Внеклассное чтение, 3 класс: список литературы на лето

0
0

Сегодня, в период активной реорганизации образовательных стандартов и программ, большое внимание уделяется предмету литературы. Особенно данная тенденция характерна для младшей школы, ведь учителя стараются заложить в детские сердца и умы любовь к книге как можно раньше. Поэтому в настоящей статье мы рассмотрим, что включает в себя современное внеклассное чтение (3 класс). Список литературы с подробными разъяснениями, рекомендациями и советами для учителей, родителей и всех желающих будет представлен далее.

Что такое внеклассное чтение?

Зачем оно нужно современному ребёнку? Чем полезно для развития внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, наиболее важные произведения из перечня и интересные авторы – вот что позволит дать ответы на интересующие вопросы.

Данный процесс характеризуется актом самостоятельного чтения, которое лишь педагогически организуется, направляется и корректируется взрослыми. В то время как дети сами познают материал и черпают информацию из художественной, публицистической, научно-популярной и других видов литературы.

Самостоятельное чтение – это одно из важнейших составляющих постепенного становления зрелой личности, так как именно во время личного восприятия и переработки прочитанных сведений у учащегося происходит формирование читательских вкусов, дисциплинированности, умения самостоятельно выбирать, отделять главное от второстепенного. Закладываются базисные основы нравственного, эстетического и умственного развития, постепенно вырабатываются личностные мировоззренческие установки.

Именно поэтому список литературы для внеклассного чтения (3 класс не является исключением) и его составление требуют грамотной и рациональной организации со стороны более опытных в этом деле взрослых людей.

внеклассное чтение 3 класс список литературы

Почему внеклассное чтение в 3 классе так важно?

Ответ на этот вопрос заключается в понимании самой сути развития ребёнка как человека, а также субъекта школьной системы. Что представляет собой внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы школа формирует исходя из установленной программы. И на этом этапе ученического становления он качественно расширяется.

К 3-4 классу дети уже могут охватывать более разнообразные литературные жанры. Так, к художественной литературе, изучаемой в предыдущих классах, постепенно добавляются журнальные и газетные статьи, заметки, очерки. Это связано с тем, что к возрасту 9-10 лет у учеников, как правило, появляется интерес к периодике для детей, происходит непрерывное расширение кругозора, возникают новые увлечения и хобби, например коллекционирование, моделирование.

Внеклассное чтение (3 класс), список литературы для которого будет представлен далее, – это отличный инструмент для родителя и преподавателя научить детей более глубокому психологическому восприятию прочитанного, ведь произведения можно связать с абсолютно любыми сторонами обычной жизни. Ребенку этого возраста, как никому другому, требуются ориентиры, которыми могут выступить книжные герои. Пластичное, податливое сознание учеников 3 класса жаждет разговоров о персонажах, их поступках, выражении собственного отношения к происходящему на страницах книг. Игнорировать такие порывы – неправильно и непедагогично.

внеклассное чтение 3 класс список литературы школа

Главное лицо, организующее процесс внеклассного чтения

Как может заинтересовать учеников внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, пугающие кипы книг – как-то все не вяжется. До того ли детям, которые хотят гулять, играть и веселиться с друзьями? Конечно, сначала именно так и можно подумать. Универсального и во всех случаях действенного совета, как регулярно подогревать ученический интерес к книге, не существует. Учитель – главное действующее лицо в данном процессе, поэтому он должен быть максимально компетентен и чуток. Вместе с учетом художественного своеобразия определенного произведения, индивидуальных и возрастных особенностей и характеристик конкретного школьника, педагог всегда должен задаваться двумя основными вопросами:

  1. Что читает ученик?
  2. Как он воспринимает прочитанный материал?

Исходя из собственных наблюдений, учитель должен реализовать с каждым ребёнком индивидуальную линию читательского развития. Часто список книг на лето (3 класс в данном случае является особенно важной ступенью) зависит не только от выбранной программы, рекомендаций ФГОС или советов учебно-методических пособий, но и от того, к чему больше расположен тот или иной ребёнок.

Конечно, основной материал одинаков для всех, но нередко заинтересованные и неравнодушные учителя, которые даже ведут специальные дневники с фиксированием динамики читательской активности учеников, предлагают одному прочесть занимательный рассказ о детях, второму – научную повесть о животных, третьему – оценить сказку. Это – непростой путь, ведь уследить и обсудить прочитанное вне школьных стен нужно со всеми, однако он крайне продуктивен. Кроме этого, от педагога требуется постоянное саморазвитие – он должен быть в курсе выходящих новинок в области детской книги, а классику детства знать безукоризненно.

Какие формы организации процесса действенны?

Поддержание ученического интереса к внеклассному чтению может обеспечиваться за счет:

  • Налаженных связей с районной или городской детской библиотекой, где проходят тематические мероприятия, обсуждения, вечера.
  • Создания определенной атмосферы, привлечения детей (и даже их родителей) к участию в книжных ярмарках, беседах, играх и утренниках, просмотре фильмов, выставках, постановке спектаклей.
  • Продуктивной методикой являются читательские дневники, в которых ученики могут не только сухо писать о своих эмоциях и отношении к действующим в историях лицам, но и рисовать, придумывать иллюстрации и обложки, выписывать понравившиеся цитаты, давать краткую оценку и характеристику персонажей.

внеклассное чтение 3 4 класс список литературы

Внеклассное чтение (3 класс): список литературы рекомендательного характера

Совокупность произведений, которые должны быть прочитаны преимущественно в летнее время ребенком 9 лет, не является константой и изменяется в зависимости от реализуемой в классе учебной программы, а также выбора самого учителя. Однако здесь были собраны ключевые произведения, которые входят в превалирующее большинство всех списков:

  • русские народные сказки, сказки народов мира;
  • И.А. Крылов, басни;
  • А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»;
  • А. Гайдар, «Тимур и его команда», «Чук и Гек»;
  • рассказы В. Драгунского для детей;
  • басни Эзопа;
  • русские былины;
  • Н. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы»;
  • К.С. Льюис, «Лев, колдунья и платяной шкаф»;
  • Д. Родари, «Приключения Чиполлино»;
  • Ф. Баум, «Волшебник страны ОЗ»;
  • Р. Киплинг, «Маугли» и др.;
  • Э. Успенский, рассказы и сказки;
  • С. Маршак, «12 месяцев»;
  • М. Лермонтов, «Бородино»;
  • Е. Чарушин, В. Бианки, рассказы о животных.

Теперь пришло время рассмотреть ключевые, наиболее примечательные произведения списка и понять, как меняется с течением периода развития ребёнка внеклассное чтение (2–3 класс). Список литературы будет в чем-то одинаков, а в чем-то – различен.

Сказки, произведения фольклора

Всё, что создано русским народом, «кочует» из класса в класс начальной школы. Постепенно к загадкам, пословицам, поговоркам, прибауткам присоединяются сначала сказки о животных, затем – волшебные и бытовые. В 3 классе происходит знакомство с былинами. Фольклорные жанры для правильного воспитания младших школьников крайне важны, ведь в них в выкристаллизованной, выработанной веками форме заключена предельная народная мудрость и опыт.

внеклассное чтение 2 3 класс список литературы

К.С. Льюис: первое знакомство с миром фэнтези

Указанное в списке произведение данного автора может считаться пунктом экспериментальным, ведь тенденция к знакомству ребёнка с фантастическим миром только приобретает свою силу. В 1-м и 2-м классах ребёнок к восприятию подобной литературы готов ещё не до конца, ведь эта книга – облечённое в форму детской сказки переложение библейского сюжета о сотворении богом мира. В ней львом Асланом создана страна Нарния. Поднимаются такие важные вопросы, как грехопадение людей, необходимость борьбы со злом, а занимательность сюжета для ребёнка объясняется тем, что главные действующие лица – такие же обыкновенные ребята, в мгновение ока попадающие в мир волшебства.

список литературы для внеклассного чтения 3 класс

Басни

Этот жанр вообще является одним из самых любимых детьми. Только ли в этом возрасте он входит во внеклассное чтение? 3-4 класс (список литературы для первого из них представлен в этой статье) действительно в этом плане различаются. Если с учениками в возрасте 9 лет учитель уделяет басням особое внимание, то далее этот жанр вытесняется произведениями более крупными, преимущественно повестями или рассказами.

 список книг на лето 3 класс

Однако это издержки программного времени, которое не может вместить всё. Тем не менее басни способствуют и нравственному, и этическому, и эстетическому развитию. Они активизируют образное мышление, которое оказывается необходимым для понимания басенных метафор, аллегорий, скрытых смыслов.