Вера Холодная: биография, личная жизнь и семья, творчество, фильмография, фото

Биография Веры Холодной - величайшей русской актрисы немого кино - это история, заслуживающая отдельной экранизации. Ее судьба увлекательна и печальна одновременно. Красивая, талантливая, успевшая за свою недолгую жизнь стать не только "Королевой экрана", но и нежной женой и любящей матерью. Подробнее о судьбе этой удивительной женщины, о биографии и личной жизни Веры Холодной - далее в статье.

Ранняя биография

Вера Холодная (в девичестве - Вера Васильевна Левченко) родилась 5 августа 1893 года в Полтаве (бывшая территория Российской империи, сейчас - город восточной части Украины). Она была первым ребенком и старшей дочерью в семье Василия Андреевича Левченко, преподававшего в гимназии словесность, и его жены Екатерины Сергеевны. Когда Вере было два года, семья переехала в Москву. Через год у нее появилась младшая сестра Надежда. Когда Вере исполнилось 7 лет, она начала посещать частную женскую гимназию З. Д. Перепелкиной, а уже в 8 лет сдала экзамен в балетное училище при Большом Театре. Девочка проявила огромные способности к танцу, была очень худой и гибкой, по проходным баллам она была в первой пятерке поступающих. Однако спустя всего месяц учебы о балетном училище пришлось забыть - бабушка Веры по материнской линии была против того, чтобы ее внучка стала артисткой. Она угрожала прекратить всякое общение с семьей, если девочку не заберут из балета. Родителям Веры пришлось подчиниться, и вскоре она возвратилась в гимназию. Будущая актриса до конца жизни жалела о несостоявшейся балетной судьбе, обвиняя в этом свою мать, идущую на поводу у бабушки.

Актриса Вера Холодная

Однако и в гимназии она продолжила заниматься творчеством - ходила в театральный кружок. Можно сказать, что путь актрисы в биографии Веры Холодной начался с роли Ларисы в школьной постановке "Бесприданница" Островского. Вообще, в семье Левченко Вере было трудно не выбрать путь артистки - благодаря профессии отца девочка рано научилась читать, с четырех лет она не выпускала книгу из рук. Мать ее играла на фортепиано, иногда рисовала акварелью и маслом. Помимо этого, семья часто посещала театры и "синема" - московские гастроли знаменитой театральной актрисы Веры Комиссаржевской и фильмы с датской актрисой Астой Нильсен стали самыми большими потрясениями для юной Веры. Стоя перед зеркалом после спектакля или похода в кино, девочка часами повторяла жесты и взгляды любимых актрис. Вера Комиссаржевская и Аста Нильсен - кумиры, повлиявшие на дальнейшую биографию Веры Холодной. Фото их представлены в данном материале ниже.

Вера Комиссаржевская и Аста Нильсен

А еще в семье Левченко была очень популярна игра в "Живые картины" - по своей сути обычные домашние спектакли, демонстрирующиеся гостям. Для них сестры вместе с родителями и няней готовили костюмы, репетировали и показывали литературные отрывки, а зрители должны были угадать, из какого произведения представлена "живая картина". Это, на первый взгляд, обычное для того времени развлечение очень сильно помогло Вере в начале актерской карьеры.

Вера Холодная

В 1904 году от холеры скончался Василий Левченко. Одиннадцатилетняя Вера осталась без отца, но ее мать, будучи беременной третьим ребенком, смогла выносить еще одну дочку, несмотря на сильные переживания от тяжелой утраты. В итоге, когда в 1905 г. Софья Левченко появилась на свет, вся тяжесть недосказанной отцу любви со стороны Веры обрушилась на нее. Позднее Соня вспоминала, что Вера заменила ей и отца, и мать, и десяток братьев и сестер - 12-летняя девочка учила младшую сестру ходить, читать, писать и танцевать, посвящая ей все свободное от гимназии и театрального кружка время. И когда Софья Левченко приняла решение поступать в балетное училище, Вера отстояла ее перед бабушкой и помогла сестре сдать экзамены и начать обучение.

Замужество

Личная жизнь Веры Холодной началась в 1910 году, когда она, будучи шестнадцатилетней выпускницей гимназии, пришла на последний школьный бал. В то время такие балы устраивались как событие широкого масштаба, и по приглашениям учениц на него приходили их братья, родственники и знакомые. Одним из таких знакомых оказался Владимир Холодный, молодой юрист и брат одной из выпускниц. Как в кино - они встретились глазами и больше не видели никого и ничего вокруг себя. Весь вечер они танцевали только друг с другом, затем Холодный проводил выпускницу домой.

Владимир и Вера Холодные

Каждый день с того момента Володя приходил в дом семьи Левченко с букетом цветов, и под строгим надзором бабушки и мамы молодые люди просто сидели в гостиной и молчали, скромно потупив глаза. К июлю Екатерина Сергеевна наконец сдалась и впервые отпустила Веру на прогулку с настойчивым молодым человеком - на следующий же день он пришел просить ее руки. Свадьбу сыграли в сентябре 1910 г., когда девушке только-только исполнилось 17 лет. Выше в статье на фото Вера Холодная с мужем Владимиром.

Это был счастливый брак, построенный на самых искренних чувствах. В биографии Веры Холодной личная жизнь занимает очень большое место, потому что она была для нее важнее и ценнее всего. Выросшая в любящей семье Вера, несмотря на свой юный возраст, с первых дней проявила себя как нежная и мудрая жена. Она разделяла все увлечения мужа - вместе с ним играла в теннис, была штурманом в его гоночном автомобиле и даже сама садилась за руль, став одной из первых москвичек-водителей. Даже после начала актерской карьеры Вера проявляла себя как хорошая хозяйка: она самостоятельно делала себе прически и платья, умела и любила принимать гостей, на каждый праздник обязательно готовила рыбу с майонезом, винный фруктовый крюшон и свой самый любимый салат оливье. У супругов Холодных было двое дочерей: родная - Евгения (1911 года рождения) и приемная - Нонна (1913 г.). Почему они решили удочерить девочку, неизвестно - это часть личной биографии Веры Холодной. Фото актрисы с родной дочерью Женей представлено ниже.

Вера Холодная с дочерью

С началом Первой мировой Владимир ушел на фронт, а Вера, оставляя дочерей своей матери, ездила к нему чуть ли не каждый месяц. В 1915 году Холодный был серьезно ранен в ногу под Варшавой, и туда поехала его самоотверженная и любящая супруга, даже несмотря на то, что в тот период она уже начала сниматься в кино. Все это тоже личная биография Веры Холодной, о которой известно очень мало - лишь из обрывочных воспоминаний современников, так как актриса не вела никаких дневников. Муж ненадолго пережил свою супругу. Ниже представлено фото Веры Холодной, сделанное во время поездки к Владимиру на фронт.

Владимир и Вера на фронте

Начало карьеры

В 1914 году Вера Холодная впервые пришла на кинопробы, предприятие "Талдыкин и Ко" дало девушке отказ, а на "Тимане и Рейнгарде" взяли на эпизодическую роль. Принял ее работавший там режиссер Владимир Гардин, впоследствии он так описывал их первую встречу:

Стройная, гибкая, бывшая танцовщица, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране. Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у нее замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла.

Начинающая актриса исполнила роль итальянки-кормилицы в фильме "Анна Каренина", после которой Гардин решил, что актрисы из этой красавицы никогда не выйдет. Девушке пришлось покинуть эту киностудию. Если кратко - биография Веры Холодной как актрисы началась в 1915 году, когда в богемном творческом клубе "Алатр", который она регулярно посещала с мужем, ее заметил Евгений Бауэр, режиссер "Студии Александра Ханжонкова". Можно сказать, что в киноиндустрии Бауэр стал крестным отцом Холодной, так как пригласил ее сразу же на главную роль - в картину "Песнь торжествующей любви".

Вера Холодная в начале карьеры

Во второстепенной роли Вера не смогла раскрыться, так как там ей совершенно нечего было играть - суждение Гардина о ней было основано на пустом месте. Зато Бауэр сразу разглядел в ней будущую звезду, и в первой же главной роли актриса раскрылась потрясающе. В немом кино главное было - найти пластический образ персонажа, что безошибочно удалось Холодной, а ее огромные глаза, говорящие лучше всяких слов, укрепили созданный образ. Фильм стал настоящей сенсацией, моментально сделав актрису известной. Еще до выхода фильма на экраны Ханжонков заключил с Верой Холодной контракт на три года, что устраивало обе стороны. К 1916 году Вера успела сняться в большом количестве главных ролей, став настоящей звездой и любимицей публики. Следующим большим успехом стала картина "Жизнь за жизнь". О ее игре в этом фильме писали:

Запомнился образ героини, которая не играла, но жила на экране, была в родной стихии.

Ниже на фото Вера Холодная в картине "Жизнь за жизнь".

Кадр из фильма "Жизнь за жизнь"

На пике славы

В конце 1916 года актриса приняла решение расторгнуть контракт с Ханжонковым и перешла в "Киноателье Дмитрия Харитонова". В разных версиях биографии Веры Холодной указана разная причина этого решения. Кто-то пишет, что Веру не устраивали однотипные роли на ханжонковской студии, кто-то - что гонорар, предложенный Харитоновым, составлял вдвое больше прежнего. Второй вариант более вероятен, так как на студии Харитонова роли и образы Холодной совершенно не отличались от предыдущих - это всегда были несчастные женщины, замкнутые в любовных треугольниках, ставшие жертвами своих или чужих страстей.

Теперь постоянным режиссером актрисы стал Петр Чардынин - большая часть фильмов с Верой Холодной поставлена им. В период работы с ним, в 1918 году, в фильмографии актрисы появился еще один культовый фильм - "Молчи, грусть, молчи", ставший олицетворением всего немого российского кинематографа. Для того чтобы купить билет на эту картину, зрителям приходилось записываться заранее. Ходил даже слух, что в одном из кинотеатров во время демонстрации ленты внезапно отключилось электричество, и зрители в припадке гнева разрушили зал, сломав стулья и порвав экран на части.

Холодная на пике славы

Период Октябрьской революции и последние годы

В 1917 году жизнь Веры Холодной была сведена к постоянной работе. Ей некогда было видеться с семьей. Она либо снималась, либо участвовала в концертах и выступлениях на поддержку фронта, раздавала автографы и сувениры, укрепляя боевой дух. Октябрьская революция случилась в период, когда актриса снималась в картине "Княжна Тараканова". Несмотря на дальнейший полный запрет упоминания даже имени актрисы, сначала новая Советская власть поддерживала Веру и отпускала электроэнергию и пленку, которых катастрофически не хватало, бесперебойно, если речь шла о съемках Холодной. Первым фильмом советского периода с ее участием стала экранизация пьесы Толстого "Живой труп" - после его выхода на актрису обратил внимание сам Константин Станиславский. Он послал ей письмо с приглашением в труппу и сразу же предложил роль Катерины в постановке "Грозы" Островского. Но Вера уже не могла променять кинематограф на сцену и отправила письмо с отказом.

Вера Васильевна

Весной 1918 года Вера Холодная вместе с "Киноателье Харитонова" выехала на съемки в Одессу. С ней была ее сестра Софья и дочь Женя, муж с дочерью Нонной по неизвестным причинам остался в Москве. Некоторые биографы личной жизни Веры Холодной утверждают, что в этот период она решила порвать с Владимиром из-за каких-то разногласий, возникнувших между ними на почве гражданской войны. Однако никаких достоверных подтверждений этому нет. Зная трепетные отношения в семье Холодных, в подобное развитие сюжета практически невозможно поверить. Дочь актрисы Евгения утверждала впоследствии, что "папа не смог поехать из-за травмы ноги, а сплетники уже раздули из этого очередную грязную сенсацию". В Одессе актриса получала множество предложений эмигрировать и перейти на заграничные киностудии, но актриса решительно отказывалась. В одним из интервью она объяснила это следующими словами:

Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю.

Она призывала и других актеров последовать ее примеру. Круг знакомств Холодной не позволяет определить ее политические взгляды - она несколько раз выступала на концертах в поддержку "Белого движения", однако среди ее знакомых были и французские военные, и белые офицеры, и явные большевики. По некоторым слухам, обе стороны пытались выведать через Холодную политические тайны друг друга, однако сама актриса по чистоте и доброте своего сердца, скорее всего, даже не догадывалась об этом, считая, что всех можно просто собрать вокруг себя и как-нибудь примирить.

Кончина

В феврале 1919 года случилось происшествие, ставшее роковым в биографии Веры Холодной - во время сильного мороза перевернулись сани, в которых она ехала после небольшого спектакля, и актриса упала в ледяной сугроб. К вечеру у нее поднялась температура. Ослабленный простудой организм моментально подхватил буйствующий в то время по всему миру испанский грипп (другое название - "испанка"), к тому моменту в Одессе им болел чуть ли не каждый третий житель. Холодная болела недолго - меньше недели. 16 февраля 1919 года она скончалась в возрасте 25 лет. Проводить актрису в последний путь вышла вся Одесса. Современники писали, что такой толпы на улицах прежде не видели никогда. Через три дня во всех кинотеатрах транслировалась документальная хроника "Похороны Веры Холодной" - фильм, ставший последним в карьере молодой актрисы. Одесское кладбище с могилой актрисы было уничтожено в 1932 году.

Открытка с изображением Веры Холодной

Судьба семьи

Вскоре после смерти актрисы в московскую квартиру Холодных нагрянули чекисты. Они провели грубый обыск, буквально распарывая штыками подушки и ломая мебель. Затем Владимира Холодного арестовали, расстреляв к концу 1919 года. Софья Левченко, сестра актрисы, так и осталась в Одессе, в конце концов, воплотив мечту Веры и став профессиональной балериной в Одесском театре. Другая сестра Веры - Надежда - в 1919 году вышла замуж за грека и приняла греческое гражданство. Узнав о смерти Владимира, она оформила опекунство над детьми Веры Холодной. Биография Евгении и Нонны до недавних пор обрывалась в Стамбуле, куда с ними уехала Надежда. О старшей дочери Евгении известно лишь то, что последние годы жизни она провела в Калифорнии. Нонна же некоторое время жила в Стамбуле, затем переехала в Болгарию, где стала балериной, как ее тетя. В последние годы жизни она вновь вернулась в Стамбул. Информация о личной жизни, биография и фото Веры Холодной сохранилась в подробностях во многом благодаря дочерям, бережно хранившим информацию и документы на протяжении многих лет.

Фильмография

Так как многие фильмы с участием Веры Холодной не сохранились до наших дней, мнения о размере ее фильмографии расходятся. Одни историки говорят о 35 лентах, другие о 40, кто-то сообщает, что фильмов точно было не меньше 50. Фактом является то, что сегодня можно увидеть лишь восемь картин, сохранившихся полностью или частично. Ниже представлен их список:

  • "Анна Каренина" (1914 г.).
  • "Дети века" (1915 г.)
  • "Миражи" (1916 г.).
  • "Жизнь за жизнь" (1916 г.).
  • "Истерзанные души" (1917 г.).
  • "Молчи, грусть, молчи" (1918 г.).
  • "Сказка любви дорогой" (1918 г.).
  • "Последнее танго" (1918 г.).
Кадры из фильмов

Посвящения современников

Самым известным посвящением Вере Холодной является романс Александра Вертинского "Ваши пальцы пахнут ладаном". Знаменитый русский поэт был частым гостем дома Холодных и однажды пришел прочитать Вере эти стихи. Однако актрису очень напугал замогильный тон романса и строки, похожие на панихиду. По ее просьбе Вертинский снял посвящение и вернул его уже после скоропостижной кончины актрисы. Также считается, что именно ей он посвятил романсы "Маленький креольчик" и "Лиловый негр". На фото ниже Вера Холодная и Александр Вертинский в образах Пьеро.

Холодная и Вертинский в образах Пьеро

Другой поэт, Борис Прозоровский, посвятил Вере романс "Жасмин", который ей очень понравился - она регулярно исполняла его на домашних вечерах. В некоторых источниках указывается, что известный романс Саши Макарова "Вы просите песен..." тоже посвящен актрисе. Владимир Маяковский уже после смерти актрисы в произведениях и черновиках упоминал некий вальс "Тоска Макарова по Вере Холодной" и романс "Любовь Макарова к Вере Холодной".

Память

Имя актрисы в СССР было запрещено упоминать в серьезном тоне - к тридцатым годам она стала олицетворением буржуазного кино и праздного образа жизни. Однако в 1975 году Никита Михалков снял фильм "Раба любви", явно намекающий на жизнь и судьбу актрисы (правда, в достаточно вольном изложении). Так как использовать настоящее имя было нельзя, Михалков назвал свою главную героиню Ольгой Вознесенской - ее роль исполнила Елена Соловей.

Кенотаф, скульптура и марки памяти Холодной

В середине 1990-х годов на Одесском кладбище было принято решение установить кенотаф Веры Холодной - его расположили в ограде могилы Петра Чардынина. В 2003 году, к 110-летию актрисы, на Преображенской улице Одессы установили памятник напротив дома, в котором она скончалась. Он входит в территорию площади Веры Холодной.

А к 120-летию, в 2013 году, почта Украины выпустила памятную марку, посвященную актрисе.