Поликультурное образование - это что такое?

0
0

Поликультурное образование в России – термин, который знаком далеко не каждому. Есть несколько научных работ, посвященных этой проблеме, а также ряд воззваний методологов, привлекающих внимание широких масс к пониманию такого подхода. И все же стоит признать: современное поликультурное образование должно развиваться, чтобы подходы соответствовали духу времени.

основы поликультурное образование

Наши дни – наши способы

Современность характеризуется несколькими основными идеями и ценностями. Активно продвигаются постулаты толерантности и терпимости, взаимного уважения между участниками сообщества вне зависимости от принадлежности к узким группам. Задача современного человека – уметь работать в компании с окружающими, контактировать с ними, чтобы достигать оптимальных результатов. Понимание концепции поликультурного образования должно прийти на помощь в этом вопросе и совершенствовать общественные взаимоотношения, наблюдаемые в настоящее время.

Возможности и правила

Отличительная черта нашего столетия – коммуникационные масштабы, в некоторой степени обусловливающие основы поликультурного образования. Народы, государства, отдельные группы, сообщества и индивидуумы могут взаимодействовать, сближаться. Выражено это и в активной миграции.

На фоне такой корректировки повседневности одним из наиболее важных терминов становится «глобальная деревня», наиболее точно характеризующий мировое состояние: пространство больше не мешает контактировать двум точкам планеты, как бы они ни были далеки друг от друга. Это формирует условия поликультурного образования, что особенно важно, если осознать масштабы: сейчас на планете существует около 2 000 народностей, более двух сотен стран, граждане которых участвуют в глобализационных процессах.

современное поликультурное образование

Терминологии посвящается

Нельзя сказать, что содержание поликультурного образования в последнее время становилось предметом внимания многочисленных серьезных научных работ в нашей стране, поэтому невозможно говорить и о наличии отечественной методологической базы применительно к этому аспекту. А вот американские авторы рассматривали этот термин довольно обширно, и при анализе их трудов можно выявить несколько подходов к пониманию и определению явления. Следует отметить следующее наполнение термина:

  • концепция, философская идея;
  • движение реформаторов;
  • движение, пропагандирующее необходимость реформ.

Кто, что и о чем

Поликультурное образование не раз становилось важной темой измышлений:

  • Гарсия;
  • Гранта;
  • Барбера;
  • Гэя;
  • Пареха;
  • Фрайзира.

О чем говорят?

В работах этих методологов можно найти определение поликультурного образования как набора ориентиров в области ценностей, метода мышления, концепции. В их среде принято было говорить о понимании термина как взгляда, присущего философии. В рамках доказательства важности осознания поликультурного образования особенное внимание обращалось на факт того, что многообразие (этноса, культуры) очень ценно, играет важную роль для социума и каждой личности в отдельности.

Методологи предложили несколько путей улучшения потребностей обучаемых, связанных с образовательной программой. Поддержка идеи поликультурного образования стала базой продвижения идеи о разработке таких потребностей с учетом принадлежности к этносу, специфической культурной группе.

концепция поликультурного образования

Зачем нужно?

Описанный подход позволяет говорить о целях поликультурного образования:

  • описание структуры сообщества страны в настоящий момент;
  • предписание соблюдения равноправия;
  • достижение гармоничных взаимоотношений внутри общества, сформированного представителями разных культур.

Первоначально американские ученые все это формулировали и разрабатывали применительно к нуждам социума своей державы, но многие постулаты и определения в равной степени подходят для любого современного государства. Не будет исключением и Россия, которой еще только предстоит пойти по пути развития поликультурного образования и осознания важности толерантности широкими массами, а не только избранными гуманистами и общественными деятелями.

Исследования прошлого столетия

Идеи развития поликультурного образования стали важной областью исследования в плане социальных взаимоотношений в среде американских ученых еще в прошлом столетии. В семидесятые годы именно там две крупные организации профессионалов в области педагогики, развития образовательных программ, объединили свои усилия для поддержки авторов, способных создать базовую методологию для исследуемого вопроса. Как результат, опубликованы две крупные работы, посвященные аспектам развития поликультурного образования.

принципы поликультурного образования

Основные постулаты одной из этих публикаций сводились к необходимости усиления плюралистического мировоззрения в широких слоях населения. Вторая работа настаивала на необходимости реформирования образовательной политики. Новым направлением должна была стать такая работа с этносами, которая обеспечивала бы им качественно высокий уровень образования наравне с широкими правами, ничем не уступающими представителям доминирующей национальности.

Гуманизм и методология

Изданные в семидесятых годах прошлого столетия научные публикации рассматривали принципы поликультурного образования, на первый план ставя гуманистический характер такой деятельности. Можно найти постулаты, призванные объяснить читателю важность связи успеваемости обучаемых и наличия у них таких же возможностей, как у всех прочих, в рамках образовательного процесса.

Отмечалось, что стратегии, применяемые в педагогике, должны быть чувствительными к особенностям каждого ребенка, обусловлены в том числе принадлежностью к конкретной культурной группе. Только в таком случае представители каждого этноса будут достигать хорошие результатов, проходя установленную образовательную программу.

Реформы в массы!

Основная идея такого подхода к пониманию поликультурного образования в необходимости существенного изменения содержания, ценностей, характерных образовательной программе. Необходимо изменить подходы таким образом, чтобы программа отражала особенности национального состава, обилия культурных групп, этносов. Немаловажным стал декларированный аспект обязательности учета лингвистического многообразия державы.

поликультурное образование в россии

Наиболее значимые методологи, продвигавшие такого рода идеи:

  • Баптист;
  • Беннет;
  • Голник;
  • Чинн;
  • Слитер;
  • МакЛарен.

Идеи Баптиста и Беннета

В их работах можно увидеть декларирование необходимости переработки образовательной системы с учетом поликультурного подхода, что предполагало бы институционализацию философии подобного движения. Причем самая важная особенность высказанных идей – именно требование институционализации, то есть введения изменений в действующую систему образования.

В результате подобная активность могла бы стать основой новых отношений, закрепленных в правовой документации, подтвержденных организационными мероприятиями. Идея предложенных реформ – в достижении равенства, признании всех культурных групп, этносов в равной степени ценными, что помогло бы скорректировать социум в лучшую сторону.

У Беннета можно увидеть подход, в центре которого – идея планомерности внесения изменений в социум. Им была предложена структура реформирования, состоящая из трех важных последовательных шагов:

  1. Корректировка содержания образовательной программы с учетом этносов, их уникальности, исторического влияния на культурную составляющую социума.
  2. Формирование у всех обучаемых осознания важности поликультурности, толерантности, уважительности к прочим культурным группам.
  3. Активные мероприятия, позволяющие исключить дискриминацию, спровоцированную принадлежностью к этносу.

Голник и Чинн

В работах этих авторов можно встретить рекомендации относительно общественных изменений, в общих чертах сходные с описанными выше. Не раз внимание акцентируется на необходимости совершенствования учреждений, ответственных за образование, таким образом, чтобы обучаемые и обучающие могли более эффективно общаться, а их взаимоотношения становились бы базой для улучшения качества образовательного процесса. Важно скорректировать общение внутри среды учителей, внутри группы школьников.

В равной степени необходимо уделять внимание не только урокам, но и деятельности в остальное время. Учитель должен использовать только действительно эффективные методики, формы, материалы. Предложения касались также изменения зданий, чтобы каждое учреждение было приспособлено к группам обучаемых.

Впрочем, отличия от описанного ранее подхода есть. Так, Беннет настаивал, что дискриминация связана с этническим аспектом и именно ее нужно устранять в первую очередь, а вот Чинн, Голник обращали внимание на разные аспекты проблемы, требуя влияния на социальные факторы, принадлежность к возрастной группе, полу, конфессии таким образом, чтобы никто не подвергался гонениям. Особенно важно это применять к обучаемым, характеризуемым альтернативным развитием интеллекта, физически.

условия поликультурного образования

МакЛарен и Слитер

Методологический подход, рекомендованный в публикациях этих авторов, предполагал реформирование общества, дабы исключить притеснения, связанные с принадлежностью к этносам, культурным группам. При этом отмечалось, что всякий индивид имеет право на поддержку и нуждается в ней.

Это касалось как обучаемых, отличающихся альтернативным развитием психики, интеллекта, физических параметров, так и других групп учеников. В работах декларировано, что подобную поддержку, помощь необходимо оказывать до тех пор, пока ребенок не обучится адаптироваться под общественные требования, меняющиеся внешние условия.

Альтернативный вариант

Не менее интересное понимание поликультурного образования можно встретить в работах Бэнкса, декларирующего термин как идею, процесс, реформирование, задача которых – скорректировать структуру института образования.

При этом необходимо достичь равноправия полов, корректного отношения к особенным детям, а также правильного социального взаимодействия между принадлежащими к разным этносам, культурным группам индивидуумами. Задача общественной реформы в обеспечении всем и каждому равного уровня доступа к образовательным услугам, сходных возможностей применительно к академическим успехам.

Суть явления

Как можно заметить из всего сказанного выше, поликультурное образование в понимании ведущих американских методологов, рассматривавших этот вопрос, – не столько продукт, сколько явление, процесс. Отмечается, что это в некоторой степени образ мышления, сопряженный со специфическим отношением к окружающим.

Также звучали определения, позволяющие понимать поликультурное образование как поведенческие шаблоны в среде, характеризуемой наличием представителей многочисленных культурных групп.

Процесс реформирования общественного мнения требует длительных временных промежутков, вложения в него существенных ресурсов, разработки эффективной стратегии, плана, все этапы которого согласовывались бы один с другим.

поликультурное образование

Распространяется на всех

Не раз отмечалось, что поликультурное образование предполагает комплексный подход, включающий в себя все преподаваемые в образовательных учреждениях дисциплины. Недопустимо возлагать задачи преподнесения идей толерантности, адекватности, терпимости только на отдельную программу. Важно охватить целиком образовательный курс, привлечь педагогов, ответственных за самые разные аспекты развития детей. Задачи, которые при этом должны достигаться первостепенно, это:

  • развитие академических навыков вне зависимости от принадлежности к этносу, полу, социальной группе;
  • обучение уважению, адекватной оценке культурного пласта (собственного и других народностей);
  • исключение этноцентризма, предвзятости применительно к конкретным социальным группам;
  • обучение пониманию факторов неравенства, отчуждения, связанного с этнической принадлежностью;
  • обучение способности анализировать данные, предотвращая формирование ложных выводов;
  • формирование концепции справедливости, гуманности, свободы, равноправия.