"Религия – опиум для народа": автор фразы, значение и толкование

Что означает крылатое выражение «Религия - опиум для народа»? Кто его придумал? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Опиум для народа – образная формулировка религии, ставшая широко известной благодаря Карлу Марксу, применявшему её в своём труде «К критике гегелевской философии права». Однако отождествление вероисповедания с опиумом было ведомо ещё до Маркса. Говорят, что этот оборот применяли поэт Новалис (Германия, сборник афоризмов «Цветочная пыльца») и Маркиз де Сад (роман «Жюльетта», 1797 год). Идентичное сравнение встречается также в творениях иных поэтов, философов и писателей (Генрих Гейне, Чарльз Кингсли, Ленин).

Анализ

«Религия - опиум для народа» - известная фраза. Понятно, что эта спецификация негативна, так как отождествляет религию с наркотиками, с которыми нужно воевать. Однако, проанализировав более тщательно труды Карла Маркса, можно увидеть, что классик говорил о другом. Во введении к своему творению «Критика гегелевской философии права» основоположник марксизма писал, что «религия является вздохом угнетённой твари, сердцем безжалостного мира, аналогично тому, как она – дух бессердечных режимов. Религия есть опиум народа». Эта работа был написана в 1843 году и опубликована в 1844 году во «Французско-немецком ежегоднике».

Мнение Маркса

Так что же собой представляет изречение «Религия - опиум для народа»? Необходимо помнить, что ранее восприятие слова «опиум» значительно отличалось от нынешнего. В те времена имелся в виду прежде всего лекарственный препарат, обезболивающее средство, приносящее недужному пусть временное, но облегчение. Так и верование, по мнению Маркса, призвано преодолеть гнёт общества и природы, под которым находится человек, осилить его беспомощность в сложившейся ситуации.

религия опиум для народа

Либо хотя бы создать видимость этой борьбы, ведь наркотик не лечит недуг, а только устраняет боль. По Марксу, истинное бытие социума находится в неверных, извращённых экономическо-социальных условиях. Другими словами – есть угнетённые и угнетатели. Это и породило вероучение, которое призвано определённым образом истолковывать сложившуюся ситуацию, хоть как-то преодолевать «реальное убожество» человеческого бытия, то есть, по Марксу, исполнять идеологическое действие.

Безусловно, Маркс такую идеологию не считал правильной – но просто потому, что порождена она искажённой экономической реальностью.

Атеисты

Наверняка высказывание «Религия - опиум для народа» сочинили атеисты. Однако атеизм основоположников марксизма весьма специфичен. При старательном анализе легко обнаружить, что атеизм классиков резко противоположен антирелигиозности многих их единовременников и предшественников. Маркс логично оспаривал сакраментальный тезис безбожия «от религии всё», а именно – «всё нехорошее, что имеется в обществе, - от вероучения». Конечно, при этом он не принимал воззрение клерикалов, которые говорили, что «всё хорошее – от религии». Он считал, что вероучение – не базис, а надстройка, и следовательно, социуму «всё» она дать не может.

 александр никонов религия опиум для народа

Что Марксу и Энгельсу не нравилось в радикальном атеизме? В первую очередь то, что верование объявлялось началом всемирного зла, на борение с которым нужно было бросить все силы. Необходимо отметить, что атеизм Маркса являлся вполне определённой формой псевдорелигиозного понимания: на место одного «мировоззрения» Маркс предлагал другое, фундамент которого к науке имеет отношение весьма отдалённое.

Маркиз де Сад

Многим известна крылема «Религия - опиум для народа». Кто сказал её первым? В романе «Жюльетта», который написал де Сад, главная героиня в беседе с королём Фердинандом, критикуя его отношение к подданным, применяет метафору «опиум». Здесь, впрочем, эта метафора относится не к вероучению, а к обману, к которому прибегает правительство, чтобы отвлечь население от причин его страданий: «Вы боитесь, Фердинанд, что людям станет известна правда, та правда, которую я вам в лицо говорю, поэтому вы выдворяете из своего королевства таланты и искусства. Вы боитесь проницательных гениев, поэтому содействуете невежеству. Вы народ кормите опиумом, чтобы, захмелевший, он не ощущал своих бед, созидателем которых являетесь именно вы. Вот почему, где вы правите, отсутствуют заведения, которые отечеству могли бы дать славных людей».

Новалис

 религия опиум для народа кто сказал

«Религия - опиум для народа» - полная фраза, скрывающая глубокий смысл. Популярный немецкий поэт Новалис религию сравнивает с опиумом в альманахе афоризмов «Цветочная пыльца», который был издан в 1798 году в Берлине: «Ваша религия влияет как опий: она приглушает и завлекает боли вместо того, чтобы вселить бодрость».

Чарльз Кингсли

Известно, что рассматриваемую нами тираду, в виде афоризма впервые произнёс англиканский батюшка Чарльз Кингсли (1819-1875 гг.) – идеолог православного социализма. Однако под опиумом он понимал не способ опьянения, а успокаивающее средство: «Мы применяли Библию, как будто это руководство констебля или как дозу опиума, который успокаивал вьючное перегруженное животное – чтобы среди бедных поддерживать порядок».

Маркс был знаком с Кингсли лично, вёл с ним полемику, обменивался мнениями. Вероятно, он у него одолжил эту фразу, которую после применял в своих трудах.

В. И. Ленин

В статье «Религия и социализм» (газета «Новая жизнь» № 28, 1905 год, 3 декабря) Ленин повторил буквально высказывание Маркса: «Религия – опиум для народа. Вероучение – вид душевной сивухи, в которой рабы денег топят свой образ человека, свои притязания на сколько-то достойную людскую жизнь».

никонов опиум для народа религия

А в статью «Об отношении рабочей партии к вероучению» (газета «Пролетарий» № 45, 1909 года, 13 (26) мая), опубликованную в 1909 году, Ленин включил прямую цитату из Маркса.

Ильф Илья и Петров Евгений

Вряд ли работы Ленина и Маркса, несмотря на их широкую популяризацию в СССР, могли превратиться в источник интенсивного продвижения этой фразы. Говорят, что в нынешнем виде (то есть в версии «опиум для народа») это крылатое выражение пропагандировалось благодаря снискавшему всенародную благосклонность роману Петрова и Ильфа «Двенадцать стульев».

 религия опиум для народа полная фраза

В произведении создан сатирический образ алчного священника отца Фёдора, который в поисках сокрытого богатства стал оппонентом главных героев. Во время одной из стычек противостоящих сторон Остап Бендер, потешаясь над саном священника Фёдора, говорит фразу: «Почём опиум для народа?» Во времена Сталина в СССР имела место жестокая политика по дискредитации и преследованию церкви. Именно поэтому тогда это сравнение служения культа с продавцом опиума нашло у населения живой отклик.

Ги Дебор

религия опиум для народа маркс

Ги-Эрнст Дебор – идеолог-ситуационист. Он, говоря об «опиумной войне» в «Обществе спектакля» (1967 год), проводит с классической фразой Маркса параллели: «Спектакль – это опиумная бесконечная война, которая ведётся для того, чтобы добиться принятия идентичности благ с продукцией, а пресыщения – с границей выживания, поднимающейся в соответствии с собственными законами».

Никонов

Многие знают, кто такой Александр Никонов. «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» - известная книга, написанная этим талантливым писателем. Никонов – убеждённый атеист и выдающийся специалист по развенчиванию различных мифов. Он занимается анализом текстов Святого Писания.

С неизменным сарказмом, как всегда убедительно и логично, Александр в этой книге демонстрирует, что Ветхий Завет является сборником эпосов развитых цивилизаций, сказаний античных скотоводческих племён. Он обнаруживает, что в своих азах Евангелие является перепевами мифов архаических культур и что церковь, по существу, - планетарный торговый проект.

Книга Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», несомненно, касается религиозных чувств определённых групп людей. Впрочем, критики говорят, что её полезно прочитать всем – и неверующим, и верующим, и сомневающимся.

Этот том не о вероучении. Вера – интимное, внутреннее, личное дело каждого человека. А церковь и религия – совсем иное.

Что говорят о книге Александра Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» люди? Многие уверены, что в этот раз автор перегнул палку. Они говорят, что так унижать веру – это слишком. Хотя они же и утверждают, что книга довольно интересная, что в ней логически показаны и доказаны все нестыковки в Библии.

Некоторые говорят, что, по сути, это пересказ Ветхого и Нового Заветов и части апокрифов, но с точки зрения истории, логики, социологии и многих иных наук. Всё это сопровождается фирменным стилем Никонова – издёвкой. Многие заявляют, что это интересная книга с изрядным чувством юмора и не советуют её читать тем, кто считает себя верующими.