Движение в философии - это что такое? Движение и развитие в философии

Простым языком движение можно охарактеризовать как абсолютно любой процесс перехода из одного состояние в иное, происходящий во Вселенной. Рассмотрев движение и развитие в философии кратко, стоит сделать вывод о том, что данный аспект можно разделить на материальную и идеальную сферы. Как разграничить эти понятия? Каким образом определить тот или иной процесс? Что за этим стоит?

Понятие самого процесса

движение в философии это

Движение в философии – это термин весьма многогранный. По сути, его можно определить как совершенно любое изменение. То есть, это может быть как перемещение в пространстве, так и передвижение в отношении мышления индивида. Это не что иное, как атрибут материи, само собой разумеющееся свойство материального объекта. Из данного факта следует вывод о том, что движения без материи существовать не может. Значит, столь масштабная наука рассматривает движение как способ существования материи. Философия предполагает, что в мире не существует объекта, пребывающего абсолютно неподвижным.

Целесообразным будет сделать заключение: понятие покоя противоположно изучаемому термину. Так, абсолютно любой предмет, пребывающий в движении до конкретного времени, имеет возможность сохранять свои некоторые свойства, стабильность внутреннего строения, другими словами, некоторую неизменность. Именно так звучит условие существования абсолютно любого объекта.

Противоречивые понятия

движение и развитие в философии кратко

Как выяснилось, движение и покой являются весьма противоречивыми на диалектическом уровне свойствами объекта материи. Под развитием следует понимать необратимое изменение в отношении качественных характеристик. Оно классифицируется по двум типам. Прогрессивное развитие подразумевает процесс, которому сопутствует условие нарастания сложности, а также упорядоченности материального объекта. Регрессивное говорит о том, что в ногу с данным развитием идет деградация, распад.

Материальное движение

Движение в философии – это изменение, происходящие по одному из двух сценариев. Так, под материальной составляющей понятия следует понимать любые колебания, уместные в объективном мире. То есть, без него не может быть материи, и наоборот: движение, не наделенное носителем материального происхождения, не имеет смысла.

Следует сделать вывод о том, что материальная составляющая процесса является объективной, не зависящей от сознания человека. Но это не равнозначно тому, что сознание не имеет возможности влиять на некоторые проявления процесса, имеющие конкретный характер. Речь идёт том, что движение ни в коем случае не перестанет существовать и это никак не зависит от сознания человека. Кроме того, на уровне гносеологии сознание является в любом случае вторичным, оно служит отражением объективной реальности, которая пребывает в движении.

Идеальное движение

проблема движения в философии

Как выяснилось, движение в философии – это его изначальная его классификация на материальное и идеальное. Под вторым следует понимать абсолютно все процессы, которые имеют место в субъективном мире, то есть в человеческом сознании. Как отмечалось выше, понятие движения весьма противоречиво. В чем же кроется эта противоречивость? Во-первых, движение можно рассматривать как единство абсолютного (например, неуничтожимость или вечность) и относительного (например, изменение местоположения объектов) в один и тот же период времени. Во-вторых, движение необходимо изучать как единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности (например, конкретный предмет в один и тот же момент находится и не находится в определенной точке пространства). В-третьих, движение считается единством как количественных, так и качественных изменений. Из данных положений можно сделать вывод, что движение, пространство и время в философии тесно взаимосвязаны. Кроме того, они и взаимозависимы.

Формы движения

В соответствии с изложенными выше фактами Энгельс выделил основные формы движения материи. Философия, таким образом, подразумевает наличие следующих:

  • Механическое движение – не что иное, как перемещение тела в пространстве, которое возможно охарактеризовать наличием определенной траектории.
  • Физическое движение относится к атомам, поэтому данному процессу сопутствуют понятия теплоты, гравитации и электромагнетизма.
  • Химическое движение подразумевает изменения на молекулярном уровне, связанные с некоторой перестройкой оболочек атомов, имеющих электронную природу. Важно отметить, что в данном случае ядра не перестраиваются!
  • Биологическое движение соотносится с нуклеидами.
  • Социальное движение, прямо относящееся к людям и совершаемой ими деятельности.

Заключительный аккорд

материя и движение в философии

Движение в философии – это наличие определенных его форм, перечисленных выше. Важно заметить, что все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, простейшие формы являются неотъемлемой составляющей более сложных, и, кстати, каждая из них содержит в себе немыслимое количество видов движения. Например, самая простая форма включает в себя следующие виды движения:

  • Равномерно прямолинейное движение.
  • Равномерно ускоренное движение.
  • Криволинейное движение и так далее.

Легко догадаться, что самой сложной формой считается социальное движение, ибо материальный носитель является сложнейшим видом социальной материи. Кроме того, законы сохранения материи и движения гласят о том, что различные формы (перечислены выше) могут переходить друг в друга. В этом и заключается свойство неуничтожимости и несотворимости движения и материи в философской науке.

Типы движения

Рассмотрев движение в философии кратко, несложно догадаться о том, что логичным является существование некоторых типов движения. Так, основными из них являются следующие:

  • Изменение подразумевает превращение одной системы в принципиально другую, носящее обратимый характер.
  • Функционирование говорит о беспрерывной деятельности системы, которой не сопутствуют те или иные перемены. В пример можно привести работу абсолютно любого здорового органа человека.
  • Развитие предполагает необратимое превращение системы в другую. Как правило, данный процесс осуществляется на основании перехода от низшей ступени к высшей.

Что же за этим следует?

движение пространство и время в философии

Как выяснилось выше, понятие движения в философии своей неотъемлемой частью считает наличие определенных типов движения. Из этого следуют некоторые выводы:

  • Деятельность, которая неизменна на протяжении своего цикла существования, не может длиться вечность.
  • Абсолютно обратимых процессов в природе просто-напросто не существует и быть не может. Данный факт подтверждается законами всей глобальной спирали развития.

Таким образом, следует мысль о том, что функционирование и изменение являются лишь промежуточными этапами на пути к процессу глобального развития. И совершенно неважно, что в какой-то период времени они изменяются, ведь данная тенденция может реализоваться лишь в конкретных условиях.

Движение в пространстве. Философия

 формы движения материи философия

Под пространством в философии следует понимать некоторый атрибут материи, выражающий ее протяженность, определенную структурность, конечно же, существование и взаимодействие ее составляющих в разнообразных системах материальной природы. При изучении вопроса движения в пространстве в первую очередь необходимо четко понимать свойства материи, среди которых, как отмечалось выше, укорененная взаимосвязь с материей и движением, абсолютная зависимость от отношений структурного характера в материальных системах, протяженность (положение элементов структуры в ряд, возможность дальнейшего добавления составляющих), единство непрерывности и прерывности, трехмерность (что подразумевает наличие линии, плоскости и тела), а также бесконечность.

Материя и движение в философии. Современная классификация

Необходимо заметить, что классификация Энгельса сегодня относительно устарела и утратила своих ярых приверженцев, ибо нельзя сводить физическое движение исключительно к тепловому. Именно поэтому была разработана современная классификация форм движения, которая включает следующие пункты:

  • Перемещение в пространстве.
  • Движение электромагнитов (заряженных частиц).
  • Гравитационное движение.
  • Взаимодействие на уровне ядер (самое сильное).
  • Взаимодействие, носящее слабый характер (излучение и поглощение нейтрона).
  • Движение, имеющее химическую природу (как процесс, так и дальнейший результат взаимного действия молекул и атомов).
  • Движение материи, носящее геологический характер, которое в первую очередь связано с некоторыми изменениями в геологических системах, таких, как материки или же слои земной коры.
  • Движение, имеющее биологическую природу, куда необходимо отнести процессы, которые происходят на уровне клеток, или же обмен веществ в организме живого существа.
  • Движение, носящее социальный характер и отражающее разнообразные общественные процессы и явления.

Проблема движения в философии

движение в пространстве философия

Изначально необходимо указать, что данная проблема сегодня занимает одно из центральных мест в столь широкой науке, как философия. Ни для кого уже не секрет, что абсолютно любой объект так или иначе пребывает в движении. Оно носит всеобщих характер и является основой существования для всех объектов, а также их целостности. Но движение – это еще основание изменчивости и разнокачественности данных объектов. А то, что ведет неподвижный «образ жизни», не имеет возможности принципиально менять свои качества или быть наделенным какими-либо новыми свойствами. Так, абсолютно все объекты, имеющие материальное происхождение, выступают одновременно и процессами, и вещами. Ведь предмет не имеет возможности существовать без движения, что верно и наоборот.

Все объективные характеристики материи так или иначе имеют отношение к движению. Среди них бесконечность, неуничтожимость, единство перечисленных в предыдущих главах составляющих (например, прерывность и беспрерывность) и так далее. Движение является абсолютным показателем, а покой – относительным.

Но в философской истории известны мыслители, которые сомневались в том, может ли движение существовать объективным образом. Скорее, многие отрицали это. А может быть, движение – это лишь видимость? Или это только один из методов видения индивидом окружающего его мира? А вдруг основа всего неизменна? Или движение и вовсе не имеет связи с материей? Возможно, в будущем кто-то ответит на эти вопросы...