Атомный ледокол "Ямал": описание, характеристики, история, порт приписки

0
0

В прошлом веке на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был создан крупнейший атомный ледокол, который относится к классу Арктика. Разработка и первый спуск этого судна на воду пришлись в пору Советского Союза. В эксплуатацию атомный ледокол «Ямал» был введен уже в России, в 1992 году. Особенностями данного судна является высокая мощность, надежность, а также невероятная проходимость. Судно может с легкостью преодолевать даже очень толстые ледяные преграды.

ледокол ямал

Краткая история ледокола

Всего в Российской Федерации находится 10 разновидностей ледоколов, данная модель является предпоследней разработкой. Изначально ледокол «Ямал» должен был быть судном, которое поддерживало бы в Северном море морские пути в зимний период времени. Однако на сегодняшний день это впечатляющий круизный лайнер, который возит туристов по Северному морю.

В 1994 году на судно было нанесено изображение пасти акулы. Эта деталь внешнего оформления потребовалась для детского круиза, который состоялся в этом году на ледоколе. Затем туристические компании сообщили, что это весьма интересная особенность судна и поэтому было принято решение оставить рисунок навсегда. Благодаря ему «Ямал» является достаточно популярной и известной моделью ледокола во всей стране.

атомный ледокол ямал

В 1996 году состоялось значимое событие для мореходства. Данное судно стало первым ледоколом, который достиг Полюса Недоступности. В последующие года всего было совершено немного меньше 50 рейсов к берегам Северного полюса.

В этом же году на борту судна случился пожар, в результате которого погиб 1 человек. Стоит отметить, что ядерные реакторы не пострадали, огонь был ликвидирован на протяжении получаса.

Осенью 2009 года ледокол провел спасательную операцию и произвел эвакуацию группы археологов. Они находились возле архипелага Новая Земля, там они проводили научное исследование - изучали место стоянки экспедиции, которая пришлась на XVI век. Группа археологов подала сигнал бедствия и в скором времени атомоход успешно произвел спасательную операцию.

2009 год для ледокола был достаточно насыщенным, также в этом году произошло столкновение с танкером. Когда случилось столкновение, танкер получил достаточно серьезные повреждения, образовалась трещина протяженностью немного меньше 10 метров. Благодаря тому, что танкер шел в балласте, загрязнения среды не случилось, «Ямал» сопроводил поврежденное судно для последующего ремонта в Северодвинск.

Технические характеристики

Характеристики этого атомного ледокола весьма впечатляющие. Длина данного судна составляет 150 м, а его ширина – 30 м. Высота корпуса немногим более 17 метров (среднестатистический 5-этажный дом). Ледокол «Ямал» имеет осадку в 11 метров, а водоизмещение – 23 000 тонн.

спасательная операция

По ледовому поясу минимальная толщина корпуса составляет 32 мм, а максимально толстая часть – 48 мм. Важной особенностью данного ледокола является то, что на его борту расположились два вертолёта, которые в случае необходимости имеют навигационную функцию. При необходимости, данные летательные средства могут доставить людей, практически в любые районы, куда проблемно добраться. Также они необходимы для пассажирских экскурсий.

Атомоход имеет две паровые турбины, которые работают благодаря шести генераторам. Все они вместе образовывают невероятную мощность, которая приравнивается к 75 000 л. с. Оптимальная скорость судна, при которой наиболее экономично израсходуется топливо, составляет 19.5 узла.

Особенности атомохода

Данное судно является одним из самых удачных, среди множества ледоколов СССР и Российской Федерации. Благодаря правильной конструкции, атомоход имеет возможность преодолевать ровные льды толщиной до 3 метров. Скорость при максимальной нагрузке равняется 1 – 2 узлам.

К особенностям конструкции этого аппарата можно отнести то, что он оборудован двойным корпусом, который был изготовлен из крепкой стали. Благодаря чему судно может без особых проблем передвигаться даже на самых сложных территориях Северного моря.

Прочие конструктивные особенности атомохода

К особенностям атомного ледокола «Ямал» можно отнести:

  • судно оборудовано специальным «ледовым поясом» благодаря которому, появляется возможность совершенно без всяких трудностей проходить достаточно толстые льды. Толщина корпуса на поясе составляет до 48 мм, а в других местах толщина корпуса – 30 мм;
  • весь атомоход покрыт специальной краской, она значительно снижает трение при прохождении ледяных глыб;
  • здесь также присутствуют два герметичных реактора, благодаря которым производится охлаждение воды;

судное имеет просто колоссальную загрузку ядерного топлива – 500 кг. При максимальном запасе топлива обеспечивается бесперебойная работа атомохода на протяжении 4 лет. Благодаря этому, ледокол является весьма необычным судном и до сих пор считается одной из лучших моделей своего рода.

порт приписки

Ядерные реакторы

Ядерные реакторы, находящиеся на судне, весят от 160 тонн и располагаются в специальном отсеке. Данный отсек огражден от основной части атомохода несколькими слоями плотной стали, водой и прочным бетоном. Возле отсека, где хранится ядерное топливо, находится 86 различных датчиков, которые определяют степень радиационного фона.

Также здесь находятся энергетические котлы парового типа, которые занимаются обработкой перегретого пара под давлением. Благодаря этому осуществляется движение турбин, которые, в свою очередь, запускают 12 электрических генераторов. А они уже передают энергию на двигатели, которые вращают лопасти, приводя судно в движение.

Такая система является конструктивно правильной, благодаря чему судно имеет 75 000 лошадиных сил, а это значит, что передвижение даже через самый крепкий лед составит три узла. Стоит отметить, что согласно технической характеристике судна, максимальная толщина льда, которую оно должно преодолевать, должна быть не более 5 метров. Однако были зафиксированы ситуации, когда ледокол «Ямал» преодолевал ледяные заслонки девятиметровой толщины. Это лишний раз доказывает, что атомоход - гениальная разработка советских инженеров, которая актуальна и по сегодняшний день.

порт мурманск

Ледокол на сегодняшний день, порт приписки

Сейчас атомоход – туристический объект, который совершает морские круизы. Это судно на данный момент находится в порту Мурманска и до сих пор является дееспособным. Предполагается, что срок выработки атомохода закончится в 2022 году. Ледоход состоит из 50 туристических кают и доставляет всех желающих к Северному Полюсу. Поэтому каждый может посетить Мурманский порт, где приписано судно, и увидеть его собственными глазами.

Интересные факты

Охладительная система реакторов имеет свои особенности. Жидкость, которая необходима для охладительной системы, должна быть не выше +10 градусов. Таким образом, данное судно и подобные ему ледоколы не смогут покинуть пределы Северного моря и оказаться в более южных широтах.

столкновение с танкером

На круизном лайнере (именно так следует сейчас называть атомоход) одновременно работает 150 человек. Это достаточно большой экипаж, учитывая предназначение данного судна.

Здесь размещено 50 кают, все они достаточно комфортабельные и есть возможность одновременно разместить, как минимум, 100 пассажиров.

Отдельно хочется отметить, что данное судно является гениальной разработкой, ведь целых 48 раз можно было увидеть его берегов Северного Полюса. Такие впечатляющие показатели есть далеко не у каждого ледокола. Некоторые из них бывали там менее 5 раз. Именно поэтому «Ямал» считается практически идеальной моделью атомохода.

Заключение

ледоколы ссср
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что атомоход «Ямал» является одним из самых удачных ледоколов в истории. Это весьма надежная и совершенная в техническом плане модель, которая была разработана специально для передвижения и исследования Арктики.

Сегодня, к счастью, практически каждый желающий может совершить круиз на этом поистине впечатляющем судне. Для этого необходимо добраться до города Мурманска, где находится порт приписки ледокола.