Что такое сонет - лирическое стихотворение из 14 строк. Сонеты Шекспира

0
0

Изучая литературу, невозможно упустить из внимания такую форму лирики, как сонет. Достаточно сложно разобраться, что же такое сонет, примеры которого можно увидеть у многих авторов. Все энциклопедии говорят о том, что это - сложная форма, однако встречается множество на первый взгляд непохожих по написанию произведений под этим названием. Итак, сонет – это лирическое стихотворение из 14 строк. Эта разновидность поэзии заслужено считается едва ли не самой сложной в написании, ведь при их составлении необходимо придерживаться множества правил и принципов. К тому же они отличаются особенно литературным, возвышенным языком и философской темой.

Составление сонетов

Что такое сонет?

Образно стихотворения-сонеты можно поделить на каноничные и неканоничные. Классических произведений не так уж и много, большинство стихотворений имеет отклонения от правил, однако в них все же должны быть заметны основные черты, присущие жанру.

Также есть несколько форм сонетов:

  • итальянская (abab abab cdc dcd или cde cde);
  • английская (abab cdcd efef g);
  • французская (abba abba ccd eed).

Правила прописаны достаточно четко, однако сейчас уже практически никто их в точности не придерживается. Есть множество примеров сонетов с лишними строками или неканоничными строфами, среди них есть даже белые стихи. Тем не менее все они остаются сонетами. А потому сказать четко и просто, что же такое сонет, очень сложно, ведь надо помнить, что сонет - такое произведение, которое является твердой формой, но тем не менее он отличается величайшим многообразием вариаций.

Каноны написания сонетов

Сонеты Шекспира

В эпоху Ренессанса были сформированы основные правила написания сонетов, а именно:

  1. Первое и главное правило - сонет состоит из 14 строк. Они могут образовывать два катрена (четверостишие) и два терцета (трехстишие) или же три катрена и дистих (двустишие).
  2. Правильное развитие темы имеет определенную формулу: тезис - антитезис - синтез - развязка.
  3. Сонет имеет определенный размер - пятистопный и шестистопный ямб.
  4. Каждая из четырех строф стихотворения являет собой законченную мысль.
  5. Мелодичность, которая достигается путем чередования мужской и женской рифм.
  6. Использование только точных рифм.
  7. Использование слов только один раз, повторов быть не должно.
  8. Каноничный сонет содержит 154 слога.

Вариации не каноничных сонетов

Сонеты Франческо Петрарки

Вот некоторые из них:

  1. Онегинская строфа – очень сложный вид стихотворения. Состоит из трех четверостиший, написанных с перекрестной, парной и опоясывающей рифмой, и одного двустишия. Впервые был использован Пушкиным в его романе «Евгений Онегин».
  2. Опрокинутый сонет – форма сонета, в которой терцеты стоят перед катренами.
  3. Хвостатый сонет – в данном случае к 14 строкам сонета добавляется еще одна строка или даже несколько терцетов.
  4. Половинный – вполне отвечает своему названию, он состоит из одного катрена и одного терцета.
  5. Безголовый сонет – вид стихотворения сонета, в котором отсутствует первое четверостишие.
  6. Хромой – имеет укороченную последнюю строку в катренах.
  7. Сплошной сонет – имеет полное количество строк, но написан лишь на двух рифмах.

Венок сонетов

Одна из форм поэмы, которую также можно отнести к разновидности сонета. Как и для всех стихотворений этого жанра, ему присуща сложная структура, однако он имеет еще более сложное строение, написать такое произведение дано далеко не каждому поэту. Венок сонетов – это произведение, состоящее из 15 сонетов. Его особенностью является то, что основная мысль произведения вкладывается в последний сонет венка, так называемый магистрал, он пишется первым. После пишутся остальные его части – первый сонет начинается с первой строки магистрала, заканчивается – второй, второй сонет начинается последней строкой первого отрывка, заканчивается третей строкой пятнадцатого. И так далее вплоть до четырнадцатой части произведения, она начинается последней строкой основного сонета и заканчивается первой, закрывая кольцо сонетов. Этот вид лирики родился в Италии в XIII веке, встретить примеры таких сонетов можно у многих русских и зарубежных авторов.

Тематические группы сонетов

Есть несколько групп (видов) сонетов в зависимости от их тематики:

  • любовные;
  • портрет;
  • поэтический манифест;
  • иронический;
  • посвящение.

Изначально сонеты были призваны выражать любовь их автора, что ярко выражено в сонетах Петрарки. Однако позднее все изменилось. Темы сонетов стали более разнообразны. Например, этот жанр очень приближен к изобразительному искусству портретными описаниями женщин. В них мастера слова выражали свое личное глубокое почтение к женщинам, восхищались ими и превозносили. Мысли, которые автор брал за основу сонета, независимо от его тематики, имели одну общую черту - красоту и глубину. Исключением являются лишь иронические сонеты, в которых автор преднамеренно делает содержание стиха более приземленным.

История жанра

Примеры сонетов

Появление этого жанра приходится на начало XII века, его родоначальником принято считать Джакомо да Лентини – итальянского поэта, жившего при дворе Фридриха II. Популярность этот вид лирики получил не сразу, известность ему принес Гвидо Кавальканти, а в Европе они стали популярны благодаря Франческо Петрарке. Наибольшее распространение сонет получил в эпоху Возрождения, он стал практически главным жанром лирики, его писали практически все поэты этого времени. Среди них Микеланджело, Шекспир и множество других. Позже, в XVII веке, в трактате «Поэтическое искусство» Николы Буало была сформирована теория написания сонетов, правила, прописанные в нем, считались каноном долгое время.

Русские поэты пришли к этому жанру лишь в XVIII веке. Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским и являлся переводом произведения де Барро. Тредиаковский к тому же установил обязательное количество строк и наличие философской темы как обязательные принципы написания сонетов, которые используются по сей день. Среди русских поэтов также нельзя не упомянуть Пушкина. Он не просто писал этом жанре, в своем произведении «Сонет» поэт представил его историю, перечислил современных авторов, пишущих в этом жанре, тем самым подчеркнув его актуальность.

В XIX – XX столетиях популярным стал венок сонетов. Как и сам сонет, он возник в Италии. Первые примеры венков принадлежат поэтам Серебряного века. В мировой поэзии известно более шестисот таких произведений.

Уильям Шекспир

Кульминацией творчества всех литераторов эпохи Возрождения стали произведения Уильяма Шекспира. Они собрали и углубили все лучшие черты литературы этой эпохи. В биографии Шекспира множество белых пятен и тайн. Он начинал свой путь с работы суфлера и помощника режиссера в театрах, позже он стал актером, однако по-настоящему раскрыть свои таланты ему удалось в писательском деле, а именно в драматургии. Творчество Шекспира можно поделить на три периода. Творчество этого поэта отличается разнообразием не только жанров, но и тематик, эпох и народов. Оно, казалось бы, абсолютно типично для эпохи Возрождения, эмоциональность, стремительность развития событий, некая даже сказочность и фантазийность встречались и у прочих драматургов того времени. Однако произведения Шекспира отличаются гармонией и поразительным чувством меры в этом море страстей.

Периоды в творчестве Шекспира

Первый период выделяется оптимизмом, сказочностью и легкими жизнерадостными мотивами. Первые произведения автора не отличались от классических тяжелых для восприятия форм и сюжетов со множеством действующих лиц. Таким образом молодой поэт постигал азы драматургии. Позже он начал привносить в поэзию свежие идеи, наполнять их новым смыслом и искать более отточенные, идеальные формы, не отходя от канонов драматургии Ренессанса. В то же время он пишет цикл сонетов, которые обретают должную известность лишь с возникновением романтизма.

Второй период значительно отличается от первого, ему присуща особая трагичность и даже некоторый пессимизм. В эту пору писатель ставит перед собой сложные жизненные проблемы, которые находят свое воплощение в трагедиях.

Третий период обозначен трагикомедиями, счастливому финалу пьес предшествует настоящее буйство страстей с острым драматизмом.

Сборник "Сонеты"

Впервые сборник Шекспира «Сонеты» был опубликован в 1609 году. Вокруг книги ходит не меньше тайн и мифов, чем вокруг биографии этого таинственно поэта. Многие сомневаются, что сонеты в цикле стоят в правильном порядке: одни предполагают, что такая расстановка принадлежит издателю или редактору, другие и вовсе полагают, что они расположены произвольно. Тем не менее расклад сонетов в сборнике имеет большое значение для понимания его сути. Традиционно принято воспринимать сборник таким образом: действующими лицами выступают лирический герой, его друг и возлюбленная (смуглая леди). Большая часть сонетов о любви автора (лирического героя) к его другу, чистой и волшебной, это возвышенная и верная настоящая дружба. Чувства к смуглой леди у автора, напротив, низменные и плотские, это страсть и притяжение, что порабощают его разум. В то же время многие приписывают стихотворениям, посвященным юноше, гомосексуальный подтекст, эти подозрения усиливает и то, что из 154 сонетов только последние 26 посвящены смуглой даме. Тем не менее подтверждение этих предположений и так и не было обнаружено. Существенным отличием сонетов Шекспира от прочих произведений поэтов той эпохи является то, что образ возлюбленной изображен не как мифический идеал красоты, а как вполне земная женщина.

Сонеты из сборника можно поделить на отдельные тематические группки, однако все они вырисовывают целостную картину сложных взаимоотношений персонажей. Любовь автора приносит не только счастье, но и боль разочарования, его леди изменяет ему с другом. Драматизм и накал страстей нарастают, но поэт все же понимает, что он не может потерять их обоих, а дружба важнее страсти.

Многие исследователи творчества Шекспира видят в этом сборнике автобиографию, передающую настоящие чувства и переживания поэта, настоящую исповедь в лирической форме.

Переводы шекспировских сонетов

Сонеты Пастернака

Первые переводы сонетов Уильяма Шекспира, написанные в начале XIX века, были достаточно слабыми с эстетической точки зрения. Однако стоит отметить, что такие сонеты, которые покорили читателей, появились уже к началу XX столетия. Именно эти переводы принято считать классикой. Прежде всего это сонеты в переводе Маршака, идеально передающие идеи и суть оригинала. За них поэт даже получил Сталинскую премию второй степени.

А переведенные Пастернаком сонеты в точности передают задумку автора. Поэт очень кропотливо работал над переводами, некоторые отрывки он переписывал по несколько раз, пока не получал идеальный перевод. Пастернак перевел немало произведений Шекспира, самым известным из переводов стал «Гамлет», но вот среди них только три сонета.

Среди поэтов, переводивших работы великого драматурга, также особо выделяются мастерством Чайковский, Степанов и Кузнецов.

Помимо Шекспира, примеры сонетов можно найти в творчестве других известных авторов. Среди них поэты различных национальностей и эпох, но всех их объединяет красота слога и возвышенность мысли в их произведениях.

Великий итальянец

Темы сонета

Сонеты Франческо Петрарки, вошедшие в "Книгу песен", принесли поэту великую славу, а самому жанру - широкое распространение. Наиболее известные произведения воспевали женщину Лауру. Имя, выбранное им для своей возлюбленной, гармонично вписывается в концепцию сонетов, оно возвышенное и воздушное, как и чувство, которое описывает автор. Франческо Петрарка в сонетах также рисует красоту природы. Тем не менее она призвана лишь больше подчеркнуть очарование Лауры, ее изящность и притягательность. Читая эти стихотворения, можно как нельзя лучше понять, что такое сонет, вычурные сравнения, обожествление предмета обожания, наделение его неземными, идеальными чертами. "Книга песен" разделена на две части: "На жизнь Лауры" и "На смерть Лауры". В первой части Лаура представляется как женщина, воплощение красоты и прелести всего мира. Во второй она ангел, оберегающий и вдохновляющий поэта. Сборник имеет хронологический порядок, начиная от зарождения прекрасного чувства любви в груди поэта и вплоть до превращения этой любви, уже поутихшей после смерти предмета обожания, во вселенское, райское, идеальное чувство.

Сонеты в переводе Маршака

Шарль Бодлер

Шарль Бодлер стал предшественником и учителем символистов, глубина образов и идей выражена не только в сонетах. В своих сборниках поэт выражает единство музыки и слова, красоту мысли, некую готичность и особую притягательность сотворенных им образов. Эта задумка воплощается и в сонетах, вошедших в сборник «Цветы зла». Эти произведения как нельзя лучше иллюстрируют, что такое сонет, и какие особые идеи он должен передавать.