Тбилисский метрополитен: линии, станции, подвижной состав

По туннелям грузинского метрополитена первый поезд прошел в 1966 году. Подземка Тбилиси стала четвертой по счету в Советском Союзе. При этом город на тот момент еще не обладал статусом миллионера. В нем проживало всего 600 000 человек.

Историческая справка

тбилисский метрополитен

Строительство первой ветки Тбилисского метрополитена началось в 1952 году. В нем было задействовано более двух с половиной тысяч рабочих. К возведению платформ привлекался не только гражданский персонал, но и военнослужащие. Первый этап прокладки туннелей основной линии длился пятнадцать лет. Торжественный пуск локомотива состоялся одиннадцатого января 1966 года.

Ветка связала самые густонаселенные и оживленные районы грузинской столицы. Речь идет об участке Дидубе-Руставели. Вторая линия Тбилисского метрополитена была введена в эксплуатацию в 1979 году. Ровно через год советские инженеры приступили к активной разработке третьей ветки, но их проект остался на бумаге. В 2000-х подземка подверглась капитальной реставрации и обновлению. Был модернизирован подвижной состав, заменено техническое оснащение станций. Этот процесс длился восемь лет.

Изначально пассажиры за поездки в Тбилисском метрополитене расплачивались металлическими жетонами. После реновации их заменили на пластиковые. В 2010 году жетоны полностью упразднили, были введены магнитные карты и абонементы.

Схема

метро тбилиси

Современная подземка насчитывает двадцать две станции. В качестве узловой и транзитной используется только одна платформа. Власти города активно занимаются строительством новых станций, которые были запланированы еще в эпоху СССР. В настоящий момент выполнено восемьдесят процентов того, что было внесено в проектную документацию в 1980-х.

Длина перронов Тбилисского метрополитена позволяет принимать составы, состоящие из пяти вагонов. Сегодня в подземке курсируют укороченные поезда. Первую линию обслуживают сцепки из трех вагонов, на второй ходят составы из двух. Общая протяженность подземки равна 26 км. Ежегодно подземка перевозит более 90 миллионов человек. Ежедневно каждый четвертый житель мегаполиса спускается в метро Тбилиси.

станции тбилисского метрополитена

Протяженность красной линии составляет девятнадцать километров. Ахметели-Варкетилская ветка была запущена в эксплуатацию в 1966 году. Ее маршрут включает шестнадцать станций, функционирующих в режиме входа и выхода пассажиров. Линия протянулась с востока на юг.

Синяя ветка была открыта в 1979 году. Ее длина всего семь километров. Она ведет из центра на запад. На линии работает шесть станций. Запланировано строительство третьей ветки метро Тбилиси. Ее проектное название – Руставели-Вазисубанская. Планируется, что протяженность этого маршрута превысит восемь километров.

В вестибюлях станций присутствуют информационные таблички. Сведения на них указаны на грузинском языке и продублированы на английском.

«Театр Ахметели»

Станция замыкает маршрут Ахметели-Варкетилской линии. Она была открыта седьмого ноября 1989 года. В 2007-м ее полностью отремонтировали. Стены и опоры вестибюля декорированы светло серыми мраморными плитами. На полу гранит. Информационные указатели оформлены в едином стиле, в котором доминирует красный цвет. Таблички подсвечиваются, поэтому все надписи хорошо различимы.

Конструкция этой посадочной платформы почти ничем не отличается от московских аналогов. Только потолок туннеля над поездами выглядит неряшливо. Он серый и шершавый. Раньше станция «Театр Ахметели» называлась «Глдани». На выходе из вестибюля находится крупный одноименный жилой массив. Утром и вечером поток пассажиров огромен.

«Сараджишвили»

Платформа была введена в эксплуатацию тоже седьмого ноября 1989 года. Вплоть до 1992-го ее называли «Гурамишвили». Вестибюль не отличается изысканным декором. Он лаконичный и простой. Освещение на станции тусклое.

«ТЭВЗ»

На выходе из вестибюля находится вагоностроительный завод, в честь которого и была названа платформа. Она начала работать шестнадцатого ноября 1985 года. Это просторная и ярко освещенная платформа. Она выполнена под одним сводом. Вдоль посадочной линии установлены чугунные фонари с пятью плафонами. Вспомогательной системы иллюминации нет.

Вестибюль выглядит так, будто его не затронули реставрационные работы, которые были проведены в начале 2000-х. Потолок весь в грязных подтеках. Кое-где отвалилась штукатурка. Видны швы между плитами. Мраморные и гранитные поверхности находятся в удовлетворительном состоянии.

«Грмагеле», «Дидубе»

ахметели варкетилская линия

Станция «Грмагеле» была сдана в эксплуатацию 28 ноября 1985 года. Она начала работать почти на две недели позже, чем перегон красной линии Тбилисского метрополитена. Ее визитной карточкой является барельефная композиция, которая украшает торец вестибюля. «Дидубе» приняла пассажиров одиннадцатого января 1966 года. Она является наземной и поэтому напоминает платформы Филевской линии в Москве.

Павильон, в котором расположены кассы и зал ожидания, находится прямо на посадочной станции. Он крытый и представляет собой конструкцию из стекла и металла. Состоит из двух уровней. Прямо у выхода сосредоточено обилие торговых палаток. Здесь начинается городской рынок. Утром и вечером бывает тесно. Почти все станции Тбилисского метрополитена окружают стихийные ярмарочные ряды.

тбилисский метрополитен линии

«Гоциридзе»

Станция тоже находится на поверхности. Была запущена 11 января 1966 года. Прежнее название – «Электродепо». Переименована была в 2011-м. Внешне походит на обычный железнодорожный полустанок. Нет кассового павильона. Не имеет теневых навесов. На ней установлены простенькие лавочки. Благоустройство платформы вызывает массу вопросов. С городскими магистралями ее связывает мост, который перекинут через заброшенное депо.

тбилисский метрополитен подвижной состав

«Вокзальная площадь-2»

«Садгурис моедани-2» является пересадочной станцией. Она расположена на Сабурталинской линии. Платформа оформлена в лаконичном урбанистическом стиле. Над железнодорожными путями установлено табло. Оно показывает текущее время. На стенах вестибюля висят рекламные постеры, но их немного.

Декоративные элементы очень скромные и неброские. Часть потолочных покрытий обветшала, краска отваливается вместе со штукатуркой. Вестибюль работает в качестве транзитного и имеет переход на станцию красной ветки «Вокзальная площадь-1».

«Марджанишвили»

Символ этой станции – огромный бюст Константина Морджанишвили. Он установлен в торце вестибюля. Посадочный терминал был открыт одиннадцатого января 1966 года. Рядом с эскалаторами сохранились металлические таблички, изготовленные машиностроительным заводом города Перово в 1958 году.

Станция темная и больше ничем непримечательная. Между арками, отделяющими посадочную площадку от основного коридора, установлены скамейки. С потолка свисает жидкокристаллический монитор. Пол вымощен черными гранитными плитами. Зато выход на улицу осуществляется через холл старинного здания с колоннадой.

«Руставели»

Эта станция пользуется высокой популярностью у туристов. Она находится на одноименном проспекте. Вход в нее осуществляется через отдельно стоящий корпус с распашными стеклянными дверями. Внутри вестибюль облицован яркими гранитными плитами багряного цвета. Белоснежный свод потолка освещают скрытые прожекторы. Оформление станции производит очень приятное впечатление. Платформа чистая и опрятная.

Вход в нее был открыт в 1966 году. После капитального ремонта уцелели исторические барельефы, которые небрежно заляпаны мазками белой краски.

«Площадь Свободы»

Станция была введена в эксплуатацию в 1967 году. Раньше называлась «Площадью Ленина». Вход в вестибюль находится не на самой площади, а за углом, на проспекте Руставели. Внутри установлены терминалы электронных платежных систем, пункт охраны. На эскалаторах нет привычных ламповых светильников. Используется иллюминация потолочного типа. Рекламы на стенах практически нет. Отсутствует она и внутри подвижного состава Тбилисского метрополитена.

Несмотря на расположение в центре города, станция почти всегда пустая и безлюдная. Она обслуживает преимущественно путешественников. В торце посадочной платформы установлено панно в память о «революции роз».

«Авлабери»

Станция отличается резким запахом сероводорода. Сказывается близость к общественному банному комплексу. Конец вестибюля украшает простенькое панно из цветного пластика. Поверх наземной части посадочной платформы высажен кустарник. Движение на станции было открыто в 1967 году.

Синяя ветка

На этой линии всего шесть действующих платформ. Плюс одна находится на стадии проекта. Свое начало эта ветка берет у Вокзальной площади. Конечная – «Важа-Пшавела». Запланировано строительство платформы «Сахелмципо Университети». До сих пор не начаты работы по прокладке Руставели-Вазисубанской линии.

Подвижной состав

сабурталинская линия

Электропоезда и вагоны, обслуживающие метро Тбилиси, были произведены во времена Советского Союза. Имеются чешские модели и составы, выпущенные в Мытищах. Все они окрашены в серый цвет, на них присутствует красная символика метро. Внутреннее пространство вагонов выдержано в светлых тонах. Пластиковые элементы окрашены в алый оттенок.

Рекламы на стенах и на потолке почти нет. В вагонах чисто, но сиденья и поручни нуждаются в обновлении. Кое-где облупилась краска, виднеются царапины и порезы. Навигация представлена на грузинском языке и переведена на английский.

Поезда ходят с интервалом шесть минут. На табло, которое установлено над путями, идет отсчет времени после отправления локомотива. Составами управляют машинисты. Автоматических систем нет. Система кондиционирования не справляется, поэтому пассажиры открывают окна.

Иногда снаружи вагоны декорируют символикой города. Недавно метрополитен отметил свой пятидесятилетний юбилей, до сих пор курсируют праздничные поезда. Первый состав отправляется в путь в шесть часов утра. Завершает свою работу метро в 24:00. Графики закрытия станций вывешены в вестибюлях платформ.