Что такое чистилище и его значение в православии?

0
0

Большинство из известных религий, которых насчитывается в мире огромное множество, повествуют людям о загробном царстве. Почти каждая из них учит, что существование души после физической смерти тела зависит от поступков, мыслей и мировоззрений человека на его земном грешном или праведном пути. Но представление о потустороннем мире у каждого вероисповедания своё.

Слово «чистилище» придумали католики. Оно призвано обозначать состояние или место, где обитают с надеждой искупить свои грехи и узреть лик Бога души людей, не сильно провинившихся при жизни. Появилось подобное понятие в представлении людей не с возникновением раннего христианства, а постепенно сформировалось в умах лишь в эпоху Средневековья. О том, что такое чистилище, существует ли оно по православным канонам, как к данному понятию относятся представители иных концессий, и пойдёт разговор далее.

Что такое чистилище

К истокам

Определённое воздаяние за неблаговидные поступки, конечно, предусматривается во всех религиях. Но представления о хорошем и плохом часто расходятся кардинальным образом. Чтобы привести пример подобного, не приходится заглядывать слишком далеко. Даже Ветхий и Новый Заветы совсем не сходны между собой по определению моральных ценностей. В первом больше культивируются победа любой ценой, торжество над врагами хитростью, духовная сила, второй, наоборот, учит смирению и покорности.

Христианство направляет человека к праведности, под которой понимается жертвенность, подкреплённая страданиями. Данное вероучение ждёт от человека любви к ближнему, терпения и всепрощения, в то же время, пугая наказанием за отсутствие праведности после смерти, то есть адскими муками. В Ветхом завете о том, что такое чистилище, не говорится вообще, хотя многие по прошествии времени пытались по-своему трактовать отдельные фразы из этой древней книги, привязав их к более поздним представлениям.

Чистилище слово

Во что верили ветхозаветные евреи

Ни в одном из мест Ветхого Завета, вопреки распространённому мнению, не встречается утверждения о том, что душа бессмертна. Герои Торы (то есть первой части сборника книг этой серии) обращаются к своему божеству Яхве прежде всего, чтобы получить материальные поощрения и земные блага: здоровое потомство, угодья, состояние и достаток, чудесное избавление от неприятностей в безвыходных ситуациях, но не поощрения на небесах. И согласно ветхозаветным строкам непонятно, что стало с описанными персонажами после смерти. Зато здесь часто можно увидеть замечания, наводящие на мысль, что по прошествии земной жизни распадается физическое тело, а человек теряет способность мыслить и что-либо чувствовать, исчезая навсегда.

Лишь в более поздних высказываниях ветхозаветных пророков можно прочитать о том, что в конце времён наступит воскрешение мёртвых. В эти дни души предстанут перед Создателем на Страшном Суде. И Бог вынесет приговор каждому по его делам и оценит степень наказания и поощрения.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Чистилище: значение слова

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Шибальба

Имели понятие, что такое чистилище, древние майя. К такому выводу можно прийти, изучая мифологию этого народа. Преисподней для них являлась Шибальба. Это было место жестоких испытаний, полных опасностей и ловушек. Дорога туда шла через реки, кишащие скорпионами, кровью и гноем. Пересечения дорог там обманывали и затуманивали разум путника. Далее умершего человека испытывали в Совете Богов перед тем, как послать его на смертельные пытки и истязания.

Это был страшный мир, но выход оттуда найти иногда оказывалось возможно. Пытаясь открыть дверь в подземное царство, майя приносили богам мира мёртвых кровавые жертвы. Надежда добиться перерождения и новой жизни открывалась для души при встрече с Ахпухом – проводником между двумя мирами, повелителем человеческих путей.

Представления скандинавов

Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

Что значит слово "чистилище"

Конец света

В отличие от христианских представлений, окончательная борьба светлых сил со злом в скандинавской мифологии, совсем не оканчивалась победой добра. Согласно верованиям этого народа, в конце времён всех ждала последняя битва Рагнарок. В заключительный период ожесточённых сражений и ужасающих событий погибали и люди, и боги. И не было надежды на искупление и возможности что-либо изменить. Правда, возрождение человеческого рода всё-таки предвиделось. Согласно пророчествам, этому должны были способствовать Лив и Ливтрасир – двое выживших людей.

Ад Данте

Исчерпывающее понятие о том, что такое чистилище, согласно средневековым католическим канонам, можно получить, прочитав «Божественную комедию» Данте, написание которой специалисты относят приблизительно к 1300 году. Подземный загробный мир там представлен в виде чёткой структуры и имеет девять кругов, в центре которых находится замороженный до состояния льда Люцифер.

Значение чистилища в православии

По представлениям Данте, чем ближе круг находится к центру, тем более тяжкие преступления совершали при жизни заключенные там души умерших. А в 9-м, последнем круге, томились самые ужасные грешники. Внешняя пограничная область дантовского ада являлась пристанищем жалких душ, ничем особенно не отличившихся. Там обитали призраки, не прославившиеся ни добрыми, ни дурными делами. Компанию им составляли безликие ангелы, колеблющиеся между Богом и Дьяволом.

В этом литературном произведении проглядываются не только христианские представления, но легко прослеживается подражание Аристотелю и его античным взглядам на загробный мир. Здесь нельзя найти точного определения, что такое чистилище, но всё же чётко отражена градация грешников согласно тяжести их деяний.

Догматическое закрепление представлений

Впервые данное понятие было определено в католическом богословии папой Иннокентием IV. Произошло это в 1254 году, но лишь спустя почти два века наступило его окончательное догматическое закрепление. Что значит слово «чистилище»? В точности оно переводится с латыни как «очищение огнём», а пишется Purgatorium.

Под этим понятием официальное католичество подразумевает промежуточный этап загробного существования между адом и раем. Туда попадают души правоверных людей, не успевших исповедаться перед смертью, покаявшись во всех своих грехах.

Чистилище: определение слова

Протестанты против католиков

Подобный подход с некоторых пор стал приносить немалые прибыли католической церкви, так как в самом начале XIV века папа Бонифаций VIII дал добро на выкуп индульгенций в качестве искупления грехов умерших людей. Из чистилища, таким образом, выписывался пропуск в рай для душ, о которых позаботились богатые родственники.

Лютер и его сторонники решительно отвергали католические трактовки данного вопроса, приводя слова Священного Писания, где говорилось, что только Бог может вынести приговор грешнику на Страшном суде, а люди не в состоянии повлиять на это решение.

Мнение православных священников

Что такое чистилище для восточного христианства? Молитвы за умерших всегда были приняты в православии. Но само указанное понятие данное религиозное направление отвергает, принимая только два состояния души после смерти: вечное блаженство или бесконечные мучения. Но участь грешников всё-таки можно смягчить заботами живых, особенно если они праведны и благочестивы.

Православные, в отличие от католиков, считают, что состояние человека после смерти зависит не столько от соотношения хороших и дурных поступков, денег, которые он потратил на пожертвования церкви, сколько от искреннего покаяния. Но если люди не успели сделать этого при жизни? После того как их душа отделилась от тела и переместилась в мир иной, сами для себя они уже ничего не могут сделать. Однако молитвы живых родственников в состоянии им помочь.

Что такое чистилище: понятие

Посмертные «мытарства»

Значение чистилища в православии (в смысле освобождения от уз греха) принимают на себя посмертные «мытарства», то есть сорокадневное путешествие только что скончавшегося человека. В данный период душа его находится ещё в плену пространства и времени, проходя испытания за земные грехи. По истечении этого срока она предстаёт перед Богом, где и свершается Страшный суд.

До этого момента кардинальные изменения в судьбе умершего ещё возможны, а дух живёт предвкушением блаженства и страхами оказаться на пороге адских мучений. Но после приговора можно рассчитывать лишь только на незначительные сдвиги, ведь грань между раем и адом, согласно канонам православия, уже непреодолима.