Метро «Кузнецкий мост» – новое строительство в древних местах Москвы

0
0

Московский метрополитен – огромный светлый и чистый подземный город. Глубоко заложенные станции, почти на сорок метров под землей, такие как, например, станция метро «Кузнецкий мост», должны служить людям укрытием от ядерных ударов.

метро кузнецкий мост

Откуда появилось название

Если пройти по улице Кузнецкий мост, то ни реки, ни водоема, ни моста не обнаружится. Просто со времен Степана Кучки на этом месте протекал приток Москвы-реки, который назывался Неглинный. Позже на его берегах расположился поселок кузнецов. Его, реконструируя быт Москвы, рисовал А. М. Васнецов. Жители построили через речку несколько мостов, один из которых носил название Кузнецкий. Эта водная артерия была весьма важной. Из нее брали воду для тушения пожаров, она защищала Кремль от нападения врагов. Но с течением времени это перестало быть актуальным. Речку, которая часто разливалась и затапливала местность, где жили люди, забрали в трубы и поместили под землю. От ее моста осталось название улицы и станции метро «Кузнецкий мост».

Где теперь река?

Неглинка, которой неоднократно меняли русло, теперь протекает неглубоко в коллекторе и втекает в Москву-реку ниже прежнего устья. На представленной фотографии видно, как выглядит сегодня эта речка.

станция метро кузнецкий мост
Некогда из нее брали воду для питья и разводили в ней рыбу, а теперь она очень грязная. Количество вредных веществ, которые в ней содержатся, мы даже не беремся перечислить. Теперь вернемся к своей основной теме: Москва, метро «Кузнецкий мост».

Строительство станции

Оно произошло менее чем полвека назад. В 1975 году была открыта юбилейная, сотая по счету станция московского метро «Кузнецкий мост». А всех к 2016 году насчитывается уже двести шесть, и еще пятьдесят три предполагается построить и открыть.

Технологии были в принципе отработаны, когда строили «Кузнецкий мост». Но у каждой станции свои особенности. Сначала были сделаны и укреплены чугуном боковые тоннели. Лишь затем прошли в центральный зал, раскрывая его полностью и одновременно монтируя своды и устанавливая колонны в нужное положение. Здесь впервые опробовали самоходную тележку, чтобы нагнетать цемент за тюбинговую отделку. Она полностью оправдала свои эксплуатационные качества и далее применялась при строительстве следующих станций.

Описание подземного зала

москва метро кузнецкий мост

Станцию метро «Кузнецкий мост» построили в минималистическом стиле. В ней нет скульптур, мозаик, цветных панно. Ее украшением, как решили архитекторы Н. А. Алешина и Н. К. Самойлова, стали тяжелые колонны. Каждая из них весит восемь тонн. Но они расположены более чем в пяти метрах друг от друга и не создают впечатления чего-то слишком монументального, а, напротив, придают легкость и воздушность благодаря пятиметровому расстоянию между ними и их высоте - шесть метров. Через их арочные полукружия пассажиры метро попадают к платформам поездов. Это напоминает либо акведук, либо древний мост оружейников. Сам зал достаточно просторен. Его ширина составляет 8,2 метра.

Отделка стен, колонн и пола

Колорит станции метро «Кузнецкий мост» выполнен в приятных песочных, розоватых, сероватых и голубоватых тонах, которые не режут взгляд и не раздражают аляповатостью. Это мрамор газган, который обладает слоистой структурой, а декоративные, довольно простые узоры на нем обнаруживаются при полировке. Им отделаны колонны и арочные перекрытия.

Пол в основном выложен розоватым гранитом «Возрождение». Серый и черный гранит использован для нанесения квадратных несложных орнаментов и узких полос по обеим сторонам от колонн.

На путевые стены нанесли облицовку из белого мрамора, который называется «коелга». Шесть дверей в стенах украсили алюминиевой чеканкой художника М. Н. Алексеева, который выбрал темы, связанные с названием станции.

метро кузнецкий мост сколько выходов в город
Он изобразил инструменты кузнецов (клещи и молот, рассыпающиеся при ковке во все стороны искры, различное оружие) и предметы мирного дела – серп и молот.

Освещает зал сложная конструкция из газоразрядных трубок.

Пересадочная станция

Гость столицы, оказавшись на станции метро «Кузнецкий мост», сколько выходов в город, зачастую не знает. Его надо направить в единственный выход, который имеет указатели и приведет его в наземный вестибюль. Другой, юго-восточный торец станции, по четырем эскалаторам доставит человека на станцию «Лубянка».

Эта станция метро расположена в самом центре. От нее легко добраться до различных достопримечательностей. Кому-то придутся по душе старинные церкви, другому – Дом моды, третьего заинтересуют Большой и Малый театры, а кто-то, возможно, просто прогуляется по улице и заглянет в многочисленные магазинчики.