Детонация - это... Детонация двигателя: причины и послествия

Как известно, работа мотора основывается на сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Процесс этот очень быстрый и цикличный. Несмотря на всю простоту схемы работы, важно достичь точности в дозировании кислорода, топлива, а также в моменте открытия впускных и выпускных клапанов. В сегодняшней статье мы поговорим о таком явлении, как детонация. Это будет полезно каждому автомобилисту.

Характеристика

Итак, что такое детонация? Это губительное для двигателя явление. Детонация возникает тогда, когда воспламенение горючей смеси происходит раньше положенного времени. Таким образом, она взрывается еще до подачи искры свечой. причины детонации двигателя ваз Детонация двигателя сопровождается громким шумом из подкапотного пространства. Этот звук обусловлен сильным давлением волны взрыва и вибрацией стенок цилиндров. Высота этой звуковой волны определяется формой, размерами и толщиной камеры сгорания. Но в любом случае детонация – это нехороший признак. Ниже рассмотрим распространенные причины, по которым она возникает на отечественных авто и иномарках.

Октановое число бензина

Это, пожалуй, самая распространенная причина детонации двигателя ВАЗа и многих других моделей. Именно низкое качество топлива вызывает проблемы с двигателем. Октановое число означает, какую степень сжатия может перенести это топливо. Чем выше значение, тем лучше. Для большинства легковых автомобилей производитель рекомендует использовать 95-й бензин. Но остались также автомобили, успешно работающие и на 92-м. В принципе, если качество топлива нормальное, можно заливать АИ-92 в современную машину, где прописан АИ-95. Детонация не произойдет. Увеличится разве что расход топлива на пару процентов. Но если использовать 80-й (или того хуже - 72-й), проблемы будут необратимы. где стоит датчик детонации Все это приведет к предварительному зажиганию горючей смеси. Бензин воспламенится раньше, чем ему это положено. На бензиновых моторах недопустимо, чтобы смесь возгоралась от силы сжатия. Если это так, детонация неизбежна. При этом часть топлива прилипает к стенкам камеры сгорания. Это негативно влияет на ресурс гильз и других элементов ДВС.

Нагар на стенках цилиндров

Топливо после возгорания должно самоочищаться. Но со временем может оставаться нагар. Эта проблема свойственна двигателям 20-летней давности с пробегом более 350 тысяч километров. За этот период времени на стенках образуется достаточный нагар. Как он может стать причиной детонации? Все очень просто. С увеличением количества нагара уменьшается объем цилиндра. Соответственно, возрастает степень сжатия. В итоге смесь самопроизвольно взрывается. низкий уровень детонации Как решить данную проблему? С сожалению, она решается путем полной разборки и механической чистки элементов с использованием агрессивных средств. Не стоит промывать систему без разбора, заливая всевозможные присадки в бак. Они не только неэффективны, но и губительно влияют на топливную систему.

Также отметим, что исключить образование нагара можно путем перехода на газобаллонное оборудование. Это топливо безвредно для двигателя и имеет октановое число 102. Нагар от газа не образуется, как от бензина. К тому же стоимость такого топлива вдвое меньше.

Свечи

Это неотъемлемая составляющая любого двигателя. Именно свеча формирует искру для дальнейшего воспламенения горючей смеси в цилиндрах. Ресурс данных элементов составляет порядка 60 тысяч километров. Далее могут возникать пробои в зажигании. Свеча может формировать искру недостаточной мощности либо вовсе ее не вырабатывать. В результате двигатель начинает троить. Это хорошо заметно на холостых оборотах. Мотор будет работать нестабильно. На ходу вы ощутите заметный упад мощности и динамики. При этом возрастает расход топлива. детонация при нажатии газа Также отметим, что такое явление может возникать и на новых свечах. Это случается, если владелец не следует рекомендациям производителя. Один из основных параметров – это калильное число. Различают «холодные» и «горячие» элементы. Калильное число определяет время, через которое свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем выше данный параметр, тем меньше элемент нагревается.

Для повседневной эксплуатации в режиме "город/трасса" достаточно «холодных» элементов. А вот если автомобиль используется на кольцевых гонках или в драг-рейсинге, несомненно стоит выбирать "горячие" свечи. Но опять же конкретное калильное число (оно начинается от 9 и заканчивается 30) зависит от марки вашего автомобиля и рекомендаций производителя.

Немаловажным параметром является и наличие резистора на свечах. Узнать, оснащен ли элемент данной составляющей, можно по маркировке. Так, на изоляторе будет видна буква R. детонация это Эти свечи немного дороже обычных, но гораздо надежнее. Если использовать дешевые аналоги с неверно выбранным калильным числом, можно столкнуться с таким явлением, как детонация. При нажатии газа она будет усиливаться.

Датчик детонации

На современных автомобилях процесс возгорания контролируется автоматически. ЭБУ воспринимает сигнал со всех датчиков и формирует соответствующие импульсы. Так происходит корректировка параметров горючей смеси и других данных. Где стоит датчик детонации? Элемент находится на блоке двигателя. На автомобилях ВАЗ устанавливается между вторым и третьим цилиндром. Может быть одно- и двухконтактным. Элемент призван реализовать весь потенциал мощности двигателя и снизить при этом расход топлива, исключая явление детонации. детонация двигателя Низкий уровень ее – залог долгой и продолжительной работы двигателя. Элемент достаточно надежный. Но иногда с ним могут случаться проблемы. Как проверить датчик детонации? Сперва его нужно извлечь из блока двигателя. Далее нам понадобится вольт- или мультиметр. Выставляем аппарат в режим работы на 200 Мв. Далее электроды мультиметра подключаются на вывод датчика детонации двигателя. Далее отверткой следует постучать по корпусу элемента. В этот момент смотрим на показания мультиметра. В зависимости от частоты и силы ударов параметр будет меняться. Если же цифра стабильная, скорее всего, элемент неисправен. Деталь подлежит замене. Меняется за пару минут. Стоимость нового датчика детонации для отечественных авто марки ВАЗ составляет около 200 рублей.

Как поменять?

Для его замены нам понадобится накидной ключ на 13. Итак, откручиваем болт крепления датчика против часовой стрелки. Далее вынимаем штекер с проводами питания. Для этого нужно надавить на скобу-фиксатор. Тянем за штекер в сторону и вынимаем элемент. Установку следует производить в обратной последовательности. Также рекомендуется осмотреть состояние штекера. Недопустимо, чтобы его клеммы были надломанными или окисленными.

Последствия

При несвоевременных вспышках топлива двигатель терпит колоссальные нагрузки. В первую очередь страдают поршневые кольца, впускные и выпускные клапаны. Как мы уже сказали ранее, при детонации часть топлива может оставаться на стенках цилиндров. Так оно выжигает масляную пленку, и элементы работают «на сухую». Выгорают также и электроды свечей. Температура в камере сгорания заметно увеличивается. Доходит до того, что поверхность поршней попросту оплавляется. Прогорают и клапаны. На стенках цилиндров образуются задиры. Если игнорировать данную проблему и дальше, произойдет залегание колец. Мотор будет подлежать капитальному ремонту. как проверить датчик детонации Придется заменить все клапаны, шатун, поршни, пальцы и произвести гильзование цилиндров (в случае если двигатель имеет алюминиевый блок – хонингование и расточку). Удары также распространяются и на коленчатый вал. Страдают подшипники скольжения (в простонародье «вкладыши»). Их может провернуть, и тогда в моторе будет постоянный глухой стук. С увеличением оборотов он усиливается.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое детонация и как проверить датчик детонации. Это разрушительный процесс для любого двигателя. Мотор может потребовать капитального ремонта, а то и вовсе замены. Как вывод – не стоит экономить на свечах и заливать намеренно дешевый бензин. Все это может спровоцировать явление детонации.