Что такое хромосома в биологии? Набор хромосом

Сегодня мы предлагаем как можно подробнее рассмотреть интересный вопрос из школьного курса биологии – что такое хромосома? В биологии этот термин встречается довольно часто, но что он значит? Давайте разбираться.

что такое хромосома в биологии

Начнем, пожалуй, с понятия «период жизнедеятельности клетки». Это промежуток времени, который начинается с самого ее возникновения и до смерти. Еще принято называть этот интервал времени – жизненным циклом. Даже в одном и том же организме длительность цикла варьируется в зависимости от разновидности. Для примера возьмем клетку эпителиальной ткани и печени, ЖЦ первой составляет всего порядка пятнадцати часов, а второй – год. Еще важно заметить и тот факт, что весь период жизнедеятельности клетки делится на два интервала:

• интерфаза;
  • деление.

Немаловажная роль в жизненном цикле клетки принадлежит именно хромосомам. Перейдем к определению, что такое хромосома в биологии? Это комплекс молекул ДНК и белков. Об их функциях мы поговорим более подробно далее в статье.

Немного истории

что такое хромосома в биологии определение

Что такое хромосома в биологии, было известно еще в середине девятнадцатого века, благодаря исследованиям немецкого ботаника В. Гофмейстера. Ученый в это время увлекся изучением деления клеток у растения под названием традесканция. Что же он смог открыть нового? Для начала стало ясно, что перед делением клетки происходит и деление ядра. Но это не самое интересное! Еще до того, как образуется два дочерних ядра, происходит расщепление основного на очень тонкие ниточки. Их как раз таки и можно увидеть только под микроскопом, окрасив специальным красителем.

Тогда Гофмейстер дал им название – хромосомы. Что такое хромосома в биологии? Если переводить термин на русский язык дословно, то мы получим «окрашенные тела». Уже немного позже ученые заметили, что эти нитевидные частицы есть в ядре абсолютно любой растительной или животной клетки. Но еще раз обращаем ваше внимание на то, что количество их варьируется в зависимости от вида клетки и организма. Если мы возьмем человека, то в его клетках содержится всего сорок шесть хромосом.

Теория наследственности

Мы уже дали определение, что такое хромосома в биологии. Теперь предлагаем переходить к генетике, а именно к передаче генетического материала от родителей к потомкам.

Благодаря трудам Уолтера Саттона стало известно количество хромосом в клетках. Помимо этого, ученый утверждал, что именно эти крохотные частицы являются носителями единиц наследственности. Так же Саттон выяснил, что хромосомы состоят из генов.

В то же время велись аналогичные работы и Теодором Бовери. Важно заметить, что оба ученых изучили данный вопрос и пришли к одному и тому же выводу. Они изучили и сформулировали основные положения роли хромосом.

Клетки

биология набор хромосом

После открытия и описания хромосом в середине девятнадцатого века, ученые начали интересоваться их строением. Стало понятно, что эти тельца находятся абсолютно в любой клетке, независимо от того прокариотическая или эукариотическая клетка перед нами.

В изучении строения помогли микроскопы. Ученым удалось установить несколько фактов:

• хромосомы – это нитевидные тельца;
  • их можно наблюдать только в определенные фазы цикла;
  • если проводить изучение в интерфазе, то можно заметить, что ядро состоит из хроматина;
  • во время других периодов можно выделить хромосомы, состоящие из одной или двух хроматид;
  • наилучшее время изучение – митоз или мейоз (все дело в том, что в процессе деления клетки эти тельца лучше заметны);
  • у эукариот наиболее часто встречаются крупные хромосомы, имеющие линейное строение;
  • очень часто в клетках есть несколько типов хромосом.

Формы

Мы разобрались с вопросом – что такое хромосома в биологии, но ничего не сказали о возможных разновидностях. Предлагаем заполнить этот пробел немедленно.

Итак, всего принято выделять четыре формы:

• метацентрические (в том случае, если центромера посередине);
  • субметацентрические (сдвиг центромеры к одному из концов);
  • акроцентрические, другое название – палочковидные (в том случае, если центромера расположена на каком-либо конце хромосомы);
  • телоцентрические (их еще принято называть точковыми, так как очень тяжело разглядеть форму из-за небольшого размера).

Функции

гены и хромосомы биология

Хромосома – это надмолекулярный уровень организации генетического материала. Основной компонент – ДНК. Она обладает рядом важных функций:

• хранение генетического материала;
  • его передача;
  • его реализацию.

Генетический материал представлен в виде генов. Важно заметить, что их в одной хромосоме множество (от нескольких сотен, до тысяч) генов, она имеет следующие особенности:

• хромосома представляет только одну группу сцепления;
  • упорядочивает расположение генов;
  • обеспечивает совместное наследование всех генов.

Каждая отдельно взятая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Биология – это очень увлекательный предмет, который при правильном преподавании заинтересует множество учеников. Теперь более подробно рассмотрим ДНК и РНК.

ДНК и РНК

Из чего же состоят хромосомы? Если речь идет об эукариотах, то эти частички в клетках образованы при помощи хроматина. В состав последнего входят:

• дезоксирибонуклеиновая кислота (сокращенно – ДНК);
  • рибонуклеиновая кислота (сокращение – РНК);
  • белки.

Все, что перечислено выше, – это высокомолекулярные органические вещества. Что касается расположения, то ДНК можно обнаружить в ядре у эукариотов, а РНК – в цитоплазме.

Гены и хромосомы

гомологичные хромосомы это в биологии

Биология довольно подробно рассматривает вопрос генетики, начиная еще со школьной скамьи. Давайте освежать память, что же такое все-таки ген? Это мельчайшая единица всего генетического материала. Ген – это участок ДНК или РНК. Второй случай встречается у вирусов. Именно он кодирует развитие некоторого признака.

Важно заметить и то, что ген отвечает только за какой-либо один признак, функционально он неделим. Теперь перейдем к рентгеноструктурному анализу ДНК. Итак, последняя образует двойную спираль. Ее цепи состоят из нуклеотидов. Последние – это углевод дезоксирибоза, фосфатная группа и азотистое основание. А вот здесь немного интереснее, азотистых оснований может быть несколько видов:

• аденин;
  • гуанин;
  • тимин;
  • цитозин.

Хромосомный набор

От числа хромосом и их особенностей зависит вид. Для примера возьмем:

• мухи-дрозофилы (по восемь хромосом);
  • приматы (по сорок восемь хромосом);
  • люди (по сорок шесть хромосом).

И это число является постоянным для конкретного вида организма. Все эукариотические клетки имеют диплоидный набор хромосом (2n), а гаплоидный – это его половина (то есть n). Помимо этого, пара хромосом всегда является гомологичной. Что значит гомологичные хромосомы в биологии? Это те, которые полностью идентичны (по форме, строению, местоположению центромер и так далее).

Очень важно заметить и то, что диплоидный набор присущ соматическим клеткам, а гаплоидный – половым.