Фонвизин, "Недоросль": отзывы о произведении

Комедия «Недоросль», отзывы о которой собраны в этой статье самое известное произведение Дениса Фонвизина. Это социальный срез российского общества XVIII века, в котором рядом друг с другом уживаются чиновники и крепостные, дворяне и самозваные модные учителя.

Персонажи комедии

Отзывов комедия «Недоросль» получила множество, и в основном положительных. В центре повествования главный герой Митрофанушка. Он недоросль, то есть молодой дворянин, не получивший образования.

Рядом с ним его мать госпожа Простакова, барыня-крепостница, которая управляет всем хозяйством: начиная от дворовых слуг, которых она не считает за людей, заканчивая собственными мужем. Она занимается и воспитанием Митрофанушки.

Недоросль отзыв

«Недоросль» Фонвизина, отзывы о котором представлены в этой статье – стандартная пьеса эпохи классицизма. Ее проблематика прямолинейна и очевидна. Автор осуждает дворянское воспитание, а также дикость провинциальных богачей.

Персонажи четко поделены на положительных и отрицательных. Чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений, им даже даны говорящие фамилии. Простаковы и Скотинины – отрицательные герои, Стародуй олицетворяет житейскую мудрость в пьесе, Правдин – положительный персонаж. Со временем имена Простаковой и Митрофанушки стали нарицательными.

Яркие отрицательные персонажи и обеспечили успех пьесы. Об этом можно судить по отзывам о книге «Недоросль». А вот положительные герои получились маловыразительными, скорее резонерами, которые озвучивают авторскую точку зрения.

Создание произведения

Современники автора высоко оценили его юмор, живые и яркие диалоги. Большинство из них давали положительные отзывы о произведении Фонвизина «Недоросль».

фонвизин недоросль отзыв

Замысел пьесы родился у Фонвизина еще в 1778 году, когда он вернулся из Франции. За границей русский драматург занимался юриспруденцией, философией и исследовал социальную сторону жизни французов, подаривших миру основы просветительской доктрины.

Над «Недорослем» автор работал около трех лет. Окончил ее в 1782 году. Сохранился и ранний набросок пьесы под тем же названием, но с другими персонажами и иным сюжетом. В среде литературоведов его называют «Ранним «Недорослем». При этом до сих пор доподлинно неизвестно, принадлежит ли эта пьеса самому Фонвизину или его неизвестному предшественнику.

Сюжет пьесы

Даже по кратким отзывам о «Недоросле» можно составить представление об этой пьесе. В самом начале перед читателем появляется вздорная и жестокая госпожа Простакова, которая держит в страхе всех окружающих. Ее единственная слабость – 15-летний сын, которого зовут Митрофанушка. Это ленивый, чрезвычайно избалованный и глупый подросток. Ее супруг – классический подкаблучник. Он старается жить тихо и меньше попадаться на глаза жене, которая, при случае, может его и поколотить.

отзыв о книге недоросль

В первом действии в гости к главным героям приходит брат Простаковой Тарас Скотинин. Жестокий и при этом крайне глупый помещик. Он хочет договориться о свадьбе с Софьей. Женитьба ему нужна, чтобы заполучить деревни, которыми она владеет.

Сирота Софья живет у Простаковых – она их родственница. За Скотинина она не хочет выходить замуж. Спасение приходит внезапно – выясняется, что к ней едет из Сибири ее дядя Стародум, который назначает ее наследницей своего состояния. Узнав об этом, уже Простакова хочет женить на Софье своего Митрофанушку.

Милон и Софья

Сама же Софья любит Милона, которого не видела уже очень давно. Он стал офицером, а теперь ведет солдат через деревню Простаковых. Милон приходит к ним в гости и выясняет, что его возлюбленную насильно хотят выдать замуж.

д и фонвизин недоросль отзыв

В это время Скотинин нападает на Митрофанушку, в котором видит своего противника в борьбе за руку и сердце Софьи. Племянника и дядю с трудом разнимают.

Днем, по традиции, к Митрофанушке приходят его учителя – Цыфиркин и Кутейкин. Но Ленивый подросток не желает учиться. Даже угрожает матери, что утопится в реке, если она будет настаивать на этом.

Приезд Стародума

В третьем действии «Недоросля» к Простаковым заявляется Стародум. Софья обрадована. Тем более старик ей сообщает, что у него есть деньги, которых хватит, чтобы выдать ее за достойного человека, которого она выберет сама.

недоросль краткий отзыв

Внезапно Стародум видит, как Простакова избивает Скотинина за то, что он напал на Митрофанушку. Узнав Стародума, она тут же меняется в лице. Начинает притворяться доброй и миловидной женщиной. Но опытного человека не обмануть этим напускным лицемерием. Он уходит отдохнуть.

Между тем на страницах пьесы разворачивается один из самых забавных эпизодов пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отзыв многих читателей это подтвердит. Это урок Митрофанушки. Правда, он длится всего несколько минут, потому что Простакова хоть и желает, чтобы ее сын вырос умным и образованным, но старается его не переутомлять.

Решается судьба Софьи

В четвертом действии ключевой сценой становится разговор Софьи со Стародумом. В это время старик получает письмо, в котором один из его товарищей рекомендует в мужья Софьи достойного офицера.

отзыв о книге фонвизин недоросль

Выясняется, что речь идет как раз о Милоне, в которого влюблена девушка. Тут же появляется и Милон, который представляется Стародуму. Старику нравится молодой человек, и он уверенно соглашается на этот брак. Всем в доме Простаковых он объявляет, что Софья отныне помолвлена.

Развязка сюжета

В заключительном действии этой пьесы происходит беседа Стародума с Правдиным. Это чиновник, который уже три дня живет у Простаковых. Он выполняет функцию наблюдателя. Правдин планирует принять меры против Простаковых, если они по-прежнему будут вести себя также жестоко с окружающими.

В это время в доме раздается крик. Простаковы хватаются за последнюю соломинку – они пытаются похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. Милону удается помешать их плану.

После этого скандала Правдин убеждается в своих худших подозрениях и объявляет Простаковым, что отстраняет их от управления имением. Его забирает под свою опеку государство. Митрофанушку отправляют служить в армию, а госпожа Простакова остается несчастной из-за того, что лишилась своего сына и власти над крестьянами.

Отзывы о пьесе

Отзыв о книге Фонвизина «Недоросль» в числе многих знаменитых литераторов оставил и А.С. Пушкин. В статье «Опровержение на критики» он утверждал, что «Недоросль» – это единственный из сохранившихся памятников народной сатиры, которым в свое время восхищалась не только императрица Екатерина, но и весь ее двор.

Отзыв о «Недоросле» оставил и знаменитый российский прозаик Николай Васильевич Гоголь. Он писал, что в этой комедии автор сумел ярко изобразить истинное человеческое зверство, причина которого в бесчувственном застое, который царит в отдаленных уголках России, в самом захолустье. Писатель подмечал, что все в этой комедии представляется чудовищной карикатурой и сатирой на русское. Но в тоже время в этом нет ничего карикатурного, потому что Фонвизин ничего не выдумывал, а брал впечатления из окружающей его действительности, которая такой и была на самом деле.

Фонвизин Недоросль отзывы о произведении

Виссарион Белинский в отзывах на «Недоросль» утверждал, что эта пьеса Фонвизина, как и «Бригадир», никогда не сойдет со сцены русского театра. По его словам, это прекрасная беллетристика, с помощью которой автор угадал, какие пороки нужно было изобразить в его время.

В отзывах на «Недоросль» Фонвизина Герцен подчеркивал, что успех этого произведения значительно превзошел успех предыдущей пьесы автора «Бригадир». Критик также считал, что оно навсегда сохранится в истории отечественной литературы, будет олицетворять русское дворянство, сильно перестроенное реформами императора Петра I.

Также хорошо известны выссказывания об этой комедии известного российского историка Ключевского В.О. Он называл ее точным зеркалом, в котором Фонвизину удалось подметить русскую действительность, взглянув на нее трезвым взглядом, не омраченным никакими розовыми стеклами. Ключевский с большим вниманием писал отзыв о «Недоросле» Фонвизина, в котором подчёркивал, что автор взял своих героев из обычного житейского омута, который окружал каждого в то время.