Таксономии - это что такое? Значение термина

Термин «таксономия» все чаще используется сегодня в различных сферах знания – от точных наук до гуманитарных областей. Каково его значение и наиболее известные примеры таксономий в науке – рассматриваем в этой статье.

Определение и сущность

Термин происходит от греч. «taxis» – расположение, строй, порядок и «nomos» – закон, т.е. дословно означает «расположенный по закону». В методологии науки таксономия – это теория систематизации и классификации сложных иерархических областей действительности.

таксономии это

Таксономия близка классификации, она является обязательной частью целостных систем. Иначе говоря, понимание системы невозможно без таксономии – она создает ее основу и закладывает базу для классификации.

История термина

Таксономия – это разработанная шведским биологом Карлом Линнеем в XVIII в. система, где были обобщены и представлены в родах свойства растений, а каждый из видов растений оказался привязан к конкретному роду. Это обозначалось двойным названием растения – первое слово названия относило его к роду, второе – к виду.

Благодаря Линнею стала возможна систематизация огромного по объему разнородного материала. Ботаника, а вслед за ней и зоология стали укладываться в единую организованную систему и представляться как целостные науки.

Находка Линнея долгое время оставалась только частью биологии и естественных наук.

термин таксономии

Методология науки начинает активно использовать этот термин только в ХХ веке, понимая под ним целую отрасль по систематизации накопленного научного знания. Таксономисты – ученые, занимающиеся построением систем, таксоном и классификаций, используют широкие разветвленные способы систематизации материала. Примером таксономии в биологии может быть последовательное деление на роды – отряды – классы – типы.

В качестве базовой частицы таксономии используется таксома – содержательная единица, на которой основывается построение системы. Более крупные единицы – таксономические категории – формируют базу построения и представляют совокупность признаков, объединяющих входящие в нее единицы.

Таксономии в науке

Таксономия широко используется в различных науках – биологии, семиотике, лингвистике и др. В некоторых случаях термин «таксономия» является синонимом классификации, в других – стоит над ней.

пример таксономий

Выделяют два вида таксономий:

  • естественные, созданные на основе реально существующих вещей и явлений индуктивно;
  • искусственные, в основе которых лежит заданный логический принцип.

Таксономии в семиотике

Пристальное изучение таксономий было произведено в семиотике А. Соломоником. Он полагает, что таксономия – это изначальные и последующие за ними попытки распределения материала по логическим основаниям, составляющим структуру науки. Каждая логическая клетка наполняется другими единицами. Таксономия может разрабатываться долгое время, но сформировавшись, крайне редко подвергается изменениям.

таксономия учебных целейОсновные таксономические категории являются парадигмой науки, а входящие в нее таксоны могут дополняться, переосмысляться, оспариваться, добавляться или исключаться. Их дискуссионность – основа развития любого научного знания.

Семиотическое осмысление таксономии позволяет рассмотреть общие принципы для различных наук и выделить ее в качестве самостоятельной науки. В этом значении таксономия – это наука, разрабатывающая принципы для классификаций систем знаков в какой-то области. На основании таксономических категорий разрабатывается необходимое для данной науки количество классификации. Одна классификация исходит из одной таксомы.

Классическая таксономия в педагогике

Педагогическая таксономия сегодня все более активно задействована в методологии обучения и воспитания. Под ней понимают построение учебных целей в соответствии с различными областями деятельности. Таксономия не только содержательно, но и иерархически выстроена – ее таксомы взаимосвязаны и находятся по отношению друг к другу в определенном порядке.

Классической сегодня является таксономия учебных целей Б.С. Блума – американского психолога и педагога. Он распределил учебные цели, исходя из трех областей – когнитивной, аффективной и психомоторной. Наиболее известна таксономия когнитивных целей. В нее вошли знание, понимание, применение, синтез и оценка.

Приведенная ниже таблица показывает, что включается в каждую из когнитивных целей, предложенных Блумом (по Э. Стоунсу, 1989).

Таксономия Блума
Когнитивные цели (таксономические категории)

Результаты деятельности

(таксоны)
ЗнаниеЗнание конкретного материала: фактов, терминов, способов и средств использования материала, определений и связанных с ними абстракций, законов, теорий и структур, критериев, направлений и результатов.
ПониманиеИнтериоризация материала: умение объяснить, интерпретировать, экстраполировать.
ПрименениеИспользование материала или теории при новых условиях.
СинтезСоздание на основе предыдущих результатов новых элементов, взаимосвязей и принципов построения.
ОценкаСоздание на основе предыдущих результатов нового продукта: сообщений, планирования дальнейших действий, абстрактных систем.

Приведенная таксономия является теоретической моделью, которая накладывается на практический материал методических разработок, предметной области. Иными словами, на ее основе могут формироваться другие педагогические классификации, в том числе определяющие цели и задачи обучения.

Новые педагогические таксономии

Современные разработки в области личностно-ориентированного обучения также используют таксономические построения.

педагогическая таксономия

Одно из них – целеполагание по А. В. Хуторскому – основателю эвристического обучения. Построение целей отражено в таблице.

Таксономическое построение целей по А.В. Хуторскому

Цели обучающихся

(таксономические категории)

Результаты деятельности

(таксоны)
ЛичностныеОсознание значимости образования, вера в себя и свои возможности, реализация индивидуальных способностей.
ПредметныеФормирование положительного отношения к изучаемому предмету, знание понятий, терминов, явлений и законов, умение пользоваться простейшими техническими средствами, связанными с предметной областью, решение типовых и творческих задач по заданным темам.
КреативныеСоздание собственного продукта на основе освоенного, например, составление циклов задач, сочинений, создание картин или музыкальных композиций.
КогнитивныеИзучение способов решения возникающих проблем, формирование навыков работы с первоисточниками, постановка экспериментов.
ОргдеятельностныеПриобретение навыков самоорганизации в учебной работе, самостоятельное целеполагание, развитие навыков работы в группе, ведения дискуссий.

Эта таксономия, как и многие другие научные таксономии – только «верхушка айсберга», который значительно шире и глубже по содержанию, нежели представлено в таблице.

Педагогические таксономии по своей структуре не отличаются от таксономий других наук, что доказывает универсальность данной структуры и ее огромный потенциал.