Спутник Ганимед: история открытия, физические характеристики. Спутник планеты Юпитер

Спутник Ганимед, являясь крупнейшим из известных в нашей Солнечной системе, по своим размерам превышает планеты Меркурий и Плутон. Если бы он вращался вокруг Солнца, а не на орбите Юпитера, то его вполне можно было бы классифицировать как полноценную планету.

Основные физические характеристики

Спутник Ганимед включает в себя три основных слоя:

• Сфера металлического железа в центре (ядро, которое способно генерировать магнитное поле)
  • Скальная оболочка (мантия)
  • Сферическая ледяная оболочка.

Внешняя оболочка имеет внушительную глубину, которая может достигать 800 км. Поверхность верхней части называется ледяным панцирем, так как это в основном лед. Кроме него, оболочка может содержать некоторые смешанные породы. Магнитное поле у такого небесного тела, как спутник Ганимед, имеет замкнутую систему внутри массивной магнитосферы Юпитера. В 1996 году астрономы с помощью космического телескопа "Хаббл" обнаружили доказательства наличия тонкой кислородной атмосферы, недостаточной, чтобы поддерживать жизнь.

ганимед спутник юпитера

Сложная геологическая история

Изображения, полученные с космических кораблей, показывают сложную геологическую историю. Поверхность, которую имеет спутник Ганимед, представлена двумя видами ландшафта. Сорок процентов покрыто кратерами очень темных областей, а остальные шестьдесят имеют светло-бороздчатый рельеф, который образует причудливые узоры. Крупные кратеры на Ганимеде довольно плоские. Они не имеют центрального вдавления. Это, наверное, из-за медленного и постепенного приспособления к мягкой ледяной поверхности.

спутник планеты юпитер
Спутник Ганимед: история открытия

Это открытие, совершенное великим ученым своего времени Галилео Галилеем 7 января 1610 года, наряду с обнаружением трех других спутников Юпитера, в конце концов привело к принятию того, что планеты особым образом вращаются вокруг Солнца. Первоначально Галилей назвал их планетами Медичи, численно - I, II, III и IV. Такая система именования использовалась в течение нескольких веков, вплоть до середины 19 века. Новыми названиями спутников стали Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Цифровые названия стали неактуальными, так как были обнаружены новые дополнительные спутники.

спутник ганимед интересные факты

Ганимед в мифологии

В мифологии он был красивым молодым мальчиком, который был создан на Олимпе Зевсом (греческий эквивалент римского бога Юпитера) замаскированным под орла. Ганимед стал символом виночерпия у Олимпийских богов.

спутник ганимед характеристики

Юпитер - планета-гигант и его "луны"

Планета окружена 53 подтвержденными спутниками, а также 14 временными, в общей сложности 67 спутниками. Юпитер также имеет три кольца, но их очень трудно увидеть и они не столь изящны, как у Сатурна. Юпитер назван в честь царя римских богов. Ученых больше всего интересуют четыре самых крупных, открытых еще Галилеем. Это Европа, Каллисто, Ганимед и Ио.

спутник ганимед история открытия

Основные факты

• Ганимед (спутник Юпитера) примерно того же возраста, как и сама планета, ему около 4,5 миллиарда лет.
  • Расстояние от Юпитера до его естественного спутника составляет более 1 миллиона километров.
  • Ганимед больше, чем некоторые известные планеты, например Меркурий.
  • Дневная температура на поверхности в среднем составляет минус 171 градусов по Фаренгейту, а ночью эта цифра достигает минус 297 (до -193 по Цельсию).

Магнитосфера самого большого спутника

Ганимед, спутник Юпитера, является уникальным в своем роде, так как этот естественный спутник является единственным, имеющим свою магнитосферу. Как правило, эта характеристика свойственна планетам. Магнитосфера Ганимеда напоминает по своей форме комету, в которой заряженные частицы захватываются или отклоняются.

ганимед спутник юпитера

Состав и поверхностные характеристики

Спутник планеты Юпитер Ганимед при средней плотности 1,936 г/см3, скорее всего, состоит из равных частей скалистого материала и водяного льда. Спектральные и ультрафиолетовые исследования также показали наличие диоксида углерода, серы и, возможно, циана, сульфата водорода и различных органических соединений. Более поздние данные показали присутствие таких солей, как сульфат магния и, возможно, сульфат натрия, который мог возникнуть из подземного океана. Спутник планеты Юпитер имеет твердое внутреннее ядро радиусом в 50 км, мантию и сферическую оболочку. Мантия состоит из силикатных материалов, скорее всего хондритов и железа. Внешняя оболочка - это лед и скалы.

Какие еще можно поведать про спутник Ганимед интересные факты? Ученые считают, что где-то в толщах льда располагается замерзший океан. Его присутствие было подтверждено показаниями, принятыми орбитальными аппаратами и посредством изучения того, как ведут себя полярные сияния. Темные участки поверхности включают в себя около одной трети поверхности из-за содержания во льду глины и органических материалов. Хотя кратеры являются более распространенными в темных областях, они встречаются практически везде. Спутник Ганимед, характеристики поверхности которого связаны с древним кратерообразованием, имеет диаметр 5268 километров.

спутник ганимед
Есть ли жизнь на Ганимеде?

Кто знает наверняка, есть ли признаки жизни под толстым ледяным панцирем? Тем не менее отдаленные предпосылки для рассмотрения этого вопроса все же есть. Спутник имеет замезший океан и раскаленное ядро, это означает, что Ганимед имеет потенциал развивающейся морской жизни, похожей на ту, какая есть на дне океана Земли, например, в термальных источниках или при отсутствии воздуха. Если это и возможно, то это зарождение будет развиваться без необходимости солнечного света, так как никто и ничто не сможет проникнуть внутрь через толстый лед.

Исследование Ганимеда

Юпитер целенаправленно изучали межпланетные станции НАСА. Первые снимки были получены благодаря экспедиции "Пионер-10" (декабрь 1973 года), а также "Пионер-11" (1974 г.). Стали известными более подробные сведения о геофизических характеристиках, его размерах и плотности. В 1979 году мимо спутника-гиганта прошли космические аппараты "Вояджер 1, 2". В результате были сделаны более качественные фотоснимки, а также проведены различные дополнительные измерения. Например, был подтвержден тот факт, что Ганимед - это самый габаритный спутник в Солнечной системе, хотя ранее этот громкий титул принадлежал другому гиганту, спутнику Сатурна Титану.

спутник ганимед

Ганимед действительно является одним из выдающихся объектов в пространстве Юпитера. Он выделяется из общей космической массы не только своими размерами, огромный интерес для астрофизиков и исследователей представляют геофизические характеристики: магнитное поле, рельеф, внутреннее строение. Чего только стоит тот, факт, что на спутнике потенциально возможна жизнь. Для исследования Юпитера и его спутников в июне 2022 года будет запущен спецально оборудованный космический аппарат с 11-летней миссией. Межпланетный корабль уже находится в процессе разработки.