Трамблер ВАЗ 2106: установка, ремонт своими руками

Устанавливается трамблер ВАЗ-2106 на левой стороне двигателя, привод происходит от шестерни масляного насоса. Этот прибор предназначен для коммутации высокого напряжения, создаваемого катушкой зажигания. За время выпуска "шестерок" трамблеры изменились существенно – прошли эволюцию от контактных до бесконтактных. На последние автомобили ВАЗ-2106, которые до 2006 года производились на конвейерах ИЖ-Авто, уже ставились инжекторные системы. В них нет трамблера, его функции полностью передали электронному «мозгу».

Что такое трамблер

трамблер ваз 2106

Это устройство, которое позволяет правильно распределить высокое напряжение по электродам свечей зажигания. Конструкция всей системы состоит из таких элементов:

  1. Источник питания – аккумулятор и генератор.
  2. Низковольтная проводка.
  3. Катушка зажигания.
  4. Бронепровода (предназначенные для передачи высокого напряжения).
  5. Распределитель (трамблер) с контактной группой или датчиком Холла. Крышка трамблера ВАЗ-2106 необходима для коммутации высокого напряжения.
  6. Коммутатор (в случае бесконтактной системы).
  7. Конденсатор – необходим для избавления от переменной составляющей в цепи.

Трамблер ВАЗ-2106 имеет относительно простую конструкцию, но его необходимо своевременно обслуживать и заменять износившиеся элементы.

Контактные системы

Самые старые и несовершенные конструкции, несмотря на это, очень много автомобилей все еще используют их. Даже в магазинах продаются контактные группы. Одно преимущество можно выделить у контактных систем – низкую стоимость. В остальном же они только недостатками обладают:

  1. Контактный прерыватель, установленный в корпусе трамблера ВАЗ-2106, коммутирует высокое напряжение. Вследствие этого часто происходит подгорание контактов, нужно иногда осуществлять чистку устройства.
  2. Этот же контактный прерыватель испытывает большие нагрузки, трение. Поэтому ресурс ограничен качеством используемого металла, временем его износа.
  3. При работе изменяется зазор между контактами, а он влияет на угол опережения зажигания – это один из важнейших параметров работы двигателя внутреннего сгорания.

установка трамблера ваз 2106

Несмотря на простоту, надежность механизмов очень низкая. Система требует тщательного ухода и своевременного обслуживания.

Контактно-транзисторные конструкции

Но если функцию высоковольтного переключателя отдать прибору, который не столь чувствителен к перепадам напряжения, можно получить довольно надежное устройство. Именно этим и руководствовались инженеры, проектировавшие системы зажигания. Они оставили в конструкции механический контактный прерыватель, но с его помощью не переключалось высокое напряжение.

Работали контакты как источник сигнала, не более. Это облегчало эксплуатацию, позволяло производить настройку узла намного реже. Подобные конструкции трамблера зажигания ВАЗ-2106 не прижились, так как очень быстро были вытеснены бесконтактными устройствами, а их надежность оказалась куда большей. Контактно-транзисторные конструкции подвержены механическим воздействиям. Поэтому ресурс ограничен сроком службы контактов.

Бесконтактные системы зажигания

трамблер зажигания ваз 2106

Это самые распространенные системы зажигания, используемые на карбюраторных двигателях. Но они тоже устанавливались непродолжительное время, так как их вытеснили инжекторные системы впрыска. Принцип работы такой же, как у контактных конструкций. Но вместо контактного прерывателя используется датчик Холла и коммутатор. Из трущихся компонентов – только ось трамблера и бегунок, который замыкается с пластинами на крышке.

Надежность такой конструкции очень высокая, так как нет необходимости постоянно следить за тем, какой зазор в контактной группе, регулировать угол опережения и замкнутого состояния. Все работы взяли на себя электронные ключи. Ресурс у них намного выше, нежели у контактной группы, нет трения, износа. Обычно водители, которые установили бесконтактную систему зажигания, надолго забывают о проблемах. Но существуют и поломки у такой надежной конструкции.

Неисправности бесконтактной системы

электронный трамблер ваз 2106

Поломки таких конструкций – это редкость. Прежде чем давать окончательный вердикт, что вышел из строя какой-либо компонент системы зажигания, необходимо тщательно проверить двигатель. Очень часто поломки в системах топливоподачи, зажигания, электрооборудования по симптомам схожи между собой. Наиболее частые поломки:

  1. Выход из строя коммутатора. В этом случае полностью пропадает искра на электродах свечей. Запустить двигатель невозможно.
  2. Датчик Холла при выходе из строя перестает подавать на коммутатор управляющий сигнал.
  3. Засорение датчика Холла приводит к тому, что подача управляющего сигнала нарушается. Временами вообще постоянно сигнал идет на коммутатор, без остановки.
  4. Обрыв проводов приводит к тому, что прекращается подача сигнала или питания в систему.
  5. Разрушение катушки зажигания характеризуется тем, что вся конструкция работает, но на свечах отсутствует искра.
  6. Работа электронного трамблера ВАЗ-2106 полностью зависит от состояния крышки и бегунка. Если имеются нагар или повреждения, это приведет к неработоспособности всей системы.

Поломки коммутатора и датчика Холла – это большая редкость. Но все же в бардачке желательно возить приборы для диагностики этих устройств. С их помощью можно не только проверить состояние. В случае поломки датчика Холла такой диагностический прибор устанавливается на колодку, и автомобиль сможет продолжить движение.

Комплект для установки БСЗ

В продаже имеются различные комплекты, предназначенные для монтажа бесконтактных систем зажигания на карбюраторные автомобили. Они состоят из таких элементов:

  1. Трамблер с датчиком Холла.
  2. Комплект проводов.
  3. Коммутатор электронного типа.
  4. Крепежи.

как выставить трамблер на ваз 2106

Высоковольтные провода используются штатные, их заменять нет необходимости. Еще одна особенность – система не сможет нормально работать с катушкой зажигания, которая использовалась ранее с контактным трамблером. Причина в том, что в случае применения БСЗ необходимо, чтобы на ее выходе было напряжение около 30 кВ. А те устройства, которые используются с контактными системами, способны развить не более 25 кВ.

Установка бесконтактного зажигания

После установки трамблера ВАЗ-2106 бесконтактного типа водитель полностью избавится от необходимости обслуживать систему зажигания. Стоимость комплекта для замены составит не более 1500 рублей. Для переделки вам нужно выполнить ряд действий:

  1. Полностью демонтировать старую систему зажигания. Выкрутите крепление трамблера, снимите высоковольтные провода. Всю проводку лишнюю нужно обрезать.
  2. Установите новый трамблер.
  3. В удобном месте на кузове нужно установить коммутатор. Обязательное требование – к нему должны подходить все провода, причем им нельзя находиться в натянутом состоянии.
  4. Прикрутите коммутатор с помощью саморезов по металлу.
  5. Произведите подключение коммутатора и трамблера.
  6. Установите высоковольтные провода.
  7. В последнюю очередь подключается вся система к замку зажигания. Именно к тому контакту, на котором появляется напряжение при включении зажигания.

Установка угла опережения зажигания

крышка трамблера ваз 2106

Это единственная настройка, которую нужно делать на автомобиле. Для этого вам потребуется:

  1. Провернуть коленчатый вал и совместить прорезь на шкиве со средней меткой на блоке двигателя.
  2. Вынуть трамблер, снять его крышку и установить бегунок напротив контакта, который соответствует первому цилиндру.
  3. Произвести установку трамблера ВАЗ-2106. Наживите гайку крепления.
  4. Запустите двигатель. Он будет работать неустойчиво, поэтому нужно сделать «тонкую» настройку – провернуть корпус распределителя.

Желательно ориентироваться на показания стробоскопа. Только так вы сможете максимально точно настроить угол. Вот как выставить трамблер на ВАЗ-2106 своими руками. Сделать это можно за час-полтора, если есть в наличии все необходимые инструменты и приспособления.