Молитвы Ефрема Сирина. Великопостная покаянная молитва

Уже более тысячи шестисот лет во всех православных храмах и домах прихожан звучат во дни Великого поста слова покаянной молитвы, написанной когда-то святым преподобным Ефремом Сириным. Составленная, по мнению учёных, на сирийском или арамейском языке, она стала достоянием мира в греческом варианте, и уже с него была переведена на церковнославянский. Лаконичная по форме, но необычайно ёмкая по своей философской глубине, молитва святого Ефрема Сирина является подлинным шедевром богословской мысли.

Молитвы Ефрема Сирина

Ошибки бурной молодости

Преподобный Ефрем Сирин родился в начале IV века в городе Низибии, расположенном в юго-восточной части современной Турции. За давностью лет сведения о его молодых годах весьма противоречивы. По одним источникам, он появился на свет в семье языческого жреца и за раннюю приверженность к христову учению был выгнан отцом из дому. Согласно другим сведениям, родители его были людьми благочестивыми, и отеческий дом он покинул в силу необузданности своего юного нрава.

Но, так или иначе, его биографы сходятся на том, что в молодые годы будущий святой был, что называется, проблемным ребёнком, и однажды, украв у соседей овцу, даже угодил за решётку. Пребывание в тюрьме, как известно, мало кому идёт на пользу, но в данном случае стал исключением из общего правила. По крайней мере, в житие преподобного говорится, что именно там он сподобился услышать глас Божий. Что именно изрёк Всевышний, неизвестно, но только с тех пор юноша преобразился и, выйдя на свободу, прежде всего направился к местному епископу Якову (также причисленному впоследствии к лику святых).

На пути служения Богу

Став его учеником и испрашивая в покаянных молитвах прощение прежним грехам, преподобный Ефрем проявил незаурядные способности в проповеднической деятельности. Исполняя послушание, наложенное его новым духовным отцом, будущий святой пламенными речами обращал на путь христианской жизни своих соотечественников, помогая им вырваться из мрака язычества.

Когда же Господь призвал его учителя в Свои Небесные Чертоги, преподобный Ефрем удалился от мира, и, поселившись в горах, проводил время в постах и молитвах вплоть до того, как в 363 году захватившие Низибию персы не заставили его переселиться в греческий город Эдессу, где вёл широкую проповедническую деятельность.

Ефрем Сирин молитва в Великий пост

Труды преподобного Ефрема Сирина

Завершив свой земной путь в 373 году, преподобный оставил после себя обширное богословское наследие, составляющее, по мнению ряда исследователей, не менее 1000 молитв и других произведений. Наиболее известными из них являются читаемая в Великий пост молитва Ефрема Сирина и толкование на Священное Писание, переведённое в наши дни на все языки христианского мира. Важное место в его творчестве занимают также стихотворные произведения, написанные на библейские сюжеты. Положенные впоследствии на музыку, они вошли в золотой фонд христианской гимнографии.

Как и когда читается молитва Ефрема Сирина?

Согласно Уставу православной церкви, читать эту молитву следует во время богослужений суточного круга, во вторник, среду и пятницу Сырной седмицы, то есть недели, предшествующей заговенью на Великий пост. С наступлением же Великого поста она читается ежедневно, кроме субботы и воскресенья, вплоть до Великой среды Страстной седмицы.

Чтение молитвы Ефрема Сирина выполняется в определённом, установившемся в соответствии с православной традицией порядке. Читается она дважды, причём во время первого прочтения каждого прошение завершается земным поклоном. Далее следует 12 раз мысленно произнести короткую молитву: «Боже, очисти мя (то есть меня), грешнаго», на этот раз сопровождаемую поясными поклонами. Затем вновь читается весь текст молитвы, и кладётся ещё один земной поклон.

Высокий образец христианского покаяния

Текст великопостной молитвы Ефрема Сирина приводится в начале статьи. Обратимся к нему и попытаемся проследить за ходом мысли выдающегося богослова и понять, почему эта короткая и простая, на первый взгляд, молитва занимает столь важное место в чинопоследовании, принятом во дни Великого поста.

Покаянная молитва

Принято полагать, что причиной тому является особый, свойственный лишь преподобному Ефрему Сирину порядок изложения как положительных, так и отрицательных элементов покаяния. При этом автор лаконично, но в то же время необычайно ёмко очерчивает круг духовных подвигов, необходимых человеку для освобождения от наиболее свойственных ему греховных наклонностей.

Праздность и лень

В своей молитве Ефрем Сирин начинает перечень недугов души, препятствующих её вступлению на путь общения с Богом, с праздности, являющейся столь распространённым и губительным пороком. Будучи родной сестрой лени и нерадения, она обрекает всё человеческое существо на пассивность, и препятствует ему приложить даже малую толику усилий для изменения к лучшему своего духовного, и материального состояния. Эта наклонность губит в человеке все, дарованные ему Господом таланты, и подчас обращает во зло лучшие его устремления. Ведь недаром говориться: «Праздность ─ матерь всех пороков».

Уныние ─ самоубийство души

Следующим пороком, который упоминает в своей молитве преподобный Ефрем Сирин, является уныние. Оно, в свою очередь, являясь порождением праздности и лени, таит в себе величайшую опасность. Уныние застилает внутренний взор человека, лишает возможности видеть положительные стороны, окружающей его жизни, и, обрекая на беспросветный пессимизм, сводит все суждения лишь к отрицанию возможности перемен к лучшему.

Отцы церкви нередко называют уныние проявлением дьявольской власти над людьми, поскольку основана она на лжи, прародителем которой он является. Вселяя в душу человека лживые представления о Боге и окружающем мире, дьявол наполняет его сердце тьмой и отрицанием. Недаром уныние принято считать самоубийством души.

Молитва святого Ефрема Сирина

Грех властолюбия

Глубокий знаток человеческой души, преподобный Ефрем Сирин неслучайно упоминает любоначалие, то есть любовь властвовать, непосредственно вслед за унынием и леностью. Ход его мысли вполне очевиден: человек, опустошивший и извративший свою жизнь этими двумя пороками, ищет возмещение утраченному и подчас находит его в совершенно искажённом отношении к окружающим людям.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда человек не стремится к Богу и не ищет обретения вечных ценностей, он неизбежно становится эгоистичным и рассматривает всех остальных людей лишь как инструмент для удовлетворения своих потребностей и желаний. Понятие Бога как Владыки мира подменяется в нём культом собственного «Я», что неизбежно ведёт к желанию подчинить себе остальных людей. От этого греха и предостерегает нас в Великий пост молитва Ефрема Сирина.

Празднословие ─ путь к духовной смерти

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его даром речи. Однако при неразумном подходе эта милость Божия может оказаться причиной многих людских бед и падений. Слово имеет великую силу. Оно может быть причиной спасения и погибели, вдохновения и умерщвления всякой мысли.

В устах людских оно становится как проводником Божьей правды, так и дьявольской лжи. Отклонившись от своей божественной природы, слово становится праздным и служит питательной средой для трёх ранее перечисленных пороков: праздности, уныния и во многих случаях, любоначалия. Читая молитву Ефрема Сирина, мы искренне просим Господа избавить нас от этой напасти.

Когда читается молитва Ефрема Сирина

Целомудрие в широком смысле этого слова

Когда читается молитва Ефрема Сирина, то перечисляются не только пороки, избавление от которых является целью покаяния, но и добродетели, дарование которых испрашивается у Бога. Первым из них упомянуто целомудрие. Несмотря на то что в общепринятом понимании оно означает главным образом воздержание от разврата, в действительности его смысл гораздо шире. В данном случае целомудрие трактуется как целостность мудрого отношения к жизни. Это добродетель, противопоставляемая не только сексуальным грехам, но и всем проявлениям изломанности человеческой натуры.

Смирение, терпение и любовь ─ неразлучные сестры

Плодом целомудрия, то есть цельного и мудрого подхода к жизни, является смирение ─ антипод гордыне и самомнению. Оно даёт человеку возможность жить по правде, и, воспринимая мир таким, каким он есть, видеть в нём проявления величия Божия. Из Евангелия нам известно, что Господь противится гордым и лишь смиренным дарует благодать.

Добродетелью, проистекающей от смирения, является терпение. Человек, обладающий этим качеством, во многом уподобляется Творцу, способному прозревать глубину вещей, сокрытую от людских глаз. Всё в этом мире подчинено воле Божьей и будет исполнено в надлежащее тому время. Поэтому и нет причин торопить события.

Наконец, главной добродетелью, о ниспослании которой просит Ефрем Сирин, является любовь. Именно она стала краеугольным камнем божественного учения, дарованного людям Иисусом Христом. Ради неё Он принял крестные муки, её завещал всем чадам основанной им Церкви.

Преподобный Ефрем Сирин молитва

Заключительная часть молитвы

Все вышеперечисленные прошения об ограждении от греховных побуждений и ниспослании добродетелей, как бы сливаются воедино в последней части молитвы, где речь идёт об обретении дара видеть собственные грехи и не осуждать «брата своего». Именно так сказал в молитве Ефрем Сирин о ненавидящих и обидящих нас или впавших в какие-либо иные грехи.

Как указывают святые отцы, сознание собственной греховности, а особенно открытое её признание, далеко не всегда является следствием добродетели, поскольку может порождаться гордыней и ложным благочестием. Лишь в сочетании со способностью исполнить в отношении ближнего своего заповедь Божью: «Не судите, да не судимы будете», покаяние становится свидетельством воцарения в душе всех тех высоких качеств, о которых упоминал в своей молитве Ефрем Сирин.

От гнева, обуревающего нас, от нахлынувшей в сердце гордыни или ещё какого-либо дьявольского наущения верным оружием служат заключительные слова: «Боже, очисти мя грешнаго». Они должны произноситься с полным смирением и сокрушением сердечным. В них заключается итог всего вышесказанного и пережитого. Завершается молитва Ефрема Сирина поклонами, о которых говорилось в начале статьи.

Пушкинское переложение великопостной молитвы

Эта молитва, явившая собой образец высочайшей духовности, становилась подчас источником вдохновения не только для богословов, но и для поэтов. Широко известно, например, приведённое в статье ниже стихотворение А. С. Пушкина, посвящённое этой молитве, и представляющее собой её поэтическое переложение.

Молитва Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих

Созданное в июле 1836 года, оно стало образцом его позднего творчества. Среди литературоведов бытует мнение о том, что, возможно, Пушкин подсознательно ассоциировал себя с личностью составителя великопостной молитвы. Что могло быть общего между этими двумя гениальными людьми?

Возможно, грехи бурной молодости и пришедшее им на смену покаяние и осознание главенства духовного мира над всем земным и преходящим. Это отчётливо передаётся поэтом в приведённом нами стихотворении, где он вторит мудрым словам преподобного Ефрема Сирина.