Редуктор рулевой: обзор, особенности, виды и отзывы

0
0

Современные автомобили полностью компьютеризированы – практически всеми функциями и механизмами управляет электроника. Но во всех без исключения машинах имеется один из самых старых узлов – это редуктор рулевой. Устанавливались эти узлы в механизм рулевого управления еще на заре автомобилестроения. Опытные автолюбители знают об устройстве рулевого управления все. А вот начинающие, которые только-только сели за руль, мало что знают о своих автомобилях.

Главная функция, которую выполняет редуктор рулевой, – это увеличение усилия, которое водитель прикладывает к рулю. Именно за счет этого усилия управляемые колеса могут поворачиваться в нужную сторону.

Устройство редукторов

Это отдельный агрегат, который установлен в системе рулевого управления. Состоит механизм редуктора из нескольких шестеренок. Также в зависимости от конструкции в устройстве может быть червячный вал.

редуктор рулевой
Независимо от типа редуктора (а их существует несколько), все они имеют чугунный или стальной корпус. Внутри него имеются элементы – это валы, шестеренки, подшипники и другие детали. Иногда в конструкции присутствуют масленки. Они нужны для смазки подшипников и шестерен зацепления.

Принцип действия

При достаточном разнообразии механизмов редукторов чаще всего автомобили оснащены червячными механизмами.

рулевой редуктор ваз
Такой редуктор рулевой передает вращательный момент при помощи червячной передачи. Она состоит из двух элементов – это винт и зубчатое колесо. Эту передачу инженеры используют в большинстве конструкций.

Червячная пара

Это винт особой конструкции. Такие детали изготавливаются из особо прочных сплавов. Профиль резьбы здесь особенный – трапецеидальный. В паре с винтом используется червячное колесо. По внешнему виду оно напоминает обыкновенную привычную зубчатую шестерню. Но резьба на колесе также имеет соответствующую винту форму зубьев. Где встречается такой рулевой редуктор? ВАЗ классических моделей зачастую укомплектовывается именно таким устройством.

рулевой редуктор газель
Шестеренки для мощных редукторов изготавливают из различных материалов. В качестве сырья для основы служат недорогие стали или же чугун. Сами рабочие зубья производятся из высокопрочных материалов. За счет конструкции червячная пара очень эффективна, когда нужно передавать большой крутящий момент. При этом он будет сочетаться с низкими угловыми скоростями.

Классификация

Нужно сказать, что сейчас существует масса редукторов различных конструкций. Поэтому объединим их в группы по видам.

По способу передачи различают:

  • Зубчатые.
  • Червячные редукторы.
  • Зубчато-червячные.

По количеству ступеней выделяют:

  • Одноступенчатые.
  • Двухступенчатые.

По типу шестеренок:

  • Цилиндрические.
  • Конические.
  • Коническо-цилидрические.

По расположению валов редуктор рулевой делится на:

  • Вертикальный.
  • Горизонтальный.

По виду кинематической схемы можно выделить механизмы с раздвоенной ступенью или с развернутой соосной схемой.

ремонт рулевого редуктора
Такое большое разнообразие разновидностей этих механизмов обуславливается тем, что каждый имеет различные нагрузочные способности и свой КПД.

Различные автомобили имеют разную массу. Чем больше вес автомобиля, тем выше нагрузка на управляемые колеса. А значит, процесс управления данным автомобилем будет сложнее. Поэтому рулевой редуктор ВАЗ-2106 будет совсем другой конструкции, нежели для УАЗов или ГАЗелей. Чем выше вес автомобиля, тем большим КПД должен обладать механизм. Только так можно обеспечить нормальную управляемость.

Неисправности рулевых редукторов, их признаки, причины

Любой агрегат ломается. Рулевые редукторы также подвержены поломкам. Начинающим автолюбителям будет гораздо проще найти неисправность и быстро устранить ее, если им будут известны основные проблемы. Ремонт рулевого редуктора можно выполнить своими руками при наличии определенных навыков и инструмента.

Течь редуктора

Самая часто встречаемая неисправность – это течь. Такая проблема легко обнаруживается по маслу под машиной. Причины могут быть в поврежденном сальнике или же в коррозии первичного вала. В первом случае сальник можно заменить. Также устанавливают новые манжеты и прокладки. Во втором случае шлифуют вал. Затем обязательно выполняют на валу термонапыление.

Тугой руль

В процессе управления автомобилем придется прилагать большие усилия. Чтобы выяснить, что причина именно в редукторе, необходимо при помощи динамометрического ключа проверить, насколько выше стало усилие поворота руля.

рулевой редуктор цена
Если показания превышают паспортные цифры, нужно диагностировать узел на специальных стендах. Такой тест поможет узнать давление, расход жидкости и другие параметры. В данном случае самостоятельный ремонт невозможен. Можно отремонтировать редуктор в СТО или заменить его. Многие меняют рулевой редуктор. Цена ВАЗовского элемента – около 3000 рублей для классических моделей (поскольку более новые «десятки» идут уже с рейкой).

Люфт рулевого колеса

Это может быть связано не только с редуктором. Часто это связано с крестовиной рулевой колонки. Также люфт может быть непосредственно в редукторе. Для ремонта необходимо полностью разобрать узел, провести дефектовку, заменить изношенные детали. Далее потребуется регулировка рулевого редуктора на специальных стендах.

Стук

Эта неисправность определяется по характерной отдаче в рулевое колесо при движении по плохим дорогам. Такая проблема может возникать по причине изношенных упорных подшипников. Для устранения будет достаточно заменить подшипники, а затем выполнить регулировку на стенде.

Рулевой редуктор "ГАЗель": особенности

Коммерческий транспорт необязательно должен комплектоваться массой дополнительного оборудования, которое бы способствовало комфортному вождению. Можно вспомнить РАФ-2203, который когда-то давно считался самым комфортным образцом среди микроавтобусов, даже несмотря на то, что эта машина создана исключительно на агрегатах от "Волги".

Но РАФа больше нет, а сменила его "ГАЗель", на которую производители возлагали огромные надежды. А в итоге это бензиновый «трактор» с рулем и палкой КПП, которая умудрилась при такой примитивной и архаичной конструкции унаследовать неизлечимые болезни. А так как в данной ценовой категории больше ничего нет, эти грузовики пользуются популярностью.

регулировка рулевого редуктора
Отзывы говорят, что от архаичных червячных РАФовских узлов рулевой редуктор ("ГАЗель"-33021 в том числе) все-таки отличается и даже имеет некоторые преимущества. Механизм достаточно компактный. Отзывы говорят, что редуктор отличается высоким КПД. Это особенно заметно на автомобилях без ГУР – даже груженой "ГАЗелью" управлять легко и грубая сила не нужна. Конструкторы решили применить качение вместо скольжения – это увеличило ресурс узла.

Но есть и недостатки конструкции. Пара винт/гайка – это неразукомплектовываемый элемент, и первый десяток лет этих запчастей было не найти. Сейчас их валом, так что с этим проблем нет. Ремонт обойдется в 5-6 тыс. рублей. Если нужно заменить рулевой редуктор ВАЗ, цена его - от 10 тысяч рублей в зависимости от модели. Регулировка узла выполняется на снятом агрегате. Причем для настройки зазора, кроме специального ключа, понадобятся навыки – есть риск перекосить подшипники. Также не обойтись без динамометрического ключа.

Демонтаж редуктора «ГАЗели»

Обычно редуктор на этом автомобиле просто так не снимают. Для этого должны быть серьезные основания. Зачастую это делается, если для вращения руля нужно прилагать более серьезные усилия, чем раньше. Также его разбирают, если в картере узла появились стуки или течет смазка. Узел «потеет» практически всегда, но при активных потеках нужно менять сальники. При этом контролируют и вал. Следы коррозии на нем можно удалить шлифовкой.

Для демонтажа нужно распустить крепеж передних колес, вывесить передний мост автомобиля и снять подставку. Затем руль поворачивают до упора вправо и из-под капота выбивают рулевую тягу. Такая же операция проводится с левой стороны. Затем можно достать редуктор и сошку.

Ремонт

Замена изношенных элементов механизма не составляет труда – конструкция достаточно проста и понятна. А вот процесс регулировки потребует внимания, здесь необходимо заглянуть в заводские данные.

рулевой редуктор ваз цена
Для «ГАЗели» допускается люфт в 25°. Для пассажирских версий – не более 20°. Заводские допуски таковы, что люфта в системе рулевого управления вообще быть не должно.

Регулировка

Настройка зазора в подшипниках на винте должна выполняться в тисках. Нужно удалить шайбу, а также уплотнитель. Затем откручивают четыре болта и снимают крышку. Далее вынимают одну регулировочную прокладку и собирают конструкцию. Если люфт не пропал, операцию повторяют до тех пор, пока зазор не устранится.