Дух мира сего – что это в христианстве?

Духовная жизнь – одна из сложнейших наук. Ее понятия непросто уразуметь, однако представление о них будет полезно всякому, кто стремится познать истину. Одним из таких представлений является идея о духе, управляющем миром.

Борьба добра и зла

Мнение Феофана Затворника

Преподобный Феофан Затворник пишет о том, что дух мира представляет собой дух вражды против Высших, Божественных сил. Он заставляет человека впадать в разнообразные похоти. Если индивид хотя бы немного приобщится к данному духу, он полностью охладеет к христианству. Этот дух неприязнен к учению Иисуса Христа. Богослов пишет о том, что нельзя полагать, будто можно совместить материальное и духовное. Ведь дух мира – это лукавый дух, который постоянно обольщает человека. Только тот, кто прочно убежден в своей вере, способен ему противостоять.

Невозможно примирить истину Христа с ложью, которой постоянно орудуют темные силы. За ними скрываются адские глубины, говорит Феофан Затворник.

Пояснение Паисия Святогорца

Один из величайших подвижников современности, Паисий Святогорец, говорит так: «Крупнейшим врагом спасения человеческой души, который даже страшнее диавола, является дух, наполняющий этот мир. Он постоянно влечет людей к себе, однако, в конце концов, его результатом является вечная горечь. Та душа, которая оказалась пленена суетным и преходящим миром, истощается. А ум такого человека – помрачается. Если этот человек на первый взгляд и кажется внешне личностью, то в действительности представляет собой духовный «выкидыш».

Иустин Челийский о мирском духе

Преподобный старец пишет о том, что основной тайной христианского мировоззрения является принятие Духа Святого. Мир не может проникнуть в душу христианина, сделать ее порочной, ведь приверженец учения Христа черпает силы от Самого Господа. И чем обильнее человек принимает в себе Дух Господень, тем более совершенное познание о Боге он получает. Тогда ему становятся доступными мир и радость в Духе Святом.

Понятие о мире, подчеркивает Иустин Челийский, является диаметрально противоположным. Все, что живет миром, – рано или поздно истлевает и исчезает. Его дух не может познавать ни Господа, ни того, что Он может даровать. Дух мира пребывает и во властях, которые не признают Спасителя во Христе. Он представляет собой дух Антихриста.

Старец подчеркивает, что данный вопрос крайне серьезен для всякого человека, и к нему нельзя относиться легкомысленно. Тот человек, который избрал для себя путь христианства, должен отделить себя от всего мирского, не поддаваться влиянию его духа.

Отличие жизни христианской

Христиане обладают собственным миром, особенным образом жизни. Их деятельность и поступки отличаются от тех, что совершаются мирянами. Обычные мирские люди наполняют свой разум непостоянными помыслами и тревогами мира сего, тщетными желаниями, вещественными идеями. Диавол сотрясает человеческие души обычными земными делами, затмевает их разум и не дает прийти ко спасению. С тех времен, как первые люди, Адам и Ева, преступили Божий наказ, человек и стал подвластен мрачному и опасному духу мира сего.

Жизнь священнослужителя

По своей сути, последний представляет собой всех тех людей, которые находятся во власти своих страстей. Они ненавидят Христа, а также их ненависть обращается и на Его последователей. Все потому, что христиане своим образом жизни указывают на недостатки тех людей, которые находятся во власти мирского духа. Христианин делает очевидными слабости и безволие грешника. Дух мира является по своей сути противоположным Духу Утешителю, Истины и Любви. Природа мирского зла и лукава.

Властитель всего мирского

Князем мира сего является не кто иной, как диавол. С начала времен этот возгордившийся дух является человекоубийцей и лжецом, главным врагом спасения человеческой души. Диавол является не просто неким абстрактным злом, а реальным духовным существом. Когда-то он был херувимом, но пал по причине своей гордыни. Он и является князем этого мира. Других духов последовало за Люцифером неисчислимое множество. Они, не зная ни минуты отдыха, непрестанно ведут борьбу со всем добрым и светлым, стремясь насадить на земле ад. И в этом им содействуют те люди, которые подвержены духу мира сего.

Властитель мира сего

Богослов Константин Сильченков полагает: они копят сокровища на земле, и не способны подняться выше тех вещей, которые можно увидеть и потрогать. Сердцем своим они прилепились к деньгам, славе, преходящим плотским наслаждениям. Для них уже нет истины и нравственности, а в их голосах звучит отчаянная злоба.

Ложь как орудие падших духов

Одно из основных оружий мирского духа – непрестанная ложь. Ее берут на вооружение все те, кто предались злу. Они постоянно живут во лжи, а также учат подобному подходу и других. Например, мир духов и богов, придуманный язычниками, – один из соблазнов, потому как для христианина нет других богов, кроме Единого Бога.

В этой лжи нет ничего удивительного, ведь вранье – это родная стихия темных сил и людей, подверженных им. Они не могут существовать, говоря правду. А как известно, именно диавол и является лжецом и отцом лжи, лукавым убийцей человека. Только один ложный помысел способен сбить человека со светлого пути, привести к погибели, учат святые отцы.

Темные духи в аду

Каковы те люди, которые отдали себя в распоряжение мирского?

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Люди, которые позволяют себе усваивать ложные мысли, одновременно усваивают и свойства темного духа мира, отверженных ангелов и диавола. Соединение с Господом представляется для них совершенно неестественным».

Одна из основных характерных черт тех людей, которые предали свои жизни обману и лжи, является искренняя вера в свое духовное здоровье. Они неустанно плодят огромное количество последователей. Огромное количество людей заражается обманом, поскольку поддается соблазну их примера – в особенности, если подобный подход удобен для земного благополучия. Мир души и мир духа тесно связаны между собой – соблазняясь посредством искушений, направленных на душу, люди теряют и свой дух, связь с Божественным.

Обязанность людей Божьих

Дело каждого христианина – победить мир. С помощью чего это можно сделать? Ответ на этот вопрос один: при помощи мира горнего. Человек Христов происходит от Бога, и поэтому он может победить темный дух. Современный последователь Христа находится в страхе от того анархизма и неверия, войн и опасностей, что царят в на планете сегодня. Однако святые отцы подчеркивают, что именно сейчас – самое подходящее время для того, чтобы «облечься во всеоружие Божье» (Послание к Ефесянам 6:11). Это позволит противостоять тому коварству и лукавству, которые господствуют в современном мире. Необходимо всю свою душу и физические возможности вложить в дело Божие, молитву и пост.

Подобная борьба проводилась и Самим Христом, и святыми Апостолами, и многими Божьими Угодниками и Подвижниками. Собственной жизнью Христос показал, что дух мира можно и нужно побеждать. Жить необходимо духом грядущей Вечности, но не духом мимолетного дня.

Падение Люцифера

Свойства мира

Главная характеристика всего мирского – это скупость. Этот дух умеет только брать, и никогда – возвращать. На первый взгляд, он может показаться добродетельствующим, однако на деле ничего такого нет. В Евангелии от Луки пишется о языческих властителях: «Владеющие ими благодетелями называются». Следует обратить внимание на последнее слово – «называются».

Дух мира сего

Так было сказано Христом для того, чтобы показать дух этого мира, не способный творить никаких благодеяний. Властители имеют только имя благодетелей, но в действительности не являются таковыми. Именно в этом смысле говорил апостол Иаков свои слова о том, что именно богачи притесняют простых людей, влекут их в суды, бесславят доброе христианское имя.

Дух этого мира способен только на оскорбления, грабежи, недовольство, ненасытность желаний. Всякий человек, который ворует чужое или притесняет другого, наделен не Духом Господним, а духом этого мира.