"). В данном музее и сейчас находится подавляющее большинство его произведений. Также картины этого художника можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге ("Венара и Амур", "Женский портрет"), в Лондонской картинной галерее и ряде других крупных собраний мира.

Лукас Кранах Старший по праву занимает место среди самых выдающихся представителей живописного искусства эпохи Возрождения. Он является одним из основателей так называемой старонемецкой художественной школы. После его кончины дело живописца было продолжено его детьми, которые в течение многих десятилетий творили под прославленной фамилией.