Первый выход Леонова в открытый космос: история освоения

Когда в 1961-м Юрий Гагарин отправился покорять космос, все население планеты было удивлено и потрясено его подвигом. Следующие достижения космонавтики СССР продолжали удивлять весь мир. Всего лишь через несколько лет состоялся первый выход человека в открытый космос. Леонов Алексей Архипович был тем самым космонавтом, вошедшим в историю. Командиром экипажа корабля был Павел Беляев.

выход леонова в открытый космос

Накануне

После исторического полета Юрия Гагарина минуло четыре года. Все это время человечество продолжало наблюдать с завидным интересом за гонкой 2 сверхдержав в космосе – США и СССР. Им уже удалось отправить на орбиту несколько пилотируемых космических аппаратов. А в 1964-м руководство компартии сообщило миру, что к звездам улетели сразу три советских космонавта. Соответственно, следующим принципиальным шагом должен стать выход в открытое космическое пространство.

Тем временем оба государства продолжали заниматься своими космическими программами. К примеру, специалисты понимали, что при длительных полетах космонавту рано или поздно придется вести определенные работы снаружи космического аппарата. Также было понятно, что выполнять их будут исключительно сами пилоты. Следовательно, в срочном порядке было необходимо разработать действенную и, самое главное, безопасную систему осуществления таких работ. В советской империи этими вопросами занимался академик Королев. А тридцатилетний космонавт из 1-го отряда Алексей Архипович Леонов оказался главным и непосредственным исполнителем этих начинаний.

Для этого ученые стали усовершенствовать космический аппарат «Восход». В феврале 1965-го все работы уже были закончены... Когда же был совершен первый выход в открытый космос Леонова? Об этом мы поговорим далее.

Усовершенствованный космический корабль

Корабль «Восход-2» - это усовершенствованная версия аппарата, на котором в далеком 1964-м был совершен полет сразу трех пилотов, о чем говорилось чуть выше.

Новый же звездолет был приспособлен для полета двух космонавтов. На нем и должен был совершить космонавт Леонов выход в открытый космос. На борту была предусмотрена специальная надувная шлюзовая камера для выхода в космическое пространство. Система устройства была следующей: надувалась камера, которая уже была готова принять пилота. Когда же осуществлялась подготовка к приземлению, камера автоматически «отстреливалась», и сам космический аппарат спускался без нее.

Между прочим, весь этот эксперимент с камерой и космонавтами был довольно рискованным. Дело в том, что специалисты не успели досконально проверить работу абсолютно всех систем. За один месяц до полета беспилотный космический аппарат по ошибке был взорван. После этого инцидента С. Королев и М. Келдыш имели длительную беседу с пилотами. В итоге запланированный выход космонавта Леонова в открытый космос не был отменен.

выход в открытый космос леонова

Универсальность «беркута»

Все отечественные скафандры называли именами хищных птиц. Так, есть космический костюм «Орлан». Есть «Кречет», есть «Ястреб», «Сокол»… Первый же скафандр для выхода в космическое пространство назвали «Беркутом». Он весил порядка 40 кг. В условиях невесомости этот показатель ровным счетом не имел никакого значения. Но, однако, эта цифра давала представление о серьезности всей конструкции.

Системы скафандра были очень эффективными и при этом довольно простыми. Так, специалисты отказались от регенерационной установки, и при выдохе углекислый газ напрямую выпускался в космическое пространство.

Данный скафандр применялся один раз, когда экипаж Беляев – Леонов отправился в космос. Специалисты утверждают, что «Беркут» и поныне считается не только единственным и уникальным скафандром, но и универсальным. А универсальность заключалась в том, что он предназначен и для спасения космонавтов при разгерметизации космического аппарата, и для выхода человека в открытое пространство.

Очевидные угрозы

Наши современники прекрасно осведомлены об опасностях, которые априори могут угрожать пилоту в открытом космосе.

1. Пилот может потерять связь с аппаратом. Так, Алексей Архипович Леонов был привязан к «Восходу-2» надежным фалом. Его длина – 5,5 м. В течение исторического выхода человека в открытое пространство космонавт неоднократно вытягивался на длину троса, а потом подтягивался к аппарату. По сути, только благодаря прочности этого страховочного фала пилот мог в действительности вернуться домой.
  2. В открытом пространстве космонавт мог столкнуться с так называемым «космическим мусором». Правда, в те времена такая вероятность была ничтожно мала. Напомним, до «Восхода-2» на орбите побывали только одиннадцать пилотируемых космических аппаратов и ряд спутников. Все они были довольно на низких орбитах и, соответственно, львиная доля обломков, которые остались после них, быстро сгорала. Таким образом, они не успевали причинить никому вреда.
  3. Разумеется, у пилота есть серьезный риск, что у него закончится запас кислорода. Скафандр «Беркут» был разработан специально для выхода в космос. У него полная автономность. Запас воздуха – 1666 л. Максимальная длительность пребывания вне аппарата - 45 минут. За это время пилот должен успеть войти в шлюзовую камеру, выйти в космос, побывать в свободном полете и вернуться в шлюз. Никакого ресурса на исправление возможных ошибок или спасение вообще не предусматривалось.
  4. У космонавта может возникнуть угроза переохлаждения или перегрева. Так, Леонову удачно удалось завершить свой выход до того, как космический аппарат попал в тень от нашей планеты. В противном случае, такие низкие температуры серьезно могли бы осложнить все действия космонавта. Кроме того, в условиях кромешной тьмы он не смог бы справиться со страховочным тросом и входом в шлюзовую камеру.
  5. В открытом пространстве космонавт мог получить определенную дозу радиации. Когда совершил космонавт Леонов первый выход в открытый космос, ему, по его словам, сильно повезло. Дело в том, что в своем выходе в пространство он лишь задевал край радиационно-опасной зоны. Когда Леонов вернулся, специалисты зафиксировали у него довольно большую дозу радиации, но это, к счастью, не привело к повреждениям здоровья.

выход алексея леонова в открытый космос

Миссия выполнена

Дата выхода в открытый космос Леонова Алексея Архиповича - 18 марта 1965 года. Космический аппарат под названием «Восход-2» оторвался от земли с «Байконура». Как только корабль вышел на орбиту, на первом же витке надули шлюзовую камеру. Когда «Восход» уже заходил на второй виток, Леонов перебрался в камеру. После чего командир экипажа окончательно задраил люк за коллегой.

Спустя несколько минут в камере начали стравлять воздух. И еще через две минуты пилот уже решился отправиться в непознанную для него бездну – в открытый космос.

Он начал проводить эксперименты и наблюдения, которые были предусмотрены программой. Он отдалялся от аппарата на метр и возвращался. Он постоянно разговаривал по радиостанции не только с Беляевым, но и с сотрудниками наземных служб.

Через некоторое время командиру удалось подключить телефон в леоновском скафандре к передачам столичного радио. В этот момент диктор Левитан читал информационное сообщение о выходе советского человека в космическое пространство. И все население планеты посредством телетрансляции с камер аппарата могло видеть, что все-таки совершил Алексей Архипович Леонов выход в открытый космос. Он махал рукой всему миру прямо оттуда…

первый выход человека в открытый космос леонов

3001-я проблема

Выход Леонова в открытый космос мог закончиться весьма плачевно. Когда космонавты тщательно готовились к полету, они отработали три тысячи различных аварийных ситуаций. Конечно же, они нашли такое же количество решений. Однако Алексей Леонов неоднократно признавался, что в космическом пространстве по закону возникнет и 3001-я непредвиденная ситуация. И именно ее придется в срочном порядке решать. Так, собственно, и произошло.

Когда программа экспериментов в открытом космосе закончилась, Леонову приказали вернуться. Но сделать это было очень нелегко. Из-за давления в пространстве скафандр потерял свою гибкость. Кроме того, он раздулся. Иными словами, космонавт находился внутри надутого и довольно большого шара. И, соответственно, он был не в состоянии пролезть в шлюзовой люк. Кроме того, запас кислорода в «Беркуте» заканчивался. Таким образом, Леонову было необходимо принять определенное решение. Причем срочно. Сперва он хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю. Но потом осознал, что советом ему не помогут, так как он был единственным человеком, который когда-либо сталкивался с чем-то подобным.

Как бы то ни было, космонавт нашел выход из кажущейся тупиковой ситуации. В нарушение всех инструкций он стравил излишки кислорода, чтобы уменьшить размеры скафандра и головой вперед втянулся в шлюз. По большому счету, это удалось ему сделать только благодаря своей превосходной физподготовке.

После этого Алексей Архипович Леонов с колоссальными усилиями смог развернуться, задрав люк. Воздух начал поступать в камеру. Казалось, все опасности окончательно миновали...

алексей леонов первый выход в открытый космос

Долгая дорога домой

Итак, борьба советского космонавта Алексея Архиповича Леонова за жизнь, к счастью, уже завершилась. Однако на борту возникла не менее серьезная проблема. Дело в том, что в кабине было зафиксировано парциальное давление кислорода. Причем оно продолжало расти и расти. И, соответственно, если в схемах приборов появится мельчайшая искра, то все это могло привести к настоящему взрыву.

Позже причина этой проблемы была выяснена. На протяжении длительного времени аппарат нагревался неравномерно, так как он был корректирован относительно Солнца. Из-за этого корпус корабля был незначительно деформирован.

Кроме того, из небольшой щели люка камеры, как оказалось, воздух улетучивался. К сожалению, советские космонавты не смогли разобраться с проблемой и поэтому с ужасом наблюдали за показаниями приборов. Однако, когда давление нормализовалось, люк захлопнулся, и угроза окончательно исчезла.

Правда, на этом неприятности экипажа вовсе не закончились. «Восход-2» должен начать приземляться после семнадцатого витка. Однако тормозная техника в автоматическом режиме почему-то не сработала. Космический аппарат несся по орбите. Членам экипажа пришлось осуществлять программу посадки в ручном режиме. Беляев смог сориентировать корабль в правильное положение, направив его в безлюдную таежную местность. По воспоминаниям командира, в тот момент он более всего боялся, что аппарат попадет в густонаселенную территорию или заденет линии электропередач.

Также была опасность приземлиться в недружественном тогда Китае. К счастью, этого не случилось.

Корабль приземлился в глухой заснеженной тайге, за тридцать километров от г. Березники, что в Пермской области.

К сожалению, космонавтов нашли не сразу. С вертолета спасатели довольно быстро обнаружили парашюты, которые повисли на ветках высоких деревьев. Но посадить воздушное судно было очень тяжело. И вытащить приземлившихся членов экипажа на тот момент не было возможности. Таким образом, на протяжении двух дней космонавты просидели в лесу и ждали помощи. При этом начались тридцатиградусные морозы.

Для утепления они использовали парашюты и скафандры. Также они разожгли костер. На утро в нескольких километрах от места приземления космического аппарата прибыл десант спасателей. Они расчищали площадку для вертолета. Кроме того, им удалось сбросить с него теплые вещи и продукты. А на канатах спустилась и группа специалистов вместе с врачом. Именно они смогли обеспечить космонавтам лучшие условия. Так, они возвели избушку, оборудовали спальные места, а на следующий день площадка для приема вертолета была окончательно подготовлена. Правда, всем пришлось пробежаться на лыжах еще девять километров, чтобы добраться до нее.

Через некоторое время на борту вертолета космонавты прилетели в Пермь. Первым делом они позвонили главе Советского Союза Леониду Брежневу. Они сообщили, что первый выход в открытый космос Алексея Леонова и Павла Беляева удачно завершен. Через день их уже встречала столица…

первый выход в открытый космос алексея леонова

Заслуженная слава

Алексей Архипович Леонов оказался 15-м пилотом, который побывал в космосе. Кроме того, он считается тем человеком, который смог совершить принципиальный шаг после великого Гагарина.

Осенью 1965-го FAI (Международная авиационная федерация) официально подтвердила рекорд пребывания человека в космосе. Выход Леонова в открытый космос длился чуть больше двенадцати минут. Ему вручили престижную медаль под названием «Космос». Эта награда данной федерации считается высшей. Кроме того, командир «Восход-2» П. Беляев также был отмечен дипломом и медалью.

На родине Леонову присвоили звание Героя Советского Союза. Впрочем, заслуги советского космонавта были отмечены и многими другими наградами. Кстати, один из лунных кратеров носит его прославленное имя.

Последователи

Первый выход в открытый космос советский экипаж осуществил на 2,5 месяца ранее, чем команда астронавтов Соединенных Штатов.

Первым пилотом США, который был в открытом пространстве, был Э. Уайт. Это случилось в самом начале лета 1965-го. Продолжительность пребывания в космическом пространстве – двадцать две минуты.

А весной 2001-го соотечественница Уайта С. Хелмс побила рекорд, связанный с продолжительностью пребывания в космосе. Эта американка находилась в пространстве почти девять часов!

Безусловным рекордсменом по количеству выходов стал отечественный космонавт А. Соловьев. Шестнадцать раз ему пришлось выходить в открытый космос. При этом общая продолжительность его пребывания там составляет более чем восемьдесят два часа, что, по сути, является также рекордом.

Первым же человеком, который вышел в межпланетное пространство, был А. Уорден из США. Он являлся одним из участников знаменитой лунной экспедиции. Астронавту пришлось выйти в космос с целью перенести готовые негативы из одного модуля в другой.

Ну а первой женщиной, которая вышла в космос, была Светлана Савицкая. Ее выход в открытое пространство состоялся в середине лета 1984-го…

леонов алексей архипович выход в открытый космос

«Время первых»

О событиях, связанных с первым выходом человека в открытый космос, был снят фильм. Картина вышла весной 2017-го. Продюсерами проекта стали Т. Бекмамбетов и Е. Миронов в том числе. По их словам, они были вдохновлены героизмом членов экипажа «Восход-2». В результате продюсеры создали масштабную кинокартину, которая называется «Время первых». Естественно, государственная корпорация «Роскосмос» всячески поддерживала этот проект.

По сути, в этой ленте не скрупулезно восстановлены события тех исторических дней. Да и цель у продюсеров была все-таки иная. Они снимали даже не художественную ленту, они работали, скорее, над научно-фантастической картиной, в основу которой лег реальный и легендарный полёт 18 марта 1965-го.