Ракета "Зенит": характеристики, интересные факты
Авангард современного прогресса в науке и технике - это уже не электродвигатели и телекомуникационные технологии. Рубеж современной науки – это космические исследования и развитие космической техники. Семейство ракет «Зенит» – яркий тому пример. А еще это пример успешного международного сотрудничества и его краха, вызванного политическими разногласиями.
![зенит ракета](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006218.jpg)
Историческая справка
Еще в 70-х прошлого столетия, когда были разработаны спутники радиотехнической разведки второго поколения «Целина», обнаружилось, что ракетоносители «Восток-2м» или «Циклон-3» не вынесут космический аппарат на орбиту из-за низких энергетических возможностей. К декабрю 1974 года конструкторское космическое бюро «Южное» разработало новый ракетный носитель с индексом 11К77, который впоследствии стал ракетой-носителем «Зенит».
«Камбала» собирается в космос
Именно такое прозвище дали проекту 11К77 – ракете «Зенит» – ее конструкторы. Первая ступень носителя состояла из пары параллельно расположенных блоков с массой порядка 450 тонн и диаметром 3 метра и массой полезного груза 12 тонн. Трехкамерный первой ступени ракетный двигатель первой РД-124 и второй ступени однокамерный двигатель РД-125 работали на керосин-кислороде с дожиганием окислительных газов и были спроектированы конструкторским бюро «Энергомаш». Именно такое топливо признано экологически наиболее безопасным. Впоследствии первую ступень ракеты «Зенит» унифицировали с 11К25 «Энергия» (ступень первая), что дало право назвать ее первой в классе средних ракетоносителей.
![ракета носитель зенит](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006223.jpg)
«Камбала» превращается в «бревно»
К 1977 году в КБ «Южное» созрел проект «моноблочного» и мощного носителя с диаметром 3,9 метра, предельной величины для транспортировки по железной дороге (отсюда и прозвище - «бревно»). Четырехкамерный двигатель, спроектированный на том же производственном объединении «Энергомаш», давал ракете тягу в 740 тс на земле, что превосходило все существующие аппараты на то время. Рулевой двигатель способен работать длительное время после отключения двигателя маршевого. Беспрецедентный ракетный двигатель прошел испытания в 1980 году, а в 1985 году прошли первые два нештатных взлета ракеты-носителя «Зенит» с полезной нагрузкой с космодрома Байконур. Из тринадцати запусков три прошли нештатно, и при приеме в эксплуатацию в 1989 году ракета «Зенит» поступила на вооружение с замечаниями. Но шпионская «Целина-2» к тому времени уже улетела в космос на тяжелых космических носителях «Протон».
Статистика запусков
За период с 1985 по 2009 год 37 раз ракета-носитель «Зенит-2» стартовала в космос. Из них только тридцать запусков прошли успешно. С 2007 года на Байконуре стартует ракета «Зенит-2 SL Б». Остальные модификации запускались по программе «Наземный» (Байконур) и «Морской старт» (платформа Ocean Odyssey). Произведено всего более 83 запусков (34 с морской платформы), из которых 9 – неудачно, 4 – частично удачно и 70 – абсолютно успешны.
![украинская ракета зенит](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006224.jpg)
Русская ракета с украинской начинкой
Ракетоноситель - результат производственного сотрудничества двух стран: России и Украины. Модификации производились на Днепропетровском Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, а двигатели РД-171М и блоки разгона ДМ-SL и ДМ-SL-Б – на Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В. П. Глушко (филиалы находятся в городах Самаре, Перми, Санкт-Петербурге) и ракетно-космической корпорации «Энергия имени С. П. Королева» (город Королев, Московская обл.) соответственно. Российские комплектующие – это 70 % русско-украинской ракеты «Зенит». С 2015 года торговое и промышленное сотрудничество с Украиной прекращено, и приостановлено производство носителей.
![ракета зенит 2](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006006.jpg)
Модификационный ряд
Стартовая площадка для всего семейства «Зенитов» - площадка № 45 или модернизированный комплекс «Зенит-М» (космодром Байконур, Казахстан) и морская платформа – ракетно-космический комплекс «Одиссей» (Тихий океан). Носители «Зенит» выводят космические аппараты на ближние орбиты, солнечно-синхронные и полярные орбиты, на дальние геостационарные орбиты. Сегодня семейство включает следующие модификации двухступенчатых и трехступенчатых ракет:
- Ракета «Зенит 2 SL Б». Состоит из двух ступеней. Система управления цифровая, на базе ЭВМ «Бисер-3». космическая часть автономная, что дает возможность сборки отдельно от ракетоносителя. Ракета «Зенит-2 SL Б» никогда не запускалась.
- Ракета-носитель «Зенит-3SL». Состоит из трех ступеней с космическим блоком разгона ДМ-SL. Обозначается как «Зенит-2S». Предназначена для запусков по программе «Морской старт». Площадка для запусков космических аппаратов - тихоокеанский ракетно-космический комплекс «Одиссей».
- Ракета «Зенит-3 SL Б». Разработана для запусков с космодрома Байконур (программа «Наземный старт»). Сделана исключительно из отечественных и украинских комплектующих. Главный обтекатель спроектирован и изготовлен на Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (г. Калуга). Первый вывод на геостационарную орбиту космического аппарата (спутник «Электро-Л») произошел 20.01.2008.
- «Зенит-3SL БФ». Гибрид носителей «Зенит-2SL Б» и «Зенит-3SL Б». В ее составе блок разгона «Фрегат-СБ». Предназначается для выведения объектов инфраструктуры космоса на орбиты (первый – 20.01.2011).
Характеристики ракеты «Зенит»
Для удобства восприятия материал мы решили представить в виде таблицы.
Вариации носителя | «Зенит-2» | «Зенит-3» |
Масса на старте | 459 тонн | 473 тонн |
Максимальная длина | 57 метров | 59,6 метра |
Место запусков | Байконур | Платформа «Одиссей» |
Полезный вес вывода на орбиты 200 км | 13,7 тонны | 15 тонн |
Первая ступень | ||
Двигатели | РД-171М | |
Длина | 32,9 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса | 359 тонн | |
Максимальная тяга на старте | 7 257 кН | |
Максимальная тяга в вакууме | 7 908 кН | |
Время сброса | 145 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Вторая ступень | ||
Двигатель | Маршевый (РД-120) и рулевой (РД-8) | |
Длина | 10,4 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса на старте | 90,5 тонн | |
Тяга на старте | 834 кН | |
Тяга в вакууме | 912 кН | |
Время сброса | 380 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Обтекатель | ||
Длина | 13,7 метра | 16,3 метра |
Диаметр | 3,9 метра | 4,15 метра |
Международная оценка
Основатель космической компании SpaceX (Америка) Илон Маск в 2017 году в одном из интервью назвал двухступенчатые ракеты-носители «Зенит» лучшими ракетами среднего класса современности. Правда, после своих многоразовых ракет Falkon. Портфель заказов на «Зениты» у производственного объединения «Южмаш» по состоянию на июль 2017 года составляет порядка 350 миллионов долларов. Заказчики космических носителей – группа компаний «S7 Космические транспортные системы», космические корпорации Соединенных Штатов Америки и Италии. Российская космическая корпорация «Энергия» в ответ обещает уже к 2022 году создать ракету среднего класса «Союз-5», которая составит здоровую конкуренцию украинским «Зенитам» как по программе «Наземный старт», так и по программе «Морской старт».
![зенит 3sl ракета носитель](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006240.jpg)
Программа «Морской старт»
Это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования платформы Ocean Odyssey в Тихом океане (остров Рождества, республика Карибати, координаты: 0 градусов северной широты и 154 градуса западной долготы). Учредителями одноименной компании, основанной в 1995 году, были корпорация Boeing, РКК «Энергия», норвежская корпорация Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». После реорганизации 2010 года ведущим учредителем стала российская корпорация «Энергия». С платформы до 2014 года осуществлялись коммерческие пуски с использованием носителей «Зенит-3SL». В 2016 году владельцем самой платформы, корабля Sea Launch Commander, наземного оборудования в порту Лонг-Бич, интеллектуальных прав и товарного знака стала группа компаний «S7 Космические транспортные системы», российское общество с ограниченной ответственностью, которая инвестировала в нее 160 миллионов долларов. В планах нового владельца до 70 запусков, преимущественно коммерческих, на протяжении ближайших пятнадцати лет.
![ракета зенит характеристики](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006241.jpg)
Тридцать пятый пуск – пока последний
Новые владельцы водной платформы «Одиссей» пока не готовы отказаться от лучшего носителя среднего класса - ракет украинской сборки «Зенит-3SL» . Но платформа уже была свидетелем неоднократных аварий при запуске «Зенитов». Первая нештатная ситуация произошла во время третьего запуска в 2000 году. В период запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL» (спутник ICO F-1) клапан пневмосистемы второй ступени не закрылся, что привело к остановке рулевого двигателя и отклонению в траектории полета. Через два часа спутник был потерян, а «Зенит» потерпел аварию. Двигатель маршевый ДМ-SL отказал при запуске в 2004 году носителя со спутником Telstar-18. Самая крупная авария случилась в 2007 году. Тогда носитель должен был вывести на геостационарную орбиту нидерландский спутник NSS-8. Носитель упал на платформу в результате отказа и воспламенения двигателя РД-171М ракеты-носителя (первая ступень). В январе 2013 года тридцать пятый запуск закончился крушением по причинам, аналогичным предыдущей аварии - поломке в двигателе. Нештатная ситуация была купирована, траектория полета изменена, ракета утонула в океане, американский спутник Intelsat-27 был потерян. Платформа «Одиссей» не пострадала. Среди причин аварии называется также и шторм в Тихом океане.
![ракета зенит 3](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006245.jpg)
Будущее «Зенита»
В 2016 году производитель ракетоносителей Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова подписал контракт на поставки двенадцати ракет-носителей для корпорации S7 для запусков в рамках проекта «Морской старт». Но так как права на РД-171 принадлежат российскому федеральному космическому агентству, а оно не имеет обязательств перед Украиной, пока непонятно, как обязательства по контракту будут выполнены. Сегодня на «Южмаше» ведется сборка только двух ракетоносителей.
![ракета зенит 3](http://www.syl.ru/misc/i/ai/342859/2006239.jpg)
Трудные времена наступили для семейства носителей «Зенит». Но ни аварии, ни экономические трудности не сломили дух конструкторов и производителей. Как во время появления, так и сегодня ракета «Зенит» остается лучшим носителем космических аппаратов на орбиты среднего класса. Конкурентные возможности её по-прежнему довольно высоки. Есть потенциал нереализованных возможностей и перспективы. Мирный космос ждет своих первооткрывателей и исследований, ракета-носитель «Зенит» готова вывести на орбиты аппараты научно-исследовательского предназначения. А это означает, что полет продолжается!
Похожие статьи
- Фотоаппарат «Зенит-ЕТ»: инструкция и особенности
- Транспортный грузовой корабль "Прогресс": модификации, характеристики
- Ракета "Союз": описание, история, запуск и интересные факты
- Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты
- Описание ПБРК "Бастион". Ракетный комплекс "Бастион": характеристики и фото
- Ракетные двигатели, их разнообразие, возможности и перспективы
- Байконур: где находится, описание, интересные факты