"Ни сучка ни задоринки": значение и примеры

0
0

Когда мы видим идеально сделанную работу, то обычно говорим: «Посмотри-ка, ни сучка ни задоринки». Мы сегодня разбираем, что значит последняя фраза.

Происхождение

ни сучка ни задоринки

Фразеологизм «ни сучка ни задоринки» пришел к нам из быта тех, кто работал над деревом. Идеально обработанное изделие получало наивысшую оценку. Потом речевой оборот оторвался от среды своего происхождения и ушел в свободное плавание. И многие поколения русских людей впитывают мудрость языка, не задумываясь над тем, а каковы истоки выражения «ни сучка ни задоринки»? Но мы уже уделили этому внимание, переходим к смыслу устойчивого словосочетания.

Значение

предложение с фразеологизмом ни сучка ни задоринки

Как уже сказано чуть выше, так говорят о хорошо сделанной работе. Причем сфера применения выражения обширная. Другое дело, что фразеологизмы, как правило, используются в неформальной обстановке. Нельзя на совещании у начальства сказать, что Петров подготовил отчет блестящий: ни сучка ни задоринки. Это будет чрезмерной вольностью. Но у себя в кабинете вполне можно так похвалить подчиненного.

Любую работу можно при желании уподобить мастерству ремесленника по дереву. Например, в литературной и окололитературной среде иногда говорят о гладкости текста. Если книга легко читается, автора хвалят за стиль. Правда, есть и другой критерий, когда книги читать очень трудно, но они все равно считаются шедеврами мировой литературы. Например, сочинения Кафки нельзя назвать легким чтением, но никто не спорит, что это классика. Да и легкость, и гладкость - ненадежные критерии качества литературы. Современная история знает примеры абсолютно бессодержательного чтива. А теперь обратим внимание на предложения с фразеологизмом «ни сучка ни задоринки».

Стулья, машины и скворечники

фразеологизм ни сучка ни задоринки

Проще всего было бы продолжать литературную тему и позволить ей, как пожару, перекинуться с сочинений классиков на школьные работы, но устоим перед этим соблазном, так как хочется чего-то иного. Что означает "ни сучка ни задоринки"?

Раньше на уроках труда школьники фанатично мастерили табуретки. Сейчас, конечно, стулья делают не только из дерева, но вообще, предмет кухонного интерьера связан именно с этим материалом. Даже воображение отказывается признать существование железной табуретки, такое образование кажется почти противоестественным.

Как правильно применить фразеологизм? Дети что-то такое в школе мастерят. И вот учитель в качестве похвалы высказывается: «Молодец, Сидоров! Отличную табуретку сделал, ни сучка ни задоринки». В следующих примерах мы предлагаем читателю мысленно прибавлять это выражение в качестве похвалы.

Возьмем что-то более современное, например машины. Несмотря на то что автомобили делают из железа, к ним тоже можно применить это выражение. Хотя, конечно, это дело вкуса. Может быть, кто-то принципиально откажется от такой вольности, зная происхождение фразеологизма.

С конвейера сходит новая модель отечественного авто. И начальник производства хвалит инженера: «Молодец, Евгений Петрович! Какую ты машину спроектировал! Блеск!» Далее читатель может прибавить то выражение, которое мы анализируем.

И снова обратно в советское время. Когда-то школьники вполне сознательно из чистой любви к птицам строили скворечники. И если кто-то делал идеальный домик для пернатых, ему говорили слова похвалы. Конечно, раз дело касалось дерева, тут уж сам бог велел использовать устойчивое словосочетание. Так и делали. Выражения с известным фразеологизмом рядом приобретали более глубокий смысл, носили доброжелательный характер. Обычно предложение с фразеологизмом "ни сучка ни задоринки" воодушевляет тех, для кого предназначено.

Идеал недостижим

что означает ни сучка ни задоринки

Размышления о русском языке подталкивают к тому, чтобы задать общий вопрос: "Идеал - он какой?" Грустно, но ответа на этот вопрос никто не знает. Работа считается идеальной, по мнению одного наблюдателя, и безобразной, если спросить другого. То есть качество зависит зачастую не от объективных критериев, а от субъективных. Например, возьмем школьное сочинение. Учителя русского языка говорят так: «Любое сочинение можно проверить и на "два", и на "пять"». Значит, в любом деле можно найти основания оценить результат и на «два», и на «пять». Чему это учит? Только тому, что обольщаться не стоит. Всегда будут те, кто человека хвалит, и те, кто его критикует, ругает. Заслуженно или нет – это уже другой вопрос.

Мы разобрали на разных примерах, что означает выражение «ни сучка ни задоринки».