Статуя "Дискобол": наглядное пособие и произведение искусства

0
0

Греческая культура периода классики богата не только архитектурными памятниками, но произведениями скульптуры. Их создавали такие замечательные мастера, как Поликлет, Скопас, Фидий, Пракситель, Агесанр и др. Работы Фидия до сих пор украшают знаменитый Акрополь. А работы Скопаса, Праксителя, Поликлета - коллекции знаменитых музеев мира. Одним из замечательных мастеров греческой классики в области скульптуры был Мирон - автор статуи "Дискобол".

Общая информация

Самая знаменитая из работ Мирона, статуя "Дискобол", создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.

Мирон "Дискобол"

В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя "Дискобола" из мрамора.

Копии несложно отличить от подлинного шедевра. Оригинал статуи "Дискобол" скульптора Мирона отличается ракурсом головы атлета - юноша смотрит на диск, а атлеты статуй-копий - вниз, в пол.

Реплика "Дискобола"

Попытка воссоздания

В 1906 г. была осуществлена попытка восстановления подлинной статуи Мирона. С "Дискобола" был снят слепок - с той копии, которая сохранилась наиболее прилично. Некоторые части этой версии скульптуры сохранились плохо, а потому слепок головы атлета был снят со статуи из палаццо Ланчелотти, найденной в 171 году на Эсквилинском холме Рима, правой руки - со статуи "Дискобола" из Флоренции, а ступней ног - с версии, хранящейся в Британском музее Лондона. После того, как от скульптуры были убраны подпорки, а "Дискобола" покрыли краской цвета патинированной бронзы, эффект оказался очень интересным. "Дискобол" Мирона был более живой и гармоничный. И более походил на изначальный вариант.

"Бронзовый" Дискобол

Статуя Мирона "Дискобол" как учебное пособие и образец для подражания

По греческой традиции все подростки мужского пола с 12 лет должны были посещать спортивную школу - палестру. Там они занимались борьбой, легкой атлетикой (бегом и прыжками) метанием копья и диска.

В хорошую погоду занятия проходили в открытом прямоугольном дворе - перестиле, окруженном со всех сторон колонной галереей. А портики по периметру двора служили местом для занятий в ненастье.

В таких палестрах стояли скульптурные изображения атлетов, выполненные знаменитыми греческими мастерами. Среди них можно было видеть и статую Мирона "Дискобол". Эти скульптуры служили для мальчиков идеалом человеческого тела, гаромонично развитого при помощи спортивных упражнений, а потому прекрасного. Это был стимул для занятий.

Кроме того, по скульптуре можно было изучить технику подготовки тела к броску диска и правильное его положение. А также то, как нужно удерживать снаряд и управлять им.

Статуя "Дискобол" как произведение искусства

"Дискобол" - очень смелая попытка античного скульптора не только изучить, но и представить широкому зрителю особенности работы мускулов человека во время сильных физических нагрузок. При создании скульптуры автор использовал новаторский подход: во-первых, он отказался от изображения прямостоящего человека, а во-вторых - изобразил момент между двумя движениями спортсмена - замахом и броском.

Сам образ атлета поэтичен, хоть и вполне реалистичен. Автор не только отображал физические качества человека и его анатомию, но и немалое значение в скульптуре отвел духовной составляющей - качествам атлетов, особенностям их характера, личности: сосредоточенности, воли к победе, силе воли, спокойствию и умению его сохранять, состоянию психологического напряжения в период испытания. Все это вполне соответствует стремлению к совершенству, красоте и гармонии.

"Дискобол" изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.

"Дискобол" в истории и литературе

В древней литературе писатели часто обращались в идеализированному образу "Дискобола" Мирона, которого многие считают собирательным портретом античного атлета. Однако древнегреческие писатели Плиний, Лукиан и Квентиллиан отмечали, что это - портрет вполне реального человека - победителя одних из Олимпийских игр древности. Филострат Старший - писатель из Древнего Рима считал, что это - юноша из трагичной истории о том, как однажды во время соревнований атлет убил диском своего друга Гиацинта. Существуют версии и о том, что "Дискобол" - изображение самого бога Аполлона.

В эпоху римской культуры и Возрождения интерес к древнегреческой культуре был велик. Сам император Адриан использовал копии с произведений знаменитых греческих авторов для оформления своей виллы в Тиволи. А римские папы в эпоху Ренессанса скупали античные произведения искусства, соревнуясь друг с другом, украшая ими свои дворцы.

В XX веке (во времена правления Гитлера) вновь обратились в фашистской Германии к этому образу. Но использовали его как идеологический символ. Сам Гитлер очень увлекался античным искусством, а статуя "Дискобол" Мирона была его любимым произведением. Потому в 1938 году он даже приобрел ее копию.

Гитлер и "Дискобол"

Образ Дискобола и современное искусство

К образу и красоте человеческого тела и до сих пор обращаются художники. Его изображение создают в разных стилях и направлениях искусства скульптуры. Так, например, в коллекции Эрмитажа в разделе современного искусства экспонируется современная трактовка статуи Мирона. "Дискобол" имеет небольшие размеры: высотой всего 28 см. Фигурка отлита из бронзы, а по верху выполнено серебрение.

Современный Дискобол

В данной работе автор отказался от натурализма в угоду символизму. В этой версии художник изобразил современного человека, суть жизни которого - закрученное движение. Линии фигуры плавны и текучи. Что диссонирует с резкостью граней. Именно такое решение дает возможность передать напряжение и борьбу. Эта скульптура - соединение в одно целое прошлого, сиюминутного и будущего. Путь от слабости к силе, от безволия - к воле.