Земство - это выборные органы местного самоуправления в России. Ликвидация земства

Следствием Манифеста от 19 февраля (3 марта) 1861 года, которым отменялось крепостное право, стала необходимость установления новой формы контроля над огромной массой крестьян, прежде находившихся под опекой помещиков, и получивших теперь, хоть и весьма ограниченную, но все же гражданскую свободу. Кроме того, дворянству требовалась определенная компенсация за потерю прежней власти. Решением этих проблем и стало создание земств, являвшихся прогрессивным шагом на пути реформирования органов местного управления.

Император Александр II

Что такое земства?

Под этим термином принято понимать местные органы самоуправления, формировавшиеся на выборной основе и действовавшие с 1864 по 1919 гг. По своему территориальному охвату они делились на губернские и уездные. Волостные земства были созданы лишь незадолго до Первой мировой войны, а просуществовали недолго. Нельзя сказать, что для России подобная форма управления была в новинку. Установленные Александром II земства – это, не что иное, как возрождение органов местного самоуправления, существовавших (правда, без особого успеха) еще во времена Ивана Грозного.

Уездные земства

В соответствии с реформой 1864 года, все владельцы недвижимости, стоимость которой соответствовала определенному цензу, и входившие в число промышленников, торговцев, а также землевладельцев, наделялись правом избирать из своей среды представителей (они назывались «гласными») в уездные земские собрания (земства). Срок полномочий избранных лиц ограничивался тремя годами.

Уездное земство

Функции земств состояли в осуществлении контроля за хозяйственной и общественной жизнью той государственной административной единицы (волости, уезда или губернии), к которой они относились. Для осуществления этих задач работа уездных земств проходила на двух уровнях: ежегодные собрания депутатов выполняли распорядительные функции, а управы, действующие на постоянной основе, являлись исполнительными органами. Состав их членов, получавших от государства установленное законом жалованье, был немногочисленным – председатель и два помощника.

Губернские земства

Согласно административному делению России с конца XVIII века, нижними территориальными единицами являлись волости, из них формировались уезды, объединившиеся затем в губернии, которым также предоставлялось право самоуправления. Ежегодно в губернском городе созывался съезд всех членов уездных земских собраний, проходивший под председательством местного предводителя дворянства. Как исключение, его могло замещать иное лицо, назначенное губернатором.

Отличительной чертой губернских земских собраний являлось обязательное участие в них представителей местных административных ведомств. На повестку дня выносились такие вопросы, связанные с хозяйственной жизнью губернии, как создание и содержание больниц, школ, домов призрения, ветеринарных пунктов и т. д.

Губернское земство

Полномочия земств

Поскольку в масштабах губернии (как и уезда) земство – это орган, осуществлявший не только совещательные, но и исполнительные функции, то из числа депутатов съезда избирались члены постоянно действующей управы. В их число, кроме председателя, входили также несколько его помощников, численность которых зависела от размеров губернии. В России земства всех уровней имели право облагать жителей подведомственных им территорий денежными сборами и разного рода иными повинностями, для выполнения насущных хозяйственных задач. Решение по этим вопросам принимались делегатами губернских съездов, и лишь в отдельных случаях требовалось согласование с представителями государственной администрации.

Задачи органов местного самоуправления

Все земства по реформе 1864 года находились под надзором Министерства внутренних дел, а также местных губернаторов. Ими осуществлялся контроль за исполнением органами местного самоуправления их прямых обязанностей, о которых говорилось выше, то есть: оборудование школ и больниц, строительство дорог и т. д. Несколько позже, когда выход крестьян из крепостной зависимости и выкуп земли привели к образованию широкой сети единоличных наделов, появились новые проблемы, которые пришлось решать земствам.

Это, прежде всего, работа по пропаганде агрономических знаний, столь необходимых для ведения собственного хозяйства. Кроме того, земства были обязаны осуществлять содействие развитию в их районах кустарных промыслов и разного рода ремесел. В их обязанности входило вести работу по созданию курсов повышения квалификации таких, крайне необходимых специалистов, как учителя, врачи, агрономы и статисты.

Прием крестьян представителем земства

Противодействие политической активности земств

Приступая к осуществлению реформы 1864 года, правительство вполне обоснованно опасалось трансформации создаваемых им органов местного самоуправления в структуры, способные выдвигать политические требования. Этого нельзя было допустить, поскольку само понятие земства ограничивало сферу его деятельности лишь хозяйственными вопросами.

В связи с этим был предпринят ряд профилактических мер. В частности, под запрет попали связи между губернскими земствами разных районов. Особо жестко пресекались всякие попытки их совместных действий на государственном уровне, а на отчеты местных органов самоуправления периодически вводились разного рода цензурные ограничения.

Земства, ставшие политической трибуной

Однако решительного успеха подобные меры не имели. Когда после гибели государя Александра II, павшего от рук террористов в марте 1881 года, началась полоса контрреформ, проводившихся его сыном Александром III, многие представители либерально настроенных дворян выдвигали требования политического характера именно через земства. В обстановке нарастания социальной напряженности в стране это стало своего рода ответом на попытку вернуть Россию в дореформенное состояние.

Нарастание социальной напряженности в России

Исторические документы той эпохи свидетельствуют о том, что одним из основных требований, выдвигавшихся земствами, было принятие конституции, которая могла бы гарантировать всем жителям России, без учета социальной принадлежности, их гражданские и политические права.

Кроме того, на заседаниях губернских земских съездов часто звучали призывы к снижению выкупных платежей за землю, которыми было обременено в то время большинство крестьян, освободившихся из крепостной зависимости. Политическая деятельность земств носила как легальный характер, заключавшийся в письменных обращениях на высочайшее имя, так и полулегальный - к которому относились периодически созываемые общероссийские съезды.

Проведение в жизнь закона об органах местного самоуправления

Из истории правления государя Александра II известно, что Земская реформа проводилась им в несколько этапов и охватила собой не всю территорию России. Так в период с 1864 по 1879 год земства появились в 34 губерниях, находившихся на Европейской части страны, в области войска Донского и Бессарабии. На остальных же территориях органы местного самоуправления начали действовать значительно позже. Например, в Западных губерниях это произошло в 1911 году после принятия специального закона, а в Ставропольской, Астраханской и Оренбургской губерниях - лишь накануне Первой мировой войны.

Император Александр III

Сотрудничество земств с революционными организациями

Как уже упоминалось выше, вопреки воле правительства, земства со временем превратились в мощные очаги политической борьбы. Начало этому процессу было положено в 90-е годы XIX века, когда на волне контрреформ Александр III увеличил в земствах сословно-дворянское представительство. Как оказалось, это было серьезной ошибкой, поскольку подобный шаг послужил делу «кристаллизации» местной интеллигенции, сплотившейся для создания мощной антиправительственной оппозиции.

Со временем многие представители уездных и губернских земств вошли в сотрудничество с членами нелегальных революционных организаций. Известно, например, что в ноябре 1904 года руководство подпольного «Союза освобождения» инициировало созыв земского съезда, депутаты которого направили правительству требование немедленного проведения в жизнь ряда либеральных реформ. Роль органов местного самоуправления в политической жизни страны особенно усилилась после того, как в 1906 году они добились прав делегировать своих представителей в Государственный совет.

Советы, пришедшие на смену земствам

Упразднение земств «хозяевами новой жизни»

После прихода к власти большевиков, ликвидация земств рассматривалась ими как один из важнейших этапов разрушения всего прежнего государственного строя и передачи власти Советам. Процесс этот был начат в 1918 году и быстро охватил значительную часть страны. Первыми прекратили свое существование волостные и уездные земства, тогда как губернские еще продолжали действовать, хотя и утратили былую эффективность.

Объясняется это тем, что в состав низовых организаций входило большое количество крестьян, под давлением которых остальными членами принимались решения о добровольном самороспуске. В тех же случаях, когда мирным путем добиться желаемого не удавалось, новая власть применяла силу, которая со временем стала ее основным аргументом в решении вопросов.