Амфибрахий - это... Примеры стихотворений

Каждый в школе проходил стихотворные размеры (или метры) и имеет представление о них. Не нужно перерывать горы теоретической литературы, напомним: амфибрахий - это трехстопный размер. Его используют в силлабо-тонической системе поэзии.

Амфибрахий -это

Один из трехстопных размеров называется амфибрахий. Это метр, где ударение на втором слоге из трех. Он был востребован поэтами в XIX веке XX веках; а что современные поэты знают о такой ритмике?

Что значит «амфибрахий»?

В переводе с греческого (amphibrachys) — короткий с обеих сторон. Это самое точное определение. Амфибрахий характеризуется тем, что его ударный слог находится прямо между двумя короткими безударными слогами. Пример в литературе следующий: «Не вЕтер бушУет над БОром, Не с ГОр побежАли РучьИ» (Н.А. Некрасов).

Так как трехстопный амфибрахий Некрасов часто использовал, его еще называют «Некрасовским метром». Где применяют размер? Рассмотрим творчество разных поэтов и наиболее известное лермонтовское стихотворение. Амфибрахий примеры имеет многочисленные.

Силлабо-тоническое стихотворение: размеры

Русское стихотворение исторически сложилось как гармоническое сочетание формы, ритма и мелодии. Классическое стихотворение имеет четкую структуру из 4 строк (1 катрен) и имеет силлабо-тоническое звучание. В теории литературы выделяют 5 самых основных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Например, ямб звучит энергично и громко-торжественно. Хорей использовался всегда в колыбельных — он нежен по звучанию, напевен. Чистый дактиль чересчур однообразен; анапест очень гибкий, возвеличивающий несет заряд. Амфибрахий тоже гибкий, но при этом спокойно повествует, без излишней напористости.

Есть еще размер Пеон — философский 5-стопный размер. Философский, потому что интонации его вызывают задумчивое, серьезное настроение. Другие размеры встречаются весьма редко.

Амфибрахий в классической русской литературе

С начала XIX века 4-х стопный амфибрахий приобретает популярность. Он не столь мелодичен как хорей, но взвешен и убедителен.

Ямб, хорей, дактиль,амфибрахий

По мелодичности он, скорее, напоминает обычную разговорную речь. Поэтому амфибрахий — это размер, который более спокоен, чем его «сородичи» — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий.

Его часто использует Михаил Лермонтов. Найти пример амфибрахия в его творчество не тяжело, попадается весьма часто и чистый размер, и с пропусками.

Стихотворный размер

Но Великий поэт имеет право добавить слог в катрене или использовать для сгущения эмоциональной палитры спондей или пиррихий.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Через несколько десятков лет, где-то с середины века, поэты предпочли 3-стопный амфибрахий. В знаменитой оде Николай Некрасов продолжает применять в своем творчестве этот стихотворный размер.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц.

(Н.Некрасов)

! - - !- - ! -

- ! - - ! - - !

Вначале же XX века популярность размера пошла на убыль, все же некоторые известные деятели литературы, такие как Сергей Есенин, А. Фет, Анна Ахматова, продолжали экспериментировать с его звучанием.

Прекрасный реквием по матери «Уж сколько их упало в эту бездну» Марины Цветаевой, написанный в 1913 году, имеет строгую женскую рифму (то есть строка оканчивается на открытый слог) в 1 и 3 рядах, и в 2-4 - мужскую (на закрытый). Стихотворение это лирико-философское. Для такого стиля и выбранной тематики как нельзя лучше подходит такой размер, как амфибрахий.

Анна Ахматова, представитель литературной школы "Акмеизма", также писала таким метром. К примеру, произведение «Мужество» написано 4-стопным амфибрахием. Это свое стихотворение она создала в начале тяжелых времен с призывом к обычным людям защищать «Русское слово».

Поэмы и стихи Есенина с амфибрахием

Одна из главных поэм Есенина «Анна Снегина», которую он написал уже перед смертью, была задумана, когда поэт наблюдал за событиями послереволюционных времен 1918 года. Между двум ранее дружескими селами завязалась братоубийственная война. Есенин передает свое отношение к происходящему с помощью лирики слова.

Стихотворение. Амфибрахий, примеры

Поэт выбирает классические строфы с трехстопным амфибрахием в качестве орудия осуждения войны.

Сплошные мужицкие войны —

Дерутся селом на село.

Ударения распределяются в такой очередности:

-!--!--!-

-!--!!-!

Поэма во многом биографична, все события показаны так, как видят ее два главных героя: поэт и главная героиня — Анна. Для написания поэмы о Гражданской войне очень подходит амфибрахий — это немного грустный, лирический ритм, который отражает настроение лиро-эпической поэмы Есенина.

Перевод стихотворения «Другая дорога» Р. Ли Фроста

Афанасий Фет перевел знаменитое стихотворение Роберта Фроста «Другая дорога» и в переводе использовал именно амфибрахий. Роберт Ли Фрост (1874-1963) стал легендой американской поэзии при жизни. Русские литераторы стремились перевести его лучшие произведения, многие из которых написаны амфибрахием.

Еще один великий поэт России А. Фет сумел перевести произведение Р. Фроста, сохранив и замечательный смысл, и ритмику этого стиха, и его настроение: осенне-призрачное, сдержанное и одновременно торжественное.

В осеннем лесу на развилке дорог

-!--!--!- -! (11 слогов)

Стоял я, задумавшись, у поворота.

-! ! -!-- ! --!- (12 слогов).

Такая сдержанная "осенняя" торжественность свойственна ритму амфибрахия.

Определение. Амфибрахий

Если такой стихотворный размер используется в каждом катрене стиха, действительно создается картина осени в воображении. Но этот стих говорит о подведении итогов жизни, о той дороге, полной испытаний, которую выбрал лирический герой.

Амфибрахий в Викторианскую эпоху в Англии

Стихотворения, написанные амфибрахием, встречаются и в английской классической поэзии, ведь метры стихов не отличаются в других языках. Размер — уникальный международный язык поэзии, как аккорды для музыкантов. В Викторианскую эпоху (это период с 1837 по 1903 года) была популярна лирическая поэзия.

Среди предпочитающих амфибрахий поэтов этой значимой для англичан эпохи С. Вудворт и Томас Харди. Что касается Т. Харди, его поэтический талант высоко оценил Иосиф Бродский.

Стихотворения, написанные амфибрахием

Русский поэт упомянул, что Томас Харди умело обращается со всеми ритмами, поэтому его стихи живы и разнообразны. Амфибрахий — это отражение не только внутренней глубины сказанного поэтом Слова, но в нем слышно и сладкозвучие, и силу жизни.

Амфибрахий и современность

Поэзия наших дней стремится выйти за рамки классических представлений, за рамки чистых, классических метров. Поэтому чистый амфибрахий встречается в современных стихах очень мало. Поэзия больше несет бунт или разочарование в жизни, поэтому и размер выбирается сбивчивый, дисгармоничный. Амфибрахий — это ритм неспешный, он больше склонен брать за живое читателя, вызывать грусть, но не протест.

Но все-таки есть еще поэзия, сохраняющая нотки «Серебряного века», где соблюдаются традиции прошлого и строгая метрическая система.

Зачем тебе замки из праха земного?

-! -! !- ! !- -!- (12 слогов)

Зачем открываешь свой слух голосам...

-! --!- ! ! --! (11 слогов)

(Ирина Туркка)

И хоть иногда в этом стихотворении встречается пиррихий, лирика читается плавно и ритм все же присутствует.