Что такое Онегинская строфа? Характеристика и особенности Онегинской строфы

Каждый русский человек знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина - величайшего поэта, писателя и драматурга. Одно из важнейших его произведений - это роман "Евгений Онегин". Многие восхищаются его очаровательными и в то же время такими простыми строками. Однако мало кто знает, какое построение, литературный размер, вид рифмы лежит в основе стихотворных строк. Александр Сергеевич стал основоположником нового понятия в литературе - "Онегинская строфа". Давайте разберемся, в чем особенности этого великолепного произведения, и что такое Онегинская строфа?

Читающий подросток

Структура строфы

В строках романа "Евгений Онегин" присутствует огромное количество серьезнейших мыслей, тем не менее читать "Онегина" несложно. Рифмы настолько приятны слуху, что произведение очень быстро запоминается. И даже тот, кто не брал в руки эту книгу со школьных лет, сможет без труда процитировать некоторые строки. Онегинская строфа в романе играет ключевую роль. Автору удалось искусно использовать в каждой строфе различные виды рифм, объединив их в одно целое.

Алесандр Сергеевич Пушкин

В чем же особенность Онегинской строфы в стихах? Она представляет собой 14 строк, которые составлены из 3 четверостиший и 1 двустишья. Притом, каждое из четверостиший уникально и не похоже на предыдущее. Подробно разберем, что такое Онегинская строфа, на конкретных примерах.

Онегинская строфа в произведении А.С. Пушкина

Для начала возьмем первую строфу романа - речь Онегина:

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

Первое четверостишие данной строфы основано на перекрестной рифмовке - самом простом виде рифмы. Созвучные слова встречаются через строку. Так, мы видим рифму "правил (1 строка) - заставил (3 строка)" и "занемог (2 строка) - не мог (4 строка)".

Следующее четверостишие содержит в себе параллельную рифмовку, то есть созвучные слова встречаются в двух следующих друг за другом строках. А именно "наука (1 строка) - скука (2 строка)" и "ночь (3 строка) - прочь (4 строка)".

В третьем четверостишии встречается более сложный и менее распространенный вид рифмовки - кольцевая, или опоясывающая рифма. То есть созвучные слова содержатся в первой-четвертой строке и во второй-третьей. "Коварство(1) - лекарство(4)" и "забавлять(2) - поправлять(3)".

Далее мы видим двустишье, содержащее в себе простую рифму ("себя-тебя").

Необходимо отметить, что стихотворным размером Онегинской строфы является четырехстопный ямб. Это означает, что в каждой строке ударные слоги - это 2, 4, 6 и 8. Например, "ОнЕ´гин бЫ´л, по мнЕ´нью мнО´гих" или "Мы всЕ´ учИ´лись пО´немнО´гу".

Для наглядности разберем еще одну Онегинскую строфу "Евгения Онегина":

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Зима!.. Крестьянин, торжествуя...

Она родственна первой строфе, поэтому проведем аналогичный анализ.

Первое четверостишие - перекрестная рифмовка: "торжествуя - почуя" и "путь - как-нибудь".

Во втором четверостишии встречается параллельная рифма: "взрывая - удалая", "на облучке - в кушаке".

Третье четверостишие - опоясывающая (кольцевая) рифма: "мальчик - пальчик" и "посадив - преобразив".

Строфа также заканчивается двустишьем (рифма "смешно - в окно").

Определение Онегинской строфы

Итак, что такое Онегинская строфа? Это особый вид строфы, состоящий из 14 строк и сочетающий в себе различную рифмовку и различные ритмические рисунки. В основе Онегинской строфы лежит четырехстопный ямб.

Онегинская строфа с других произведениях

Ярчайшим примером Онегинской строфы являются строки М.Ю. Лермонтова, который даже указал на строение своего произведения:

Пускай слыву я старовером,

Мне все равно — я даже рад:

Пишу Онегина размером;

Пою, друзья, на старый лад.

Прошу послушать эту сказку!

Ее нежданую развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем легким головы.

Обычай древний наблюдая,

Мы благодетельным вином

Стихи негладкие запьем,

И пробегут они, хромая,

За мирною своей семьей

К реке забвенья на покой.

Русская сказка

В данном образце Онегинской строфы без труда можно увидеть ее основные признаки: два четверостишья с перекрестной, параллельной и опоясывающей рифмовкой, а затем двустишье. К тому же в каждой из 14 строк прослеживается характерный стихотворный размер - четырехстопный ямб. Например, обЫ´чай дрЕ´вний нА´блюдА´я.

Также Онегинская строфа встречается в произведении Юргиса Казимировича Бал­тру­шай­тиса "Два стихотворения":

I

Как трудно высказать - нелживо,

Чтоб хоть себя не обмануть -

Чем наше сердце втайне живо,

О чем, тоскуя, плачет грудь...

Речь о мечтах и нуждах часа

В устах людей - всегда - прикраса,

И силен у души - любой -

Страх наготы перед собой,-

Страх истины нелицемерной

Иль, брат боязни, хитрый стыд,

О жалком плачущих навзрыд,

Чтоб точным словом, мерой верной

Того случайно не раскрыть,

Чему сокрытым лучше быть...

В данном примере проследим рифмы и ритмический рисунок. Первое четверостишие - перекрестная рифма ("нелживо (1) - живо (3)" и "обмануть (2) - грудь (4)"). Следующее четверостишье - параллельная рифма ("часа (1) - прикраса (2)" и "любой (3) - собой (4)"). Третье четверостишие - кольцевая, или опоясывающая рифмовка ("нелицемерной (1) - верной (4)" и "стыд (2) - навзрыд (3)"). Далее следует двустишье с рифмой: "раскрыть-быть".

Онегинская строфа является основой и второй части "Двух стихотворений":

II

Но есть и час иной напасти,

Когда мы тщетно ищем слов,

Чтоб с тайны помыслов иль страсти

Хотя б на миг совлечь покров,-

Чтоб грудь, ослепшая от муки,

Явила в знаке, или в звуке,

Иль в скорби молчаливых слез,

Что Бог судил, что мир принес...

И, если пыткой огневою

Весь, весь охвачен человек,

Он только холоден, как снег,

И лишь с поникшей головою

В огне стоит пред тайной тьмой,

Вниманью чуждый и немой.

Итак, в данной статье мы узнали, что такое Онегинская строфа, и познакомились с примерами ее использования в других произведениях.

Нужно всегда помнить о гениях русской литературы и изучать их произведения, ведь они до сих пор живут в душах русского народа.