Атомный ледокол “50 лет Победы”: обзор, характеристики и интересные факты

0
0

Арктика – манящая и загадочная. Совсем недавно, в августе 2017 года, самый большой в России на сегодня ледокол «50 лет Победы» совершил рекордный трехдневный поход к Северному полюсу. Последний из построенных и введенных в эксплуатацию в Российской Федерации атомных ледоколов, совершающий не только рейды проводки судов по северному морскому пути, но и круизный лайнер – об этом монстре ледовых морских просторов и пойдет речь в данной статье.

ледокол 50 лет победы

Последний из могикан

Атомный ледокол «50 лет Победы», характеристики которого и сегодня уникальны среди такого типа судов, это модернизированное судно второй серии проекта 10520 «Арктика». В данном проекте реализовано строительство шести атомных ледоколов. «50 лет Победы» - последний проект с ложкообразной носовой частью, на смену которому уже пришли ледоколы нового поколения двухосадочной конструкции корпуса проекты ЛК-60Я «Арктика» и «Сибирь». Этот ледокол во многом экспериментальный. Кроме конструкции носовой части, на ледоколе «50 лет Победы» стоит цифровая система автоматизированного управления новейшего поколения, модернизированы системы защиты атомной установки и имеется экологический отсек, предназначенный для утилизации всех отходов.

ледокол 50 лет победы характеристики

Долгий путь на воду

Начал свою долгую историю этот гигант в 1989 году, когда он был заложен на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) как проект «Урал» разработки конструкторского бюро ОАО "Центральное конструкторское бюро «Айсберг»", на счету которого более ста судов подобного типа. В 1993 году судно было спущено на воду, но строительство его заморозилось. Наполовину готовый ледокол простоял у причала до 1995 года, когда он получил сегодняшнее название и неполное финансирование.

ледокол 50 лет победы

Чудом не утилизированный атомоход до 2003 года претерпевал небольшие перестройки. И только со вступлением завода в структуру Объединенной судостроительной промышленной корпорации он наконец получил недостающее финансирование. И уже в феврале 2007 года завершились швартовые испытания, в марте был подписан акт ввода его в эксплуатацию, а в апреле ледокол «50 лет Победы» прибыл в порт своей постоянной приписки город Мурманск. Так судно вошло в состав активов ФГУП «Атомфлот».

Характеристики ледокола «50 лет Победы»

Судно обладает избыточной высотой надводного борта, имеет четыре палубы, две платформы, пятиярусную среднюю надстройку. Ход обеспечивают три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями каждый.

Проект

10520

Скорость на чистой воде

18,6 узла

Скорость на постоянном ходе

2 узла

Экипаж

138 человек

Ледопроходимость

До 2,8 метра

Силовая установка

Атомная энергоустановка

2 реактора ОК-900А по 171 МВт

Мощность на валах

До 80 мВт

Размеры ледокола

Длина

160 метров

Ширина

30 метров

Высота

55 метра

Осадка средняя

11 метров

Водоизмещение

25,168 тонны

Автономное плавание

До года

Послушный и подвижный

Хорошая управляемость и маневренность – главные качества этого гиганта. Конструкция двухкорпусная, выполненная из легированной стали, не поддающейся коррозии. Максимальная толщина корпуса в месте ломки льда составляет 48 миллиметров. Между корпусами расположен водный балласт. Такая конструкция позволяет ледоколу ломать лед как при движении вперед, так и назад. В целях обеспечения непотопляемости корпус разделяется на 9 отсеков, самые важные помещения выделены в отдельные непроницаемые контуры. Весь корпус покрыт уменьшающим трение полимером, нижняя часть покрашена в черный, а верхняя - в оранжево-красный цвет специальной краской «Инерта-160».

ледокол 50 лет победы круиз цена

Мощный и безопасный

Мощностью ледокол обеспечивает атомная энергетическая установка их двух реакторов ОК-900А. каждый реактор обладает тепловой мощностью в 171МВт и трехвальной турбоэлектрической установкой, распределяющей мощности по валам. Один реактор полностью удовлетворяет потребности корабля. Во время похода задействованы оба на 50% расчетной мощности, что снижает вероятность возникновения нештатных ситуаций. Ядерная установка – это два автономных паропроизводящих установок, паротурбинная и гребная электроустановки, две электрические станции. Компонуются все установки блочно. Ядерная часть отделена четырьмя защитными барьерами.

капитан ледокола 50 лет победы

Надежный и комфортабельный

Кроме кают для экипажа, на атомоходе оборудовано 64 каюты для пассажиров. В круиз на ледоколе «50 лет Победы» может одновременно отправиться до 120 туристов. Плюс к этому количеству вертолетчики, охрана, туроператоры – и количество пассажиров доходит до 300 человек. Огромная столовая вместит всех пассажиров, а два бара (для экипажа на судне сухой закон), кинотеатр, библиотека и танцплощадка не дадут им скучать. Согреться можно в сауне и комнатах отдыха. Для активного отдыха имеется тренажерный зал, спортивные площадки и бассейн с морской водой. Попутешествовать по пяти палубам поможет лифт. А обойти все помещения судна можно не выходя на палубу. На ледоколе оборудован медицинский центр, сравнимый с современным госпиталем. Есть даже штатный стоматолог. Систем кондиционирования, вентиляции, пресного и забортного водоснабжения и сточно-фановая обеспечивают комфортабельное пребывание на судне.

атомный ледокол 50 лет победы характеристики

Ложка дегтя в бочке меда

Если сравнивать технические характеристики последних ледоколов ЛК-60Я «Арктика» и «Сибирь», которые пока только спущены на воду, то недостатки атомного ледокола «50 лет Победы» очевидны. Это и более низкая скорость, и не такая ледопроходимость. Но главное – последние ледоколы способны обеспечить навигационный период в Арктике круглогодично и заходить в мелководные участки устьев рек из-за особенностей конструкции корпуса и балластной системы. Такими качествами не обладает наш красно-черный гигант. Но говорить о преимуществах нового поколения ледоколов пока рано – ни один из них пока не введен в эксплуатацию. А значит, «50 лет Победы» пока не отдает звание самого большого и мощного атомного ледокола в мире.

экипаж ледокола 50 лет победы

Круизный лайнер северных морей

С момента закладки данного ледокола предполагалось, что он будет не только выполнять технические задачи, но и станет объектом туристической инфраструктуры. Оправдывая свое звание круизного, в 2017 году открыл 28 туристический сезон ледокол «50 лет Победы». Круиз, цена на который начинается от 1 150 000 руб., в августе 2017 года был посвящен сорокалетнему юбилею похода атомохода «Арктика», когда он впервые достиг географической точки Северного полюса. Этот поход установил новый рекорд – атомный ледокол достиг полюса за 79 часов, против 176 часов его предшественника. Для капитана ледокола «50 лет Победы» Дмитрия Викторовича Лобусова это было особенное достижение – ведь с 2005 года он два года был капитаном на атомоходе-легенде «Арктика». Кроме того, для капитана это был 24 поход к полюсу. А вот экипаж ледокола «50 лет Победы» в шестой раз побывал в северной точке планеты.

недостатки атомного ледокола 50 лет победы

Что увидит турист

Круиз начнется в Мурманске и продлится 11 дней. За летний сезон такое путешествие может совершить до тысячи туристов. Вид с вертолета на ледокол, ломающий лед, вряд ли возможно забыть. Непредсказуемость арктической погоды подарит самые экстремальные ощущения. В точке Северного полюса туристов ожидает ледовый пикник, а для самых смелых - купание в водах Ледовитого океана. На островах архипелага Франца-Иосифа, кроме удивительной красоты пейзажей, туриста удивят птичьи базары. Именно тут можно увидеть белых медведей и вальяжных моржей. Медведи, подходя к самому борту судна, заставят забыть о хищнической их природе – они милы, любопытны и кажутся просто мультяшными. Невероятно красивые фотографии и незабываемые впечатления останутся с туристами на всю жизнь и станут предметом зависти друзей.

недостатки атомного ледокола 50 лет победы

Удивительные походы ледокола

Последний, рекордный по скорости поход на Северный полюс, который состоялся в августе 2017 года не единственное удивительное событие в жизни атомохода. В октябре 2013 года ледокол «50 лет Победы» отвез на Северный полюс огонь Олимпиады Сочи-2014. Преодолев темноту полярной ночи, представители из восьми стран зажгли на 130-сантиметровом льду олимпийский огонь. Это один из 14 факелов, в которых огонь путешествовал из Афин в Сочи. Участники этой акции уверены, что именно эта церемония предопределила победы России в этих олимпийских играх. А в 2016 году этот атомоход и ледокол «Вайгач» впервые обеспечили заход и выход крупнотоннажного танкера в порт Сабетта в Обской дуге.

И напоследок

круиз на ледоколе 50 лет победы

Ледокольный флот – уникальная сфера применения атомной энергетики. Именно на атомных ледоколах доказано неоспоримое преимущество мирного атома в условиях работы в тяжелых условиях. С 2007 года правительство России взяло курс на установление тактического и стратегического преимущества в водах северного ледовитого океана. Семейство атомоходов проекта «Арктика» в ближайшее время планирует дополниться двумя суперсовременными атомоходами – головным «Арктика» и серийным «Сибирь».Владимир Путин на совместном заседании президиума Государственного совета и морской коллегии при правительстве РФ в 2007 году на борту атомохода «50 лет Победы» заявил о необходимости укрепления Северного флота и достижении такого положения Северного морского пути, когда он сможет составить конкуренцию пути египетскому – через Суэцкий канал. И сегодня наш ледокольный флот вызывает зависть иностранцев, а в западных СМИ игру с нами на просторах Арктики уже называют «шахом и матом в начале партии».