Что такое профессиональный стандарт педагога

Все виды деятельности имеют свой профессиональный стандарт. Педагог – это особенно ответственное призвание. Не удивительно, что данная категория трудящихся также подверглась определенной стандартизации. Несмотря на многочисленные споры и противоречия, были разработаны нормативные документы, которые позволяют четко сформулировать требования к сотрудникам образовательных учреждений.

профессиональный стандарт педагог

Некоторые тонкости

Массу ограничений накладывает на деятельность учителя профессиональный стандарт. Педагог как ключевая фигура в системе образования должен быть гибкой и творческой личностью. В связи с этим противники стандартизации считают, что подобные нормативные документы загонят учителя в строгие рамки, которые ограничат возможность индивидуального подхода к методике преподавания. Тем не менее данное решение было принято.

Есть еще одна тонкость, которая ставит под вопрос профессиональный стандарт. Педагог – это не только ключевое звено системы образования, но также ее продукт. Нынешние учителя, воспитатели и преподаватели также проходили подготовку в определенных заведениях. При этом с появлением нормативного документа, к знаниям и компетенциям педагогов предъявляются особые требования. Но можно ли требовать от человека передавать воспитанникам то, чему его самого не учили? Таким образом, требуется проведение работы по реформе системы образования и повышения квалификации.

Дифференциация по региональному признаку и прочим особым условиям является безусловным преимуществом введения такого новшества, как профессиональный стандарт. Педагог в большом городе и отдаленной деревне выстраивает образовательную тактику по-разному. Таким образом, удастся избежать «уравниловки». Будут оцениваться не только личные показатели учителя, но также среда, в которой он работает.

Зачем нужен стандарт педагога?

По данному вопросу в каждом учебном заведении должен быть проведен педсовет. Профессиональный стандарт педагога выполняет несколько важных функций, а именно:

  • работает как инструмент адаптации образовательной стратегии к современным тенденциям, а также ее реализация в текущих условиях;
  • повышение качества отечественного образования с целью доведения его до международных стандартов;
  • механизм объективной оценки уровня квалификации и личностных качеств каждого педагога;
  • установление четких критериев отбора персонала в учебные заведения разного уровня;
  • выступает в качестве основы для формирования текста трудового договора, в котором в полной мере будут отражены права и обязанности претендента на должность педагога.

профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

Особенности стандарта

Беря во внимание педсовет, профессиональный стандарт педагога должен рассматриваться с точки зрения его ключевых особенностей. Стоит особенно отметить такие моменты:

  • документ разработан с учетом структуры деятельности учителя;
  • данный инструмент регламентирует основные положения, но не устанавливает жестких рамок;
  • стандарт призван избавить педагога от необходимости выполнять те функции, которые не относятся к его прямым обязанностям;
  • формулировка документа разработана таким образом, чтобы стимулировать учителя к поиску новых нестандартных подходов;
  • приведение деятельности педагога к международным стандартам и нормам, что делает отечественное образование качественным и конкурентоспособным;
  • учет требований и нормативов, выдвигаемых всеми профильными ведомствами и министерствами.

Ключевые характеристики стандарта

Сущность профессионального стандарта педагога раскрывается в его ключевых характеристиках. Стоит выделить следующие существенные моменты:

  • документ определяет требования к квалификации лиц, занимающихся педагогической деятельностью;
  • отдельные положения стандарта могут быть переработаны и дополнены на местах с учетом специфики региона или конкретного учебного заведения;
  • данный нормативно-правовой акт содержит дифференцированные стандарты для педагогов разных уровней;
  • учитывая, что предметы «Русский язык» и «математика» являются ключевыми и обязательными к сдаче на ЕГЭ, к специалистам в данной сфере выдвигаются дополнительные требования;
  • в документе отмечено, что профессиональные навыки педагога неотделимы от его личных качеств;
  • стандарт позволяет преодолеть общепринятый технократический подход к оценке труда учителя, сделав упор на индивидуальные особенности;
  • положения стандарта призваны мотивировать педагога к непрерывному повышению квалификации.

стандарт профессиональной деятельности педагога

Основные обязанности педагога

Профессиональный стандарт педагога дошкольного, школьного и профессионального образования непременно включает перечень основных обязанностей. Так, учитель должен:

  • Иметь высшее педагогическое образование. Те преподаватели, которые имеют средний уровень квалификации, должны иметь возможность для получения соответствующей степени без отрыва от основной деятельности (этот момент также регламентирует профессиональный стандарт педагога дополнительного образования).
  • Демонстрировать отличное знание предмета в рамках программы, утвержденной соответствующим министерством.
  • Уметь грамотно планировать и проводить уроки с последующим анализом их эффективности. Если последнее действие даст негативный результат, педагог должен скорректировать систему донесения знаний до учеников.
  • Знать и применять на практике нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки классических представлений о преподавании. Это могут быть полевые опыты, практические эксперименты и прочее.
  • Руководствоваться индивидуальными подходами в работе с учениками, которые обладают разными способностями к восприятию информации. Отстающие, одаренные ученики, носители иностранного языка, инвалиды – все должны быть в равной степени задействованы в учебном процессе.
  • Объективно подходить к оценке знаний учащихся.
  • Владеть соответствующими компетенциями.

Воспитательная работа

Массу требований выдвигает профессиональный стандарт педагога. Дополнительного образования порой бывает недостаточно, чтобы привести специалиста в соответствии с указанными нормами, ведь важно не только передавать знания, но также воспитывать учеников. В связи с этим учитель должен:

  • применять формы воспитательной работы, как во время уроков, так и во внеклассной деятельности;
  • контролировать и регулировать поведение учеников, создавая безопасную и здоровую среду;
  • уметь не навязать воспитаннику знания, а стимулировать его познавательную активность;
  • искать пути достижения педагогических целей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из учеников;
  • устанавливать равные педагогические цели для воспитанников с разными способностями;
  • разрабатывать свод правил и мотивировать учеников к его выполнению;
  • стимулировать воспитанников к созданию системы самоуправления и всячески помогать им в формировании соответствующих органов;
  • уважать детей, признавая и защищая их личное достоинство и право на собственное мнение;
  • доносить до учеников не только знания, но также их ценностный аспект;
  • развивать у детей культуру переживания, эмоциональную сферу и ценностные ориентации за счет проектирования учебных ситуаций на реальную жизнь;
  • учитывать культурные и гендерные различия детей, находящихся в одной образовательной группе;
  • быть готовым к тесному сотрудничеству с другими специалистами;
  • поддерживать традиционный уклад образовательного учреждения, постепенно привнося в него собственные положительные изменения.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования: компетенции

Прохождение подготовки в средних и высших учебных заведениях приходится на достаточно сложный психологический период. В связи с этим профессиональный стандарт педагога профессионального образования декларирует необходимость наличия у специалиста таких компетенций:

  • готовность работать с учениками, независимо от их способностей, убеждений и социального положения;
  • готовность оказать помощь не только в образовательных, но также в личных вопросах;
  • умение направлять адресные педагогические приемы для оказания помощи и содействия конкретному ребенку;
  • готовность обсуждать с другими специалистами проблему всей учебной группы и каждого отдельного ее члена;
  • знание особенностей и закономерностей развития личности в конкретный возрастной период;
  • готовность встать на защиту отдельных учеников с целью облегчения процесса их интеграции в общий коллектив;
  • владение базовыми приемами психодиагностики, которые позволят определить состояние ученика.

профессиональный педагогический стандарт педагога

Компетенции, необходимые для работы в начальной школе

Ряд требований выдвигает профессиональный стандарт педагога. Учителя начальной школы должны, в обязательном порядке, обладать такими компетенциями:

  • знание специфики переходного этапа от игровой деятельности к обучению;
  • развитие необходимого уровня учебных действий для качественного восприятия информации;
  • умение создать атмосферу повышенного доверия с учениками;
  • готовность решать вопросы, выходящие за рамки образовательного процесса (например, личные проблемы или психологические отклонения учеников);
  • готовность нести личную ответственность за достижения каждого ученика;
  • умение учитывать индивидуальные особенности детей (степень умственного и физического развития, среда обитания, психическое состояние и т. д.) при оценивании качества знаний.

профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования: компетенции

Работа в детском саду имеет свою неповторимую специфику. Так, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования выдвигает следующие требования к компетенциям воспитателя:

  • знание специфических особенностей дошкольного образования, а также особенностей поведения детей данного возраста;
  • понимание особенностей умственного и физического развития дошкольников;
  • умение организовывать игровую и предметную деятельность, которая направленную на всестороннее развитие воспитанников;
  • способность организовать не только коллективную, но также самостоятельную деятельность детей;
  • умение анализировать свою деятельность на предмет ее эффективности, а также соответствия государственным стандартам и нормам;
  • способность планировать и оперативно корректировать работу с воспитанниками;
  • готовность реализовывать рекомендации других специалистов, которые находятся в тесном контакте с детьми (психологи, логопед и т. д.);
  • создание комфортной и безопасной обстановки для поддержания нормального психического и физического состояния детей;
  • умение оценивать степень усвоения учениками знаний;
  • владеть методами просвещения родителей с целью повышения значимости семейного воспитания и образования.

Оценка выполнения требований стандарта

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования, воспитателя, школьного и профессионального обучения подразумевает периодическую оценку деятельности. Основной критерий – это, конечно же, результат обучения и развития воспитанников. Оценка должна быть не только комплексной, но и детализированной, учитывающей индивидуальные особенности учеников (способности, уровень развития).

Соответствие требованиям такого норматива, как профессиональный стандарт педагога дошкольного образования (воспитателя) выявляется посредством комплексного оценивания. В первую очередь стоит обратить внимание на развитие знаний и способностей детей. Ну и, конечно же, немаловажную роль играет формирование положительного отношения к детскому саду. Не стоит забывать и об интеграции членов семьи в образовательный процесс.

1 профессиональный стандарт педагога дает возможность оценить все сферы деятельности учителя. Тем не менее важным требованием является объективность. Невозможно оценить качество работы педагога, не установив обратную связь с получателем образовательных услуг. Таким образом, к участию в данном процессе должны быть привлечены ученики, а также их родители.

профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Внутренний аудит

Профессиональный педагогический стандарт педагога любого уровня подразумевает возможность оценки результатов деятельности посредством внутреннего аудита. Имеется в виду сопоставление и анализ плановой и отчетной документации. Также допустимо посещение или видеосъемка проводимых учителем уроков с целью определения их эффективности.

Проверка деятельности на соответствие требованиям, которые содержит профессиональный стандарт педагога дошкольного, школьного или профессионального образования может проводиться с привлечением комиссии. Она должна состоять из наиболее авторитетных и опытных сотрудников того или иного учебного заведения. При этом частота и объем проверки в отношении одного и того же специалиста определяется в индивидуальном порядке. Главное, чтобы это было вызвано желанием повысить качество образования, а не личными мотивами.

Результаты внутреннего аудита должны быть документально оформлены. Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) подразумевает использование результатов такой проверки в работе внешней комиссии. Это может сыграть существенную роль при проведении государственной аттестации.

Внедрение профессионального стандарта

Стандарт профессиональной деятельности педагога – это сравнительно новое явление в отечественной сфере образования. Для его оперативного и повсеместного внедрения стоит придерживаться таких основных рекомендаций:

  • Вынесение данного вопроса на широкое обсуждение, в котором будут принимать участие все заинтересованные стороны. Это относится, непосредственно, к педагогам, профсоюзам, администрациям населенных пунктов, экспертным сообществам. Даже ученики и их родители должны быть вовлечены в данный процесс.
  • Вынесение на общее обсуждение не только базового документа, но и дополнений к нему, которые формируются на местах. Прием окончательного варианта стандарта невозможен без достижения консенсуса.
  • Создание специальных общественных ассоциаций, которые будут проводить тотальный контроль на всех этапах внедрения профессиональных стандартов в деятельность педагогов.
  • Всяческое поощрение тех учебных заведений, которые согласятся выступить в качестве пилотного проекта. Помимо информационной и правовой поддержки, им должны быть обеспечены прочие льготы и привилегии.
  • Аналогичное поощрение должно коснутся центров дополнительного образования и повышения квалификации, которые первыми возьмутся за подготовку кадров по новым стандартам.
  • Создание ответственных органов, которые будут решать спорные вопросы, связанные с ошибочностью трактовок определенных пунктов стандарта. Эта мера направлена на защиту прав педагогов.

профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Заключение

Становится обязательным для всех образовательных учреждений профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года. Безусловно, это дополнительная ответственность. Тем не менее этот документ подразумевает предоставление достаточной степени свободы не только образовательным учреждениям, но и отдельным их сотрудникам для формирования принципиально новых методик обучения. Несмотря на то что стандарт разрабатывается на государственном уровне, региональные органы власти, а также каждая отдельная школа (или другое учебное заведение) может разработать свои собственные дополнения и внутренние стандарты.

Введение подобных нормативов для педагогов – это объективная необходимость. Основываясь на международном опыте, стоит отметить, что такие стандарты повышают эффективность процесса отбора кадров. Кроме того, данные положения значительно упрощают интеграцию молодых специалистов в образовательную систему. Безусловно, повсеместное внедрение стандартов не может произойти моментально. Пройдет еще некоторое время, пока регионы и отдельные учебные заведения выработают эффективный механизм перехода на новые нормы и правила.