Занятие по экологии в старшей группе. Поделки на тему "Экология"

Экология - это наука о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов и среды их обитания. Знакомят детей с основными положениями данной науки уже с младшего дошкольного возраста. К старшей группе они уже должны иметь базовые знания об окружающей природе - живой и неживой.

Для занятий по экологии в старшей группе используют разнообразные дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривают картины и проводят опыты с объектами живой и неживой природы. Для расширения знаний о природе и изучения экологических цепочек дети вместе с воспитателями или родителями готовят поделки на тему "Экология", устраивают выставки.

Задачи экологического воспитания в ДОУ

Цель, которую ставят педагоги, - это привитие детям экологической культуры. Дети должны понимать важную роль природы в их жизни, знать, что сохранение природы - это важнейшая задача человечества. Ребята должны различать причинно-следственные связи в окружающем мире, а для этого нужно его внимательно изучить и понять важность природы для жизни на планете Земля.

занятие по экологии в старшей группе

Воспитатели, проводя занятия по экологии в старшей группе, должны опираться на следующие аспекты обучения:

- Формировать задатки научных знаний об экологических связях в природе, доступных пониманию детей в данном возрасте.

- Развивать познавательный интерес ко всему окружающему миру и желание его изучать, наблюдать за живыми существами, ухаживать за растениями и т. д.

- Прививать любовь к природе на уровне эмоций и чувств, учить получать эстетическое наслаждение от красоты осеннего парка или яркого голубого неба, слушания пения птиц, цветения растений и т. д.

- Учить ребенка ощущать себя частью этого большого окружающего мира и понимать, насколько тесно человек связан с природой.

- Учить детей безопасному поведению на природе для себя и окружающей действительности.

- Формировать желание сохранять и всячески оберегать окружающую природу, понимать, какие пагубные последствия могут иметь неправильные действия ребенка.

Наблюдения в природе

Дети с раннего возраста видят вокруг себя живую природу, наблюдая смену времен года, изменения погоды, рассматривая животных и птиц, растения и насекомых. Только в результате постоянных наблюдений у ребят формируются определенные знания об экологических цепочках.

поделки на тему экология

Например, наблюдая за цветами на клумбе, дети видят, что если нет дождя, то растения начинают засыхать, а после полива выглядят свежими и красивыми. На них садятся пчелы и собирают нектар, из которого получается мед. Вывод: дети хорошо относятся к цветам и поливают их, а взамен кушают сладкий и полезный мед.

Если ребенок сломал веточку, воспитатель обращает его внимание, что дереву "больно". Сказать оно ничего не может, но засохшая веточка красноречиво говорит о том, как растению плохо.

Опыты в природе

Одним из основных приемов изучения окружающей природы является проведение с детьми экспериментов. Используют их и на занятиях по экологии в старшей группе ДОУ. В результате опытов дети наглядно видят, что происходит с объектом эксперимента, как влияние человека может изменить ход событий.

Приведем несколько примеров.

1. Воспитатель берет росточки одинаковых размеров в двух разных цветочных горшках. Дети видят, что внешне растения абсолютно одинаковые. Суть первого опыта - проверить, что будет с растением, если одно поливать, а другое - нет.

конспект занятия по экологии в старшей группе

2. Второй опыт нужен для осознания детьми важности солнечного света для растений. Первый горшок необходимо поставить на солнце, а второй - в темный угол.

3. Третий опыт: один горшок стоит на свету, а другой нужно закрыть темной банкой так, чтобы он полностью находился в темноте и без воздуха.

Результаты полученных опытов обсуждаются во время беседы на занятии по экологии в старшей группе.

Практическая работа

Забота о растениях также помогает детям познавать окружающий мир природы. Еще в младшей группе онии начинают помогать воспитателю поливать комнатные растения, взрыхлять землю. Сами сажают зимой лук в горшки, наблюдая за тем, как он растет. Потом все дружно во время обеда его съедают.

В среднем дошкольном возрасте дети уже помогают сажать на участке цветы, собирать опавшие листья в мешок, поливать огород, наблюдая за тем, как сначала цветут, а потом растут овощи, помогают подвязывать помидоры и огурцы.

открытое занятие в старшей группе по экологии

Во время опытов в период изучения свойств воды или воздуха дети выполняют практические задания воспитателя: дуют в трубочку на воду, делая волны, взвешивают предметы, сравнивая вес камня и земли, песка и глины и т. д.

Только в результате практических действий, знакомясь с живыми и неживыми объектами, дети приобретают необходимые знания.

Можно организовать субботник по уборке территории от мусора, чтобы не загрязнять природу, приучая детей к чистоте и бережному отношению к окружающему миру.

Изготовление поделок

Можно делать с детьми различные поделки на тему "Экология" как в группе детского сада, так и дома с родителями. Это могут быть любые сюжеты на тему "Природа" из природных материалов: семян, сухих листьев, шишек, каштанов, орехов, желудей, веточек и т. д.

темы занятий по экологии в старшей группе

Можно выполнить работу из бросового материала - фантиков, ватных дисков, спичечных коробков, ваты, пробочек, крышек, пластиковых бутылок и прочего.

Интересным вариантом будет совместное изготовление плаката на тему: "Берегите природу!" Что на нем изобразить, могут предложить сами дети, вспоминая изученные ранее темы на занятиях по экологии в старшей группе.

Составление экологических цепочек

Воспитатель дает детям карточки с изображением предметов и живых объектов природы, а дети должны их разложить в правильном порядке. Например:

  • колосок, мышка, лисица;
  • колосок, хомяк, змея, еж;
  • червяк, птичка, сова;
  • насекомое, ящерица, ежик;
  • червяк, маленькая рыбка, большая рыба, рыбак;
  • трава, корова, молоко, сыр.

занятия по экологии в старшей группе доу

Ребенок должен правильно расставить карточки и объяснить, почему он именно так их расположил. Это развивает логическое мышление. Дети учатся понимать взаимосвязь всех частей каждой цепочки. Если созрел колосок, то его зернышки съест мышка. А мышами питаются лисицы. Вот первая цепочка. Часто составление таких связей предлагается детям сделать на открытом занятии в старшей группе по экологии.

Краткий примерный конспект занятия

1. Игровая ситуация - дети заблудились в лесу и попали в гости к лесовичку. Он - хранитель леса и очень обижается на людей, которые нарушают правила поведения в природе. Он не хочет пускать детей в лес, пока они ему не расскажут правила поведения в лесу.

2. Дети по очереди называют эти правила:

- не ломать ветки;

- не рвать растения;

- не выбрасывать мусор;

- не оставлять костер горящим (его нужно залить водой или засыпать землей);

- не убивать насекомых;

- не топтать растения;

- не разрушать гнезда и муравейники.

Лесовичок похвалил детей и разрешил им пройти в лес, только предупредил, что скоро будет дождь, попросил, чтобы дети там не задерживались.

3. Дети пошли гулять по лесу. По дороге они находили листочки, которые упали с деревьев. Воспитатель предложила им поиграть в игру "С какого дерева листочек?" Педагог показывает лист, а дети называют деревья (каштан, орех, дуб, клен, береза, липа, платан).

4. Вдруг, откуда ни возьмись, подул сильный ветер (вентилятор). Воспитатель предлагает определить, с какой стороны он дует, откуда ждать дождь. Для измерения направления дает детям атласные ленточки. Дети поднимают их вверх и указывают направление, откуда движутся воздушные потоки.

занятия по экологии в старшей группе доу

5. Воспитатель предлагает детям спрогнозировать, что сильный ветер может натворить в лесу. Дети высказывают предположения:

- поломать ветки;

- сбить птичье гнездо с ветки;

- сломать деревья;

- оборвать листья и т. д.

6. Воспитатель предлагает ребятам поскорее отправится в безопасное место, потому что гроза в лесу представляет собой большую опасность. Молния может даже убить током человека. Лучше дождь переждать в группе.

7. По дороге "домой" дети играют в подвижную игру "Покорение препятствий": нужно переступать через бревно (гимнастическая скамейка), пролезать в туннель (2 обруча) и обходить горы (большие кубики).

8. После возвращения в группу воспитатель предлагает детям, используя собранные в лесу опавшие листья, сделать картинку с изображением своих лесных приключений.

9. Практическая работа детей с природным материалом. Выставка и анализ детских работ.

10. В конце занятия воспитатель предлагает поиграть в игру "Когда это бывает?" и закрепить знания о временах года и сезонных явлениях природы.

Данный конспект занятия по экологии в старшей группе является кратким, можно добавить еще игры на закрепление материала.

Работа с родителями

Работа по экологическому воспитанию будет неполной, если не будет связи с семьей. Родители получают информацию из папок-передвижек, бесед и консультаций, которые планируются воспитателем. Их можно подключить к сбору природного материала для поделок, помощи на земельном участке при посадке растений и т. д.

Только совместная работа детского сада и семьи может дать хорошие результаты в усвоении данной темы детьми.