Актер Бела Лугоши: биография, семья, фильмы и фото

Бела Лугоши - знаменитый американский актер, имевший венгерское происхождение. Он прославился в 20-е годы исполнением роли графа Дракулы в одноименной бродвейской постановке, а затем в последовавшем за ней фильме. На долгие годы он остался примером и образцом того, как воплощать на экране образ этого кровожадного вампира.

Биография артиста

Актер Бела Лугоши

Бела Лугоши появился на свет в 1882 году. Он родился в небольшом городке Лугож на территории Австро-Венгрии, сейчас он находится на территории Румынии. Его настоящее имя Бела Ференц Деже Блашко.

Его родителей звали Иштван Блашко и Пола Де Войнич. В предках у героя нашей статьи значились венгерские крестьяне, которые носили фамилию Блашко еще с XV века. Его отец стал первым, кто нарушил эту традицию, став пекарем, а не фермером. Со временем он переквалифицировался в банкира, что и позволило его сыну сделать карьеру.

Бела Лугоши стал четвертым ребенком в семье. Он был самым младшим, первоначальное образование получил в государственной гимназии. Учебу бросил в 1894 году.

Актерская карьера

С детства Бела Лугоши мечтал о карьере актера. Для этого он поступил в театр в небольшом городке Шабадки, куда его устроила старшая сестра. Тогда у него и появился псевдоним Лугошши, который со временем упростился до варианта, который сегодня известен всем.

В 1911 году он блестяще исполнил роль Ромео, чем обратил на себя внимание критиков. Бела Лугоши, фото которого есть в этой статье, пригласили работать в Будапешт. Став профессиональным актером, он начал неплохо зарабатывать, играл в классических и современных театральных постановках.

Семья Бела Лугоши

Когда началась Первая мировая война, добровольцем отправился на фронт. Служил в пехоте в звании лейтенанта. Был трижды ранен и награжден, в 1916 году его окончательно демобилизовали.

Стоит отметить, что личная жизнь Бела Лугоши не сложилась. Он был женат пять раз, имел одного ребенка, но так и не обрел счастья. Его единственный сын родился в 1938 году в браке с Лилиан Арч. Отец категорически настоял, чтобы тот не становился актером, Джордж Лугоши-младший занялся адвокатурой.

Съемки в кино

Роли Бела Лугоши

В биографии Бела Лугоши важную роль сыграло знакомство с режиссером и продюсером Альфредом Диши. С ним герой нашей статьи подписал контракт на два года сразу на 9 фильмов. Примечательно, что в Венгрии он снимался под сценическим псевдонимом Аристид Ольт, а в Европе его все знали как Лугоши. Его дебютной картиной стала лента "Полковник", которая вышла в 1917 году.

Всего он сыграл в 1910-х годах в 12 фильмах. Среди них были: "Казанова", "Лили", "Портрет Дориана Грея", "99". Когда образовалась Венгерская советская республика, именно Лугоши организовал и возглавил профсоюз работников театра и кино. Когда в стране начался так называемый "белый террор", он был вынужден в срочном порядке уезжать в Германию.

Там он продолжил играть в кино и театре, снявшись еще в 11 лентах. В 1920 году он сыграл в знаменитом фильме ужасов Фридриха Мурнау "Голова Януса". Это была достаточно вольная экранизация повести Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде.

В 1921 году герой нашей статьи уезжает в Нью-Йорк. Через десять лет ему официально удается получить американское гражданство.

Жизнь в США

В Америке Лугоши поначалу перебивается случайными заработками. Со временем устраивается в театр при венгерской общине. Получает свои первые небольшие роли в кино за океаном. Например, в 1924 году играет в ленте "Тот, кто получает пощечины".

Его первой серьезной работой в Голливуде становится образ полицейского в ленте Тода Броунинга "13-й стул", которая считается первым американским фильмом, снятом в жанре хоррор.

Бродвейская постановка

Лугоши попадает на Бродвей, где зарабатывает славу и признание в роли Дракулы в одноименной постановке, которая стала адаптацией романа Брэма Стокера про вампира.

Коммерческий успех, который имела постановка, привлек к ней самое пристальное внимание крупной американской кинокомпании Universal Pictures. В 1930 году ее юристы сумели собрать необходимый пакет авторских прав, чтобы осуществить полноценную экранизацию. Началась работа над фильмом.

Съемки

Первоначально главную роль в фильме "Дракула" отдали выдающемуся американскому актеру Лону Чейни, но он внезапно умер из-за рака летом 1930 года, в результате проект едва не закрыли.

Но было решено все же продолжить работу. Режиссером стал Тод Броунинг, а главную роль получил Лугоши. К фильму "Дракула" герой нашей статьи подошел со всей ответственностью, понимая, что эта работа может открыть перед ним принципиально новые горизонты и перспективы. Он работал буквально сутками. Над ролью Бела Лугоши трудился настолько скрупулезно, чтобы блистать не только в части пластики, но и на крупных планах. Одна из главных особенностей заключается в том, что он практически полностью отказался от грима, создав на экране устрашающий образ аристократа и вампира, чудовищным которого делает сама его светскость.

Выход на экраны

Фильм Дракула

"Дракула" с Бела Лугоши вышел на экраны в 1931 году. Его сразу же ждал грандиозный успех у зрителей не только в Америке, а по всему миру.

Популярность кинороли Бела Лугоши породила не только множество тематических продолжений, но и стала основой целой плеяды фильмов, построенных по этому сюжету. Герой нашей статьи подписал контракт с Universal, которая рассчитывала сделать из него звезду, сопоставимую с умершим Лоном Чейни.

Практически сразу же Лугоши получил предложение сняться в образе Чудовища во "Франкенштейне". Пробы прошли успешно, но сам актер в итоге отказался от участия в проекте из-за того, что у его персонажа не было слов, что лишало артиста многих выразительных возможностей.

Американский хоррор

Фильмография Бела Лугоши

После успеха в образе Дракулы в фильмографии Бела Лугоши появилось огромное количество фильмов ужасов. Как правило, ему поручали играть злодеев, которые получались у него несколько однообразными.

Среди фильмов Бела Лугоши того периода нужно отметить "Убийство на улице Морг", "Белый зомби", "Остров Потерянных душ". В картине 1934 года "Черный кот" он появляется в образе доктора Вердегаста, который хоть и не является классическим злодеем, но его обуревает чувство мести.

Закрепляют за ним репутацию так называемого жанрового актера роли в фильмах "Ворон", "Невидимый луч", "Знак вампира".

"Сын Франкенштейна"

На этом фоне заметно выделяется фантастический фильм ужасов Роулэнда Ли "Сын Франкенштейна", в котором Лугоши исполнил роль злобного горбуна Игоря.

Несмотря на большое количество проектов, в 1937 году, став отцом, Бела испытывает острую нехватку денег. Некоторые биографы отмечали, что за некоторые роли ему платили неприлично мало. При этом его сын в многочисленных интервью признавался, что отец всегда заботился о них, обеспечивая самым необходимым.

Деградация жанра

Карьера Бела Лугоши

Как это ни печально, карьера Лугоши в самом скором времени пришла в упадок. Он стал жертвой деградации самого жанра фильмов ужасов.

Большинство студий заботились исключительно о прибыли, поэтому были нацелены на максимальную эксплуатацию образов при минимальных затратах. К тому же, им приходилось учитывать существовавшую в то время цензуру. Это привело к тому, что за 30-е годы американский хоррор скатился до второсортного кино, которое было насыщено большим количеством повторений и штампов. Подавляющая часть режиссеров и продюсеров не пытались привнести ничего нового, работая по строгому шаблону, который очень быстро надоел зрителям.

Это привело к тому, что народ перестал всерьез воспринимать экранных монстров. Осознавая, что их персонажи теряют популярность с огромной скоростью, некоторые из звезд фильмов ужасов пытались сменить амплуа. Многие начинали намеренно отказываться от ролей, которые им казались излишне надуманными и нелепыми, чтобы удержаться на высоком профессиональном уровне.

Правда, вместо этого они чаще всего играли отрицательных персонажей в триллерах, исторических фильмах, фантастических картинах и боевиках, которые не отличались принципиально более высоким уровнем.

Лугоши к тому времени страдал ишиазом, к тому же его отношения с кинокомпанией становились все более натянутыми. Даже прославивший его образ Дракулы в более поздних римейках был передан Джону Керрадайну. Именно он играет вампира в "Доме Франкенштейна" и "Доме Дракулы" 1944 и 1945 годов, соответственно.

Считается, что причиной такого пренебрежения к Лугоши был акцент, от которого он так и не сумел избавиться. Он чрезвычайно не нравился продюсерам, к тому же, их не устраивал возраст актера - в 1944 году ему исполнилось 62 года.

Более скромные и небольшие студии приглашали Лугоши на интересные роли. Среди них выделяется фильм ужасов Роберта Уайза "Похититель тел", в котором он сыграл Джозефа, а его постоянный партнер по съемочной площадке Борис Карлофф извозчика Джона Грэя. Однако эта картина была, скорее, исключением из правил. Большинство других проектов, в которых был задействован Лугоши, оставались третьесортными пародийными фильмами, которые вызывали интерес у зрителя только из-за его участия в них.

К середине 40-х годов герой нашей статьи все чаще начал оставаться без работы. А от тех ролей, которые ему доставались, не получал ни финансовой, ни творческой отдачи. К тому же усугубляются его проблемы со здоровьем. Он становится зависим от лекарств, в частности, подсаживается на морфий и болеутоляющие средства.

В это время ему лишь изредка достаются второстепенные и незначительные роли. Единственным исключением становится фантастическая пародийная комедия Чарльза Бартона "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна".

Сотрудничество с Эдом Вудом

В 1950 годах Лугоши снимается в нескольких лентах поклонника его ранних работ сценариста и режиссера Эдварда Вуда. В частности, это драма "Глен или Гленда", фантастический фильм ужасов "Невеста монстра".

За эти роли Лугоши получает солидный гонорар, который ему позволяет освободиться от пристрастия к морфию. Он решает вернуться в большое кино после работа на телевидении в спектакле "Дракулы", который выходил на канале NBS.

Ему удалось получить роль в картине "Черный сон", которая оказалась даже без текста. Вуд пытался выручить своего кумира. Например, он помогал ему организовать место в телепрограмме на телеканале в Лос-Анджелесе, где Лугоши бы вел киноведческий обзор старых фильмов, заодно рассказывая о собственных картинах. В период телевизионного бума, который наступил в Америке в 1950-е годы, это был весьма перспективный проект. Похожим образом поступил Борис Карлофф, который благодаря радио и телевидению попробовал себя в разных ипостасях, даже в комедийных, в результате вернулся в кино, где снимался еще около десяти лет.

Однако запустить телепроект его создатели не успели. Лугоши скончался. Последним фильмом, над которым он работал, стал фантастический фильм ужасов "План 9 из открытого космоса" Эдварда Вуда. Герой нашей статьи скончался, когда было снято около 10 минут ленты, уже подписав контракт с телестудией.

Эд Вуд, с которым работал Лугоши, был удостоен неофициального звания худшего режиссера всех времен. В 1994 году даже вышел трагикомический байопик Тима Бертона, который получил название "Эд Вуд". Роль режиссера исполнил Джонни Депп. Роль Лугоши исполнил Мартин Ландау, который получил "Оскар" за эту работу как лучший актер второго плана. Некоторые посчитали это запоздалым признанием заслуг самого Лугоши.

Смерть артиста

Бела Лугоши в старости

Бела Лугоши скончался в августе 1956 года от внезапного сердечного приступа. Ему было 73 года. Согласно воле его родственников, его похоронили в одном из театральных костюмов графа Дракулы, которые хранились дома.

После смерти он стал настоящей легендой жанра хоррора. Он сыграл множество замечательных и по-настоящему великих ролей за самый короткий срок. Но затем его раз за разом использовали только из-за популярности образа самого Дракулы.

Уже после смерти ему была присуждена звезда на голливудской Аллее Славы.