Шамординский монастырь (Калужская область): настоятельница, иконы, как доехать. Казанская Амвросиевская пустынь

0
0

В любые эпохи монастыри размещались в тихих уединенных местах, подальше от городской суеты. Ничто не должно было отвлекать монахов от служения Богу. В этом плане обитель в деревне Шамордино, о которой пойдет речь в данной статье, не является исключением.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь находится на лесистой возвышенности. Вокруг нее открываются сказочной красоты пейзажи. Это и есть знаменитый Шамординский монастырь.

Как доехать?

шамординский монастырь как доехать

Добраться до обители возможно на автомашине, проехав 220 километров от Москвы до поворота на Калугу. Далее следует проехать до деревни Каменка на Шамордино. Найти монастырь не составит ни малейшего труда, поскольку купола Казанского собора видны издалека.

Добраться до монастыря можно, проехав по железной дороге от столицы до Калуги, а затем воспользоваться автобусом или такси. При этом около километра придется пройти пешком.

Правила поведения в монастыре

шамординский монастырь

Приехав в обитель, следует соблюдать правила поведения. Они типичны для православного храма. Кроме того, одежда не должна быть вызывающей. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку с длинным рукавом или костюм. Женщинам нужно быть в длинной юбке, одежде с длинными рукавами и платке. Голова обязательно должна быть покрыта.

Посетителям запрещается употреблять спиртные напитки, курить и слушать популярную музыку. Нельзя заходить в жилые корпуса, отвлекать монахинь разговорами и фотографировать их.

Начало существования обители

козельская епархия

Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия. Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София. При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.

В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов. Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель. Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена. При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь. По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Возрождение монастыря

калужская область

В 1990 году началось восстановление обители. В ней вновь поселились монахини. Поначалу их было всего десять. С этого времени началось восстановление монастырского комплекса. Козельская епархия приложила для этого немало усилий. К настоящему времени удалось восстановить многие сооружения. Продолжается строительство скита и новой церкви за кладбищем.

Восстановлены многие старинные монастырские промыслы. Монахини вновь занимаются вышиванием. При обители работает воскресная школа. Планы дальнейшего развития монастырского комплекса предполагают восстановление на территории построек, существовавших до революции. Предполагается существенное расширение благотворительной деятельности общины (создание приюта для девочек).

Монахини свято чтят заветы преподобного Амвросия Оптинского и схимонахини Софии. В монастыре проводятся богослужения. Многочисленные паломники приезжают сюда для того, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев и чудотворным образам и исцелится от различных телесных и духовных недугов. Иконы Шамординского монастыря поистине обладают огромным могуществом.

Святые лики обители

иконы шамординского монастыря
Одной из чудотворных икон, находящихся в монастыре, является написанный в 1890 г. образ Божией Матери "Спорительница хлебов". Основой для ее создания послужили видения преподобного Амвросия. Икона защищает от неурожаев и природных катаклизмов. Списки с этой иконы распространялись среди паломников, посещавших обитель, а также в среде местных землевладельцев. Вскоре по всей Калужской губернии, а потом и по России пошла слава о чудотворной силе данной иконы. В настоящее время в монастыре находится копия образа Божией Матери "Спорительница хлебов", поскольку подлинник был утерян при закрытии обители в годы советской власти. Не так давно оригинал иконы был найден в Литве, где она находится в настоящее время.

Еще одним чудотворным образом, находившимся в монастыре, был образ Казанской Божией Матери. Данная икона первоначально пребывала в Белевском монастыре, куда была принята в качестве заклада на сумму десять рублей от неизвестной женщины. Поскольку за иконой никто не явился, она осталась в обители. Вскоре выяснилось, что лампадное масло, взятое от нее, обладает целебными свойствами и может успешно лечить различные болезни. С этого времени масло для лампады перед иконой закупалось ровно на сумму десять рублей.

Позднее образ был передан в Шамординский женский монастырь, где и находился до передачи его в одну из деревенских церквей. Копия с иконы была вновь написана монахом Арсением, который являлся настоятелем скита на горе-Афон. В 1999 году образ был передан в Шамординский монастырь.

Казанский собор

Несмотря на то что здания, составляющие монастырский комплекс, возводились в разное время, они строились в едином стиле.

Казанский собор, построенный по проекту известного российского архитектора С. Шервуда, является главным храмом монастыря. Он поражает паломников своей красотой. Храм выполнен из красного камня в русском стиле. Его венчают пятнадцать куполов, покрытых золотом. Храм отличается узорными кирпичными наличниками над высокими арками, полуколоннами и другими декоративными элементами.

Внутри собор выглядит также очень впечатляюще. Особенностью его интерьера является отсутствие фресок на потолке, что придает ощущение легкости. В церкви находится много икон, вышитых бисером и золотом местными монахинями. Снаружи собора находятся усыпальницы настоятельниц и купца С. Перлова, на чьи средства были возведены большинство построек. Прежняя усыпальница, построенная по проекту Б. А. Савицкого, до наших дней не сохранилась.

К могиле первой настоятельницы, матушки Софии, почитаемой в качестве местной Святой, часто приходят паломники с просьбами об оказании помощи в исцелении от болезней. В настоящее время известно о некоторых случаях чудесного выздоровления людей.

Церковь Амвросия Оптинского

Еще одним замечательным архитектурным сооружением на территории монастыря является храм преподобного Амвросия Оптинского. Он представляет собой скромный домик-келью, в которой жил и умер старец.

Церковь Пресвятой Троицы является первым храмом, который был построен и освящен в 1884 году. Она первоначально располагалась на месте Казанского собора.

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии.
Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Святые источники обители

шамординский женский монастырь

Казанская Амвросиевская пустынь также широко известна благодаря священным родникам. До революции они бережно сохранялись монахинями. После закрытия монастыря многие ключи пришли в запустение и постепенно заболачивались. Часть из них вообще исчезла. После возрождения монастыря монахини расчистили оставшиеся источники и привели в порядок ближайшие из них. Сейчас наибольшей популярностью пользуются два родника, вода из которых имеет целебные свойства. Расскажем о них подробнее.

«Живоносный источник» находится неподалеку от монастыря. Чтобы дойти до него, достаточно пройти немного по дороге и повернуть налево, следуя информации указателя. Температура воды в колодце составляет +4 градуса по Цельсию. Воду можно использовать для питья.

Казанский источник находится неподалеку. Чтобы дойти до него, необходимо спуститься по лестнице и свернуть затем влево. Далее придется идти по узкой тропинке, что после дождя представляет определенные неудобства из-за раскисшей почвы. Желающим посетить родник необходимо надеть подходящую обувь. Нужно учесть, что у источника отсутствует оборудованная купальня. Паломники часто забирают воду из родника с собой, поскольку считается, что она помогает при глазных заболеваниях.

деревня шамордино

Внешняя проповедь

Шамординская обитель (Калужская область) представляет собой не просто уникальный образец дореволюционной церковной архитектуры, но и является действующим храмом, монахини которого осуществляют обширную и разнообразную хозяйственную и благотворительную деятельность. Восстановление обители в тяжелых условиях конца XX века оказалось возможным благодаря подвижничеству и самоотверженному труду местных монахинь и иерархов Русской православной церкви. Обитель постоянно развивается и расширяет свою деятельность. Ярким свидетельством известности и авторитета, которым пользуется монастырь среди верующих по всей России, является нескончаемый поток паломников, посещающих это уникальное место. Деревня Шамордино никогда не пустует.