Динамический стереотип и его роль в процессе обучения

Словосочетание "динамический стереотип" кажется странным. Ведь стереотип - это нечто постоянное, а слово "динамика" обычно связано с изменением или перемещением. Но здесь имеются в виду постоянные связи в мозге человека, которые могут изменяться под воздействием окружающей среды. Динамический стереотип у человека - это физиологическая основа всех его умений и навыков. Знание основных закономерностей поможет эффективнее использовать этот механизм в целенаправленном обучении.

Формирование

Определенный набор действий и реакций возникает в ответ на воздействие одних и тех же раздражителей. Человек отвечает на раздражители одинаковым набором нервных импульсов, то есть обучается. Со временем организм затрачивает все меньше усилий на формирование этих реакций, так как они переходят в разряд автоматических. Благодаря устойчивым связям нейронов в головном мозге мы ходим, бегаем, катаемся на велосипеде. Самый первый динамический стереотип в нашей жизни - это ходьба на двух ногах.

Двигательные навыки

Создание нового стереотипа проходит медленно. Сначала образуется один базисный условный рефлекс, затем второй и так далее. На заключительном этапе формирования навыка все безусловные рефлексы складываются в одну цепочку, становятся взаимообусловленными. Например, музыкант сначала учит ноты, затем аккорды, гаммы и только потом разучивает несложные мелодии.

Благодаря динамическому стереотипу человек достигает вершин в спорте или изучает иностранные языки. Плавание, гимнастика, катание на роликах и коньках - все эти виды деятельности связаны с высшей нервной деятельностью.

Примеры

Чтобы лучше понять основу наших навыков и привычек, рассмотрим примеры. Лучшим примером динамического стереотипа служит обучение ребенка в 1 классе письму. Сначала он с трудом выводит буквы, концентрируясь на каждой мелкой детали. Нервное напряжение при этом очень сильное. Затем первоклассник выучивает буквы, они уже даются легче и быстрее. Потом он приступает к написанию слов, предложений.

Постоянные тренировки и динамический стереотип

Еще один пример динамического стереотипа - обучение мальчиков играть в хоккей. Только когда ребенок научится свободно передвигаться на коньках, он сможет хорошо вести шайбу. За этими навыками также стоит формирование динамического стереотипа.

Последовательный и пространственный виды стереотипов

Условно двигательные стереотипы можно разделить на 2 вида: пространственный и последовательный. Двигательные, или пространственные стереотипы - это индивидуальная "программа" движений. У каждого своя пластика тела, своя походка. За все эти простые перемещения в пространстве также отвечают определенные двигательные стереотипы. Мы ведь уже не думаем во взрослом возрасте о том, как нам пользоваться ложкой или пройти из комнаты в коридор. Все эти действия уже выполняются автоматически.

Последовательные стереотипы связаны с какими-либо привычками (например, ежедневно чистить зубы) или с интеллектуальной деятельностью. Если синаптические связи сформированы, мы можем выполнять несколько действий одновременно. Чаще всего из три либо четыре. Динамический стереотип закрепляется в коре мозга на всю жизнь.

Роль режима дня в формировании стереотипов

Любой навык формируется в течение длительного времени. Научиться хорошо кататься на коньках за один раз невозможно. Также нельзя освоить большой объем информации перед экзаменом за день. Именно поэтому организм нужно приучать обучаться и отдыхать в строго определенные часы. Ведь процессы расслабления и напряжения чередуются по своим законам, под которые необходимо подстраиваться.

Режим дня при обучении

Психология и биология подтверждают, что человек лучше обучается, работает и даже быстрее засыпает, если все эти процессы происходят регулярно, то есть в одно и то же время при одинаковых условиях.

Закрепление динамического стереотипа и ЦНС

Разберем, что такое навык. Это автоматизированный и устойчивый компонент деятельности. Формируются навыки благодаря постоянному повторению и закреплению. Обучение новым навыкам целиком зависит от работы центральной нервной системы. Чтобы игра пианиста стала виртуозной, в коре его мозга должны последовательно объединиться множество нейронов в единую нейронную цепь. Эта сеть нейронов будет отвечать за движения пальцев во время игры. Опытному пианисту уже не обязательно следить глазами за последовательностью нот. Многократное повторение приведет к автоматизации, значит, ноты "впечатаются" в кору его мозга.

обучение игре с детства

Закрепление двигательного стереотипа проходит в 3 этапа:

  1. Сокращается время, затраченное на выполнение работы.
  2. В процессе тренировок пропадают лишние действия.
  3. Пропадают паузы между простыми движениями. Происходит более быстрое переключение нервной системы с одного элемента действия на другой.

Особенность нашей нервной системы в том, что мозг воспринимает всю совокупность факторов внешней среды как единое целое. Реакция также имеет целостную природу. Динамический стереотип, выработанный в детском возрасте, сложно поддается изменению. У некоторых людей, имеющих слабый тип нервной системы, попытка переделать их привычки даже приводит к неврозам.

Торможение и возбуждение ЦНС

Нервные механизмы основываются на физиологических процессах возбуждения и торможения ЦНС. Раздражители влияют на формирование условных рефлексов. А рефлексы затем объединяются в системные комплексы. На это уходит очень много психических сил. Еще больше их нужно для переобучения. Поэтому обучать ребенка нужно так, чтобы он сразу выполнял все правильно.

Ежедневные тренировки для выработки привычки

Для достижения автоматизма необходимо постоянное повторение, постоянное целенаправленное возбуждение тех же связей в мозге до полного закрепления. Когда подкрепляющие факторы пропадают, а динамический стереотип еще не сформирован, в действие вступает процесс торможения. Как это понимать?Торможение условного рефлекса - это процесс, при котором стереотип претерпевает изменения. Торможение, как и возбуждение, бывает условным и безусловным.

Условное контролируется центральной нервной системой. При безусловном создание динамического стереотипа резко прекращается. Это бывает, когда возникает новый очаг возбуждения. По этой причине появляется потребность в ресурсах для формирования новых реакций.

Переучивание человека во взрослом возрасте

Обучение всем необходимым привычкам и навыкам лучше проходит в детском и юношеском возрасте. У взрослых синаптические связи медленнее закрепляются. Этот факт объясняет, почему взрослому сложнее приспособиться к новым обстоятельствам или поменять место работы.

плохие привычки и стереотип

Трудности при попытке "попрощаться" с плохими привычками также связаны с работой ЦНС. Динамический стереотип поведения лежит в основе закрепления плохих привычек. Если молодой человек привык снимать стресс не контрастным душем, а сигаретой, то в зрелом возрасте переучить его уже практически невозможно.

Выводы

Двигательный динамический стереотип проявляется в установленной четкой последовательности выполняемых движений. Закрепляются стереотипы чрезвычайно медленно и требуют огромных затрат психической энергии.

Все наши привычки сложены из разных взаимообусловленных нейронных цепей, которые еще И. Павлов назвал условными рефлексами. Именно на их основе закрепляются навыки обучения, такие как игра на музыкальных инструментах или конькобежный спорт.