Аббат – это что за сан? Аббаты в католицизме и православии

В художественной литературе, особенно, западноевропейской, часто упоминаются персонажи, называемые аббатами. Из контекста видно, что они являются служителями церкви. Но какой сан они занимают? Кто такой аббат? Это монах или священник? Каково его место в церковной иерархии? Существует ли какой-то аналог этому титулу в других христианских деноминациях? Могут ли быть аббатами женщины? Это вы узнаете, прочитав нашу статью. Но чтобы полностью осознать, кто такой аббат, нужно знать церковную историю.Аббат это

Этимология термина «аббат»

Это слово имеет арамейские корни, однако переложенные на латинский лад. «Або» - означает не что иное, как отец. В раннем христианстве, когда люди посвящали себя Богу, они группировались вокруг умудренного опытом члена общины, который и наставлял их в учении, держании постов и прочих монастырских правилах.

Согласно тому, что Христос сказал в Евангелиях от Матфея (12:50) и Марка (3:35) о духовном родстве, те, кто принимали обеты Господу, входили в новую семью. Для них отцом становился старший член общины. С развитием христианства в Римской империи это арамейское слово было прямо скопировано на латынь. Abbas, или abbatic, не утратило своего смысла.

Следует сказать о специфике монастырской жизни ранней церкви. В первые века не было монастырей в современном значении этого слова. Христиане жили в городах, в обычных домах. Именно к ним обращают свои Послания Павел и другие апостолы. Потом христиане стали искать уединения от мирского вдали от населенных пунктов. В пустынных местностях они стали строить скиты. И в этом случае во главе общины стоят Старший, называемый Отцом.Католический церковный титул

Киновии и монастыри

Титул Старшего среди монахов-отшельников сохранялся довольно долго. Но папская власть Рима в Западной Европе пыталась подчинить христианские общины себе, выстроить определенную вертикаль власти. От иноков в пустошах стали требовать селиться в общежитийных обителях.

С шестого столетия начал вводиться бенедиктинский устав, который регламентировал монастырский быт. По новым правилам во главе религиозного дома стоял dominus et abbas – господин и отец. В его обязанности входили забота о материальном благосостоянии обители, а также печение о спасении душ остальных братьев. Таким образом, аббат - это настоятель монастыря. В православии ему отвечает сан игумена. Аббата на пожизненный срок избирали братья, но утвердить его в должности должен был епископ.Аббат монастыря

Титулы настоятелей

С Х столетия стали возникать новые ордена. Но не во всех из них настоятели назывались аббатами, а только у траппистов, цистерцианцев и премонстрантов. В других орденах католической церкви монастыри возглавляли приоры (доминиканцы, картезианцы, кармелиты, августинцы, иеронимиты и другие), майорес (камальдулы), гвардианы (францисканцы), ректоры (иезуиты), командоры (тамплиеры).

Титул аббата также приобрел феминные черты. Настоятельницей женских монастырей инокини звали «матушками», что являлось аналогом «отцов» в мужских религиозных общинах. Но с преобразования этого слова в католический церковный титул, их стали называть аббатисами. В православии настоятельницу женского монастыря именуют игуменьей. Следует сказать, что многие ордена отказывались от титула «аббат» в силу обета смирения. Ведь слова dominus et abbas уже были неразрывны в названии сана.Католическая церковь

Аббат - это монах или священник?

Осталось выяснить, имеет ли право настоятель обители совершать литургию. Ведь далеко не все иноки, давшие монашеские обеты, могут производить обряд преосуществления, то есть «превращать» хлеб и вино в плоть и кровь Христову. Долгое время в церквях это таинство не входило в догму. Практиковалось простое благословление и преломление хлеба в память о Тайной Вечере Господа. А потому этот обряд совершал старший религиозного дома - простой монах, пользующийся авторитетом у своих братьев.

Но соборы в Риме (в 826), Пуатье (1078) и Вьенне (1312) учредили, что настоятели монастырей обязательно должны быть рукоположены в священнический сан, чтобы совершать обряд преосуществления. Поскольку женщинам это делать запрещено католической и православной церквями, аббатисы остаются монахинями и находятся в подчинении у епископов. При этом мужские обители, особенно крупные, например, Клерво, боролись за независимость от территориальных церковных властей. Они были только в подчинении у Папы Римского.

Аббаты во Франции

В этой стране титул имеет свои особенности. Дело в том, что в 1516 году Папа Римский Лев Х и король Франции Франциск заключили договор, по которому светская власть имеет право назначать 225 аббатов монастырей.

Новая должность звалась Abbes comendataires. Ее могли занимать дворяне, не имеющие священнического сана, которым король просто даровал эту синекуру за какие-либо заслуги. Это побудило многих младших сыновей знатных родов принимать духовное звание. Не все они добивались желаемого. Но и тех, кто в ожидании синекуры подрабатывал духовными наставниками и учителями в домах богатых аристократов, тоже называли аббатами. После Великой Французской революции институт светских настоятелей был упразднен. Теперь аббатами во Франции уважительно называют всех священников.