Морские мины Второй мировой войны

Морская мина - это один из самых опасных, коварных видов морских боеприпасов, который предназначен для поражения плавсредств противника. Их прячут в воде. Мина морская – это мощный заряд взрывчатки, помещенный в водонепроницаемый корпус. мина морская

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Первые подтвержденные сведения о противосудовых минах

В разное время в приморских странах, ведущих те или иные боевые действия, были изобретены первые простейшие средства противокорабельной борьбы. Первые летописные упоминания о морских минах встречаются в архивах Китая за четырнадцатый век. Это был простой просмоленный деревянный ящик со взрывчатым веществом и фитилем замедленного горения. Мины запускались по течению воды навстречу японским кораблям. морская мина Считается, что первую морскую мину, эффективно разрушающую корпус военного корабля, сконструировал в 1777 году американец Бушнель. Это были начиненные порохом бочки со взрывателями ударного действия. Одна такая мина наткнулась на судно англичан у Филадельфии и полностью уничтожила его.

Первые российские разработки

Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.

Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.

Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта. ловец морских мин

На рубеже веков

К концу XIX века мина морская стала уже надёжным устройством для разрушения бронированных корпусов боевых кораблей. И многие государства приступили к их производству в промышленных масштабах. Первая массовая установка минных заграждений была произведена в Китае в 1900 году на реке Хайфэ, во время Ихэтуаньского восстания, более известного как «боксёрское».

Первая минная война между государствами произошла тоже на морях Дальневосточного региона в 1904-1905 годах. Тогда Россия и Япония массово ставили минные заграждения на стратегически важных морских коммуникациях.

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке. морские мины второй мировой войны Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Морские мины второй мировой войны

Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.

Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля. немецкие морские мины Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению войны на морях. В арсеналах военно-морских баз хранились мины разных модификаций и моделей. И первенство в конструировании и производстве революционных видов детонаторов морских мин было у инженеров Германии. Они разработали взрыватель, который срабатывал не от контакта с кораблем, а от колебания магнитуды Земли около стального корпуса судна. Ими немцы усеяли все подходы к берегам Англии.

Советские морские мины

К началу большой войны на морских просторах Советский Союз имел на вооружении не столь технологически разнообразные, как Германия, но не менее эффективные мины. В арсеналах хранились только два вида якорного крепления мин. Это "КБ-1", принятая на вооружении в 1931 году, и антенная глубоководная мина «АГ», в основном применяемая против субмарин. Весь арсенал предназначался для массового минирования. морские мины второй мировой

Технические средства борьбы с минами

По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.