Сальвадор Дали: биография, дата рождения, личная жизнь, музы, картины, дата и причина смерти

Биография Сальвадора Дали, его характер и темперамент оказались настолько неординарным явлением для 20-го века, что личность художника превзошла его же творчество. Все - от формы усов до самой сложной его картины - являлось частью огромного вымысла, которым сам Дали окружил свою жизнь. Личная жизнь, биография Сальвадора Дали и интересные факты о нем - далее в этой статье.

Ранние годы

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт, маркиз де Дали де Пу́боль, более известный под именем Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в каталонском городе Фигерасе. Его родители - нотариус Сальвадор Дали Кузи и Фелипа Доменек Форрес. За девять месяцев до его рождения, не дожив и до двух лет, умер его старший брат, также названный Сальвадором. Четырьмя годами позже у Дали появилась младшая сестра Анна-Мария.

Уже в детстве юноша выделялся своей эксцентричностью. Он рос капризным и избалованным, а склонность скрывать истинные чувства за экстравагантным поведением стала своеобразным барьером между правдой и вымыслом, сопровождавшим Сальвадора всю дальнейшую жизнь.

Сальвадор Дали в 4 года

В 1921 году, когда будущему художнику было 17, умерла его горячо любимая мама, а отец женился на ее сестре. В краткой биографии Сальвадора Дали именно этот момент следует назвать началом ссор с семьей, за которыми последовало полнейшее отречение сына от отца.

В 1922 году Дали переехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо. Тогда в его поведении чередовались то юношеский анархизм, то замашки изящного денди. В академии он познакомился с двумя талантливыми юношами: Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. Как следует из биографии Сальвадора Дали, эти два юноши являются важными героями. Вместе с новыми приятелями начинающий художник увлекся трудами Фрейда и психоанализом.

В становлении Дали как гения сюрреализма большую роль сыграло влияние импрессионизма и кубизма, хотя по-началу ему было проще следовать классической живописи. Первой настоящей выставкой биографы художника Сальвадора Дали называют ту, которая состоялась в Барселоне в 1925 году (хотя он уже выставлял свои ранние работы в местном театре в возрасте 14 лет). Картины произвели настоящий фурор, сделав имя художника знаменитым на территории Испании.

Молодой Дали

Дебют в кино

Дали не спешил завоевывать Париж, стараясь подготовить свои лучшие работы для французской выставки. Однако его парижский дебют оказался неожиданным и поистине эффектным - ведь начинающий гений начал с кино. Первым фильмом в карьере Сальвадора Дали стала авангардистская лента "Андалузский пес", снятая вместе с Луисом Бунюэлем. Это был бессюжетный цикл сюрреалистических образов и сцен, не поддающихся логическому объяснению. Сам Сальвадор Дали, в написанной им самим биографии, назвал свой кинодебют "сновидением, записанным на пленку". Короткометражный фильм "Андалузский пес", в котором художник выступил режиссером и актером, можно посмотреть ниже.

Первый успех

Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью - например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину "Мрачная игра". Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:

Вы же знаете, на фасоль и хлеб нужно зарабатывать тяжелым трудом, в то время как жить на икре и шампанском ничего не стоит - этим добром совершенно бесплатно кормят утонченные и благоухающие дамы в своих дорогих гостиных.

Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи - от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от "современников", а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.

Дали в период первых творческих успехов

Гала

Невозможно говорить о творчестве и краткой биографии Сальвадора Дали без знакомства читателя с главной музой художника, его неповторимой Галой Галадриэль. В 1929 году Сальвадор пропустил открытие своей большой выставки в галерее Гоэманса. Причиной послужила обуявшая его всепоглощающая страсть. Тем летом к нему в гости приехали художник Рене Магритт, поэт Поль Элюар и его жена Елена, которую все называли Гала (ударение на последний слог). Буквально с первого взгляда эта женщина пленила Дали. Несмотря на разницу в возрасте - Гала была почти на 11 лет старше Сальвадора - чувства между ними вспыхнули настолько сильные, что она решилась уйти от мужа. Вместо того чтобы явиться на выставку в Париже, пара, забыв обо всем, уехала в небольшой городок Ситжес неподалеку от Барселоны. Влюбленные сняли свой первый дом в пригороде Кадакеса и с тех пор оставались неразлучны. Гала оказалась очень деловой женщиной, с талантами к стратегии и организации чего бы то ни было. Она сразу же взяла на себя всю деловую часть жизни своего нового избранника. Гала и Дали стали мужем и женой в 1934 году.

Дали и Гала

Гала не скрывала от супруга свои многочисленные внебрачные связи. Он никогда не возражал, а наоборот - поощрял их, стараясь удовлетворить любую прихоть боготворимой им женщины.

Время шедевров

В своей биографии Сальвадор Дали о фильмах, созданных с Бунюэлем, говорил следующее: "Посмотрите на творчество Луиса Бунюэля с Дали, и без Дали. Теперь понимаете, кто здесь настоящий гений?" В 1930 году вышел еще один фильм, созданный в их соавторстве, - "Золотой век", считающийся стилистическим продолжением культового "Андалузского пса".

В то же время на двух персональных выставках были выставлены работы, ставшие первыми шедеврами в живописной биографии Сальвадора Дали - картины "Постоянство памяти" и "Частичное помрачение". В невероятно тщательном, блестящем и точном исполнении прослеживалось влияние итальянца Кирико и американца Танги.

Картина "Постоянство памяти"

В этот период Дали отшлифовывал свой метод создания картин, который он сам называл параноидально-критическим. Художник объяснял его как не поддающийся словесному определению метод, основанный на незнакомых ассоциациях знакомых образов.

Король эпатажа

На публике сюрреалист Дали поддерживал образ харизматичной и эпатажной личности. Именно в этот период художник отпустил усы, впоследствии ставшие его визитной карточкой - с 1940 года он носил их изогнутыми вверх, сделавшись звездой журнальных обложек. Он не переставал удивлять мир своими провокационными манерами и неординарным поведением, выражая их в том числе и на холстах. Чего только стоит иронический образ Ленина и композиция о Гитлере, навевающая чувство плохого предзнаменования. Автор показал исторические фигуры в виде нейтральных двухмерных изображений, тем самым выразив свое полное безразличие к общепринятой морали. Впоследствии этот подход усовершенствовал американский художник Энди Уорхолл.

Знаменитые усы Дали

В 1936 году на Международной сюрреалистической выставке в Лондоне Дали предстал в водолазном скафандре, а позируя известному фотографу Сесилу Битону для журнала Vogue, он надел на Гала фехтовальную маску.

Дали открывается Америке

В 1936 году творчество и биография Сальвадора Дали стали известны за пределами Европы. В 1936 году в Нью-Йоркском музее современного искусства было представлено несколько картин художника - впервые на территории США. В американском обществе, благосклонном к щегольству и шику, эксцентричность Дали пришлась к месту, и уже в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил целый собственный павильон под названием "Сон Венеры".

Тем временем в Испании разразилась Гражданская война, на которой погиб лучший друг юности Сальвадора Федерико Гарсиа Лорка. За этим последовало вторжение Германии во Францию, и Сальвадору пришлось остаться в Нью-Йорке вплоть до 1948 года.

Сальвадор Дали в 40-х

В Штатах у испанского гения появилось много поклонников. Так, в 1941 году Нью-Йоркский музей современного искусства организовал его персональную выставку в восьми крупных городах США. В то же время Сальвадор продолжил изучать традиционную живопись, нарочито искажая в своих работах идеи античного искусства.

То, что поначалу было в жизни Сальвадора Дали способом самоутверждения в мире искусства, теперь превратилось в культурный феномен. Лицо с закрученными усами не сходило со страниц модных журналов, а в 1942 году художник выпустил "Тайную жизнь Дали, рассказанную им самим". Эта книга с "биографией" Сальвадора Дали явила собой один сплошной вымысел автора, однако разошлась огромным тиражом. В тот же период он написал либретто и создал эскизы костюмов и декораций к двум балетам Леонида Мясина - "Вакханки" и "Лабиринт". Также Дали разработал эскизы украшений для Фулько ди Вердуды и его ювелирного бутика на Пятой авеню, проиллюстрировал "Дон Кихота" Сервантеса и придумал декорации к сценам кошмаров в фильме Хичкока "Завороженный". Вместе с фотографом Филиппом Халсманом, родоначальником фотографического сюрреализма, художник создал серию виртуозных снимков, по сей день являющихся классикой художественной фотографии. Ниже представлена одна из этих совместных фоторабот - "Дали Атомикус".

"Дали Атомикус"

В 1954 году Халсман выпустил книгу под названием "Усы Дали", в которую вошли уникальные фотографии харизматичного испанца и его знаменитых усов.

Коммерческий гений

С 50-х годов Дали стал использовать живопись лишь как инструмент для саморекламы. Слава и коммерческий успех заботили его гораздо больше творчества. В этот период он увлекся религиозными сюжетами, отнесясь к святым образам с тем же цинизмом и самолюбованием, с которыми ранее воздавал должное Гитлеру и Ленину.

Как гласит краткая биография Сальвадора Дали, последним большим проектом было строительство монументального "памятника" самому себе. Он писал:

Я хочу, чтобы мой музей был огромным сюрреалистическим предметом. Посетители будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.

Музей был построен в Фигерасе, на руинах городского театра, разрушенного в ходе гражданской войны. Именно здесь 14-летний Дали впервые представил публике свои живописные произведения. В архитектурных и оформительских решениях этого проекта воплотились самые экстравагантные идеи художника. Начиная с 1970 года Дали потратил целое десятилетие на создание своего музея. Завершить дело самостоятельно ему помешала болезнь Паркинсона, проявившаяся в начале 80-х годов. Ниже представлено фото этого фантастического музея, ставшего самым грандиозным творением в жизни Сальвадора Дали.

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Кончина

Великий мастер сюрреализма умер 23 января 1989 года, в возрасте 84 лет. Его похоронили в склепе под музеем в Фигерасе, согласно его завещанию.

"Постоянство памяти"

Это полотно, репродукция которого уже представлена в статье выше, является самым известным произведением в творческой биографии Сальвадора Дали. Образы плавящихся, растекающихся часов написаны с необычайной тщательностью. Неизбежную "текучесть" времени подчеркивают не только часы, но и муравьи - символ разложения. Картина "Постоянство памяти" написана в 1931 году и, по словам самого художника, вдохновлена "супермягкостью" плавленого сыра.

"Сон"

Картина "Сон"

Эта картина, написанная в 1937 году, является второй по узнаваемости работой великого живописца. Сам Дали объяснял, что "Сон" явился его попыткой справиться с переживаниями, вызванными гражданской войной в Испании. На ней некая форма человеческого сна представлена в виде чудовища на костылях, несущего в себе боль и переживания, скрытые в глубинах человеческого сознания.

"Галатея со сферами"

"Галатея со сферами"

Это великолепное произведение, написанное в 1952 году, относится к более позднему периоду творчества живописца. Дали изобразил свою любимую Гала в образе Рафаэлевской мадонны, состоящую из множества космических сфер. Здесь в очередной раз раскрылась любимая художникам тема разложения на атомы, взрыва совершенно неожиданного предмета.

Сюрреалистическая полемика

Интересной в биографии Сальвадора Дали является история его исключения из группы сюрреалистов. В 1929 году в рядах приверженцев сюрреализма произошел раскол. Две образовавшиеся в итоге группы были возглавлены художниками Андре Бретоном и Жоржем Батаем. В начале 1934 года Дали, причисленный после раскола к первой группе, ощутил на себе всю силу осуждения Бретона и его сторонников. Будучи поклонником коммунистических идей, Бретон был возмущен образом обнаженного Ленина в картине испанца "загадка Вильгельма Телля". К тому же ему не нравилось увлечение Сальвадора образом Гитлера.

Группа устроила разбирательство, на которое Дали явился в теплой одежде и с термометром во рту. Под предлогом, что у него жар, художник начал раздеваться и в полуголом виде заявил, что имеет право на любой творческий эксперимент, так как суть сюрреализма и есть полная свобода. Он признался Бретону, известному гомофобу, что если бы хоть на минуту мечтал заняться с ним любовью, то не преминул бы изобразить это в самых мельчайших подробностях. Так эпатажный провокатор обескуражил самих провокаторов.

Дали подозревал, что на самом деле Бретона раздражали успех и признание, которыми испанский художник пользовался в США, оставляя других сюрреалистов в своей тени. Правильно будет сказать, что сюрреализм до Дали и сюрреализм после Дали - это совершенно разные понятия. "Сюрреализм - это я", - заявил художник и навсегда покинул группу Андре Бретона.

Дали со своим питомцем

Дизайнерское наследие Дали

Интересным фактом в биографии Сальвадора Дали является его абсолютно новаторский подход к дизайну всего, что его окружало. Мастер эффектно применил свой талант составителя неожиданных визуальных обстановок, когда увлекся созданием предметов мебели и интерьера. Его дизайнерский дебют состоялся в середине тридцатых годов с инсталляцией "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты". Облик голливудской звезды "вписан" в интерьер: на полу стоит диван в форме губ и камин в форме носа; на стене висят две картины - глаза актрисы; обрамляет композицию штора в виде ниспадающих волос. Немного позже известный дизайнер Жан-Мишель Франк воплотил эту идею в жизнь, создав настоящий диван в виде губ Мэй Уэст. Тогда, в 30-х, такое решение казалось невероятным авангардом, но уже в начале 70-х подобная обстановка была модным писком стиля хай-тек. На фото ниже представлена репродукция картины Дали рядом с ее воплощением Жана-Мишеля Франка.

Картина и реальное воплощение "Лица Мэй Уэст"

Впоследствии использование губ и носа в дизайне еще раз эксплуатировалось художником - при создании флакона его авторской туалетной воды. К созданию собственной линии духов его подтолкнула Гала, обожавшая парфюмерию. Она же и научила мужа разбираться в запахах. Полотно "Явление лица Афродиты Книдской" стало основой для создания авторского флакона в виде фрагмента лица богини красоты и любви, а репродукция картины была напечатана на каждой коробочке "сюрреалистических духов".

Духи из авторской коллекции Дали

Как уже упоминалось выше, Сальвадор Дали разрабатывал ювелирные украшения. В 1941 году он подготовил серию из 22 предметов для американского миллионера Камминса Катервуда, а еще создал эскизы пяти изысканных украшений для нью-йоркского ювелира Фулько ди Вердуры. В 1941 году эта коллекция была представлена на персональной выставке Дали в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1969 году художник создал свое самое массовое творение - красочный логотип для леденцов "Чупа Чупс", которые выпускала фабрика каталонца Эрика Берната. Художник предложил форму цветка наподобие маргаритки, выкрасил его в яркие желтые и красные оттенки - цвета Каталонии, а название разместил в центре сверху, а не сбоку, чтобы сделать его более заметным.

Экстравагантные финансовые потребности вынуждали художника браться за самые разные коммерческие проекты - так он разработал дизайн бутылок для итальянского ликера Rosso Antico Buton и принял участие в рекламах шоколада Lanvin и немнущихся рубашек.

Библиография

За свою жизнь художник выпустил две псевдобиографии. Одна из них - "Тайная жизнь Сальвадора Дали" - уже была упомянута выше. Вторая - "Дневник одного гения" - вышла в свет 20 лет спустя. В 1973 году Дали создал уникальную книгу, обозначенную как "поваренная" - "Обеды Гала". Рецепты в этом произведении такие же сюрреалистические, как и все творчество мастера - среди них, например, "телячьи котлеты, фаршированные улитками", "тосты из авокадо" и "пирожки с начинкой из молодых лягушек". Но главную ценность произведения представляют не сами рецепты (хотя и они тоже), а иллюстрации к ним, выполненные, разумеется самим автором. Их настолько много, что книгу можно считать скорее живописным альбомом, а не сборником рецептов. Иллюстрации вообще занимали отдельное место в творчестве Сальвадора Дали - помимо упомянутых выше иллюстраций к "Дон Кихоту", в 60-х годах он проиллюстрировал Библию, "Божественную комедию" Данте и "Алису в Стране чудес" Льюиса Кэрролла. Книги с этими рисунками являют собой подлинную ценность для коллекционеров живописи.