А. А. Леонтьев - российский психолог и лингвист. Биография, основные труды

0
0

Алексей Леонтьев – лингвист, доктор филологических наук. Ученый родился в 1936 г., 14 января, в Москве. Он являлся действительным членом РАО и АПСН. Им было написано множество статей и книг. Сложно переоценить вклад, который внес в развитие науки о языке и речевой деятельности А. Леонтьев. Труды ученого стали методическим пособием для многих педагогов и воспитателей. Рассмотрим далее основные проблемы, которые изучал лингвист.

а а леонтьев

Леонтьев Алексей: биография

В 1958 г. будущий выдающийся ученый окончил романо-германское отделение филфака МГУ (специальность "немецкий язык"). После выпуска по 1975 г. А.А. Леонтьев работал сначала младшим, затем старшим научным сотрудником Института языкознания АН СССР. С 1963 по 1975 г. он защитил три диссертации. После этого стал заведующим кафедрой по методике и психологии в Институте русского языка им. Пушкина. В 1976 стал профессором МГПИ, а в 1997 – МГУ.

С 1992 г. Алексей Алексеевич Леонтьев являлся действительным членом РАО, а с 1997 - в АПСН. Он также был членом президиума в правлении Педагогического общества и руководил секцией "Массовые коммуникации в воспитании и обучении" ПО РСФСР. Кроме этого, Алексей Алексеевич являлся председателем в Научно-методическом совете по интенсивному изучению иностранных языков при АПН СССР, членом редакционных коллегий разных методических журналов.

Начиная с 1970-х гг. российский психолог Леонтьев занялся проблемами педагогики. В течение многих лет он тесно сотрудничал с Давыдовым, Амонашвили и прочими видными деятелями. А.А. Леонтьев руководил лабораторией языкового образования во Временном научно-исследовательском коллективе "Школа" и в МИРОС. Он является автором огромного количества научно-популярных статей, в которых рассматриваются вопросы вузовского и среднего образования. В 1997 г. ученый становится научным руководителем ассоциации "Школа 2000", а с 2001 – ее президентом. Скончался ученый в 2004 г., 12 августа, в Москве.

алексей алексеевич леонтьев

Леонтьев А.А. "Основы психолингвистики"

Ученый является автором более 800 статей и 30 книг. Одной из самых значимых работ считается книга "Основы психолингвистики". Чем уникально это издание? Как отмечает сам автор, до выпуска книги пособий по психолингвистике практически не было. В начале 1970-х гг. был создан толстый компендиум. Ученые того периода, используя принятую тогда терминологию, называли его "Основами теории речевой деятельности". Среди авторов этого издания были Зимняя, Леонтьев (отец Алексея Алексеевича), Ильясов, Вольф, Зиндер, Бондарко, Гриншпун, Костомаров и пр. Эта книга была весьма содержательной. Ее и сегодня рекомендуют студентам. Однако эта работа не совсем адаптирована под современные условия.

В 1990 г. Л. Сахарный издал книгу "Введение в психолингвистику". Она была написана на великолепном дидактическом и научном уровне. Однако тираж издания был настолько мал, что труд не дошел даже до Москвы. Все это обусловило необходимость выпуска книги Леонтьева. Ее написание и издание поддерживал институт "Открытое общество".

российский психолог леонтьев

Теория и методология

В первой части книги А.А. Леонтьев определяет специфику науки. Он характеризует ее место среди прочих дисциплин, изучающих человека. Автор говорит о том, что достаточно продолжительное время психолингвистика рассматривалась советскими учеными как область познания, находящаяся на границе языкознания и психологии. Такой подход обуславливался приблизительным, неточным представлением о научной системе в целом и о взаимодействиях дисциплин в частности.

Считается, что некоторые области, к которым относят психологию, лингвистику, патологию и физиологию речи, поэтику и пр., имеют один объект. В свою очередь, это значит, что все они используют одинаковые индивидуальные события, факты. Но научная абстракция протекает в них по-разному. В итоге формируется многообразие абстрактных объектов. Они представляют собой средства, характеризующие реальные индивидуальные явления, процессы, события, исследуемой области.

алексей леонтьев лингвист

Объект

Описание его, как считает А.А. Леонтьев, может быть различно в зависимости от направления науки. Между тем в исследуемой автором области объект – комплекс речевых (и не только) реакций, актов, действий. Лингвисту важен набор средств выражения, психологу – непосредственный речевой процесс, дефектологу – отклонения от нормального его течения. Каждый специалист выстраивает свою систему моделей актов, реакций или действий. Учитываются не только объективные свойства, но и точка зрения науки на момент исследования. Она, в свою очередь, определяется и путем, пройденным до формирования предмета, и задачами, стоящими перед дисциплиной.

Из этого можно сделать следующий вывод. Объект у разных наук может быть одинаковым, но предмет будет специфичен для каждой науки. Он является тем, что видит в ней отдельный специалист. Психология речи, языкознание и прочие аналогичные науки используют одни и те же объекты или события. Но абстракция формируется по-разному. В результате выстраиваются различные системы логических моделей. И каждая из них будет соответствовать научному предмету. Это рассуждение относится к генетическому подходу формулирования теории.

Существует и аксиоматический метод. При его использовании область предметов, по отношению к которой формулируется теория, не принимается за исходное. Отправным компонентом выступает некоторая система высказываний. Она описывает определенную область объектов. Кроме этого, исходным звеном является система логических действий.

леонтьев алексей биография

Особенности науки

Психолингвистика исследует те процессы, в которых намерения говорящих трансформируются в сигналы кода, принятого в рамках данной культуры. Они, в свою очередь, преобразуются в интерпретации тех, кто слушает. Иначе говоря, психолингвистика изучает процессы кодирования и декодирования.

Определение

Одно из них принадлежит Ч. Осгуду. Оно сформулировано так: психолингвистика в широком смысле занимается сопоставлением структуры сообщений с характеристиками индивидов, которые их получают и производят. Д. Слобин и С. Эрвин-Трипп дали краткое определение дисциплины. Они характеризуют ее как науку об усвоении и применении структуры языка.

В 1968 г. А. Леонтьев одновременно дал 2 разных определения психолингвистики. В первом обобщалось понимание дисциплины другими учеными. В соответствии с ним, психолингвистика – наука, в которой предметом выступает соотношение между языковой системой и способностью. Второе определение было сформулировано "на перспективу". В соответствии с ним, предметом психолингвистики выступает речевая деятельность в целом и закономерности ее моделирования.

леонтьев а а основы психолингвистики

Изменение взглядов

В 1989 г. Леонтьев полагал, что в качестве предмета психолингвистики выступает структура процессов производства и восприятия сообщений в их соотношении с языковой структурой. Исследования направлены на оценку отношения человеческой способности к речевой деятельности, с одной стороны, и к лингвистической системе - с другой. В 1996 г. автор, говоря о целях дисциплины, указывал, что ими выступает рассмотрение специфики функционирования механизмов воспроизведения и восприятия сообщений в связи с задачами речевой активности общества и развитием личности.

Выводы

По приведенным выше определениям можно проследить, как эволюционировали взгляды на предмет психолингвистики. Сначала он рассматривался как отношение намерений или состояний слушающего и говорящего к структуре сообщений, как механизм (процесс) кодирования и декодирования с помощью языковой системы. При этом акцент делался на следующем: состояние участников общения характеризовалось через текущие свойства сознания. Процесс коммуникации рассматривался как передача информации от одного человека к другому.

а леонтьев труды

Развитие подхода

В рамках изучения психолингвистики возникла идея о речевой деятельности и не двух-, а трехчленной системы. При этом первую стали рассматривать не просто как кодирование и декодирование содержания, данного заранее. Речевую деятельность начали характеризовать как процесс, в котором она формируется. Вместе с тем стало углубляться и расширяться понимание способности языка. Ее начали соотносить не только с сознанием, но и с целостной личностью.

Непосредственная трактовка деятельности также претерпела изменения. Ее начали рассматривать с позиции общения. Его же стали интерпретировать не как направление информации от одного человека к другому. Коммуникацию начали характеризовать как процесс саморегуляции социума.