Федор Алексеев. Творческий путь забытого художника

Любому настоящему ценителю пейзажной живописи известно имя Федора Яковлевича Алексеева – талантливого русского художника, творившего в XVIII – начале XIX веков, сведений о жизни которого сохранилось немного. Глядя на его полотна, словно на машине времени можно перенестись в старую Москву, Петербург и побродить по их улицам, ощущая, как в реальности, жизнь городов тех столетий и рассматривая в деталях нарисованную архитектуру. Картины Федора Алексеева имеют огромную историческую ценность для России, отражая очень точный облик городов того времени. Он был "первопроходцем" в России в написании городского ландшафта.

Боярская площадка

Биография Федора Яковлевича Алексеева

Точная дата появления на свет будущего мастера неизвестна. По разным источникам, это период между 1753 – 1755 годами. Родился Федор Алексеев в Санкт-Петербурге в небогатой семье. Отец мальчика, отставной солдат, нес службу сторожа в Императорской Академии наук и художеств. С детства Федор проявлял талант и интерес к рисованию, поэтому его отец обратился с просьбой в академию о зачислении сына на учебу. Алексеева приняли в учебное заведение в 1766 году. Там он проучился семь лет. Сначала Федор Алексеев занимался в классе натюрморта. К концу учебы преподаватели заметили его интерес к написанию архитектурных видов, поэтому перевели юношу в класс пейзажной живописи. Успешно завершив учебу в академии с чином IV класса и золотой медалью в 1773 году, подающий надежды ученик был отправлен повышать знания в Европу на средства академии. Мечтой всей его жизни была станковая пейзажная живопись.

Начало творческого пути

Во второй половине XVIII века в России был заметен рост интереса к театральному искусству. 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ об организации Русского театра, тем самым став основоположницей Императорских театров России. Стали востребованы театральные декораторы. Именно для обучения декораторской живописи и был направлен в Европу Федор Алексеев. Молодой талант более трех лет пробыл в Венеции, обучаясь мастерству у Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.

Но перспектива театрального художника совсем не привлекала Алексеева. Более всего Федор тяготел к такому жанру европейской живописи, как ведута, что переводе с итальянского языка означает «вид». Картины, выполненные в этом жанре, представляют собой изображение городского пейзажа, прорисованного очень детально. Алексеев проявил строптивый характер: без разрешения академии оставил своих венецианских учителей и начал заниматься творческой работой самостоятельно. Сначала он рисовал город с натуры. Стремясь как можно лучше освоить и изучить новое пейзажное направление, художник Федор Алексеев копировал картины известных венецианских живописцев Б. Беллотто и А. Каналетто.

На тот момент Каналетто был самым знаменитым итальянским ведутистом. Копируя его полотна, Алексеев совершенствовал свое умение в технике особого нанесения цветов – лессировке. В 1776 году Федор Алексеев закончил копию полотна Каналетто «Архитектурная фантазия». Эта работа, названная «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» и предназначенная для академии художеств, воплотила в себе все достижения начинающего художника в архитектурной живописи.

Венеция. Лоджия

Возвращение в Россию

Но картину на родине встретили холодно. Академия художеств не дала Алексееву шанса получить научную степень и не разрешила продолжить учебу за границей. В 1777 году Федору Алексееву пришлось приехать обратно в Петербург. Показавший своенравный характер молодой живописец был определен на работу театральным художником, которая была ему совсем не по душе. Федор Яковлевич нес эту повинность с 1779 по 1786 годы и одновременно занимался своим настоящим призванием. Он увлеченно копировал полотна западных пейзажистов, выставленных в Эрмитаже, писал виды Петербурга.

Вид Петербурга

Признание

Города на картинах Алексеева словно оживали. Любое здание, любая сцена из жизни горожан были нарисованы с большой любовью. Творения мастера были высоко оценены публикой и мэтрами академии художеств. В 1794 за «Вид Петербурга» Федора Яковлевича Алексеева наградили чином академика перспективной живописи и по просьбе Екатерины Второй отправили на юг России, писать пейзажи городов, посещенных ею в 1787 году. Так появляется серия известных крымских полотен Алексеева.

Крым. Бахчисарай

1800 год в жизни Федора Алексеева знаменателен тем, что император Павел Первый, оценивший талант художника, пригласил его в Москву для написания видов города. Алексеев пробыл в Москве более года. Из-под его кисти вышло большое количество шедевров. Художник Алексеев оказался на пике славы. Картины Федора Яковлевича Алексеева стремились приобрести высокопоставленные люди, и даже члены императорской семьи.

Соборная площадь

Талантливый педагог и виртуоз пейзажа

В 1802 году Федора Яковлевича назначили советником академии, а в 1803 году – руководителем класса перспективной живописи. Он проработал в академии до конца своей жизни и внес большой вклад в формирование и развитие жанра городского пейзажа в России. Многие из студентов Алексеева стали известными художниками – Максим Никифорович Воробьев, Сильвестр Щедрин.

В это же время Федор Яковлевич побывал во многих небольших городах России, писал провинциальные пейзажи, а примерно к 1810-му вернулся к своей излюбленной теме – рисованию родного Петербурга. В этот период творчества в его картинах заметна смена темы. Алексеева стали интересовать не только дворцы и храмы, но и обычные горожане со своими ежедневными делами и заботами. От всех картин веяло теплотой, радостью и любовью.

Вид Петербурга

Забытый художник

К сожалению, в свои последние годы жизни Федор Алексеев тяжело болел и был несправедливо забыт. Несмотря на большое признание при жизни, он умер в бедности. Это случилось 11 ноября 1824 года. Академия художеств оказала материальную помощь многочисленной семье Алексеева в его похоронах. Прах великого живописца покоится в Петербурге на Смоленском кладбище.