Что такое локомотив: определение и классификация

0
0

Что такое железная дорога? Это рельсы, шпалы и бегущие по ним составы, впереди каждого из которых есть локомотив. Что такое тяговый подвижной состав РЖД? Это паровозы, электровозы, тепловозы – локомотивы, которых в ж/д хозяйстве России очень много, все они отличаются друг от друга и имеют приписку к определенному депо. Локомотивное депо – это такое особое место в хозяйстве РЖД, где железные тяжеловесы-тягачи проходят техобслуживание и ремонт.

Назначение

Согласно энциклопедическим данным, локомотив – это транспортное средство, которое относится к тяговому подвижному составу и предназначено для перемещения по двухрельсовым путям как одиночных вагонов, так и целых поездов. Локомотив не только передвигает себя сам, но и тянет за собой немалый груз. Причем машина эта сама по себе для перевозки пассажиров не используется. В зависимости от типа двигателя различают три вида локомотивов: паровозы, тепловозы и электровозы.

Поезд - это локомотив и вагоны

За изготовление подвижного состава для железных дорог отвечают компании транспортного машиностроения. Производством тяговых тяжеловесов занимаются локомотивостроительные заводы.

Классификация

По железным дорогам страны курсирует немало поездов. На станциях идут различные маневровые и другие транспортные работы. Для осуществления разнообразных перемещений требуется далеко не один локомотив. Что такое классификация тягового подвижного состава? Это деление его на разные группы в зависимости от предназначения и других признаков. Согласно общепринятым правилам локомотивы классифицируются:

  • По ширине колеи.
  • По роду службы: пассажирские, грузовые, маневровые, универсальные, промышленные. Локомотивы, задействованные в пассажирской и грузовой службах, именуются поездными или магистральными.
  • По типу кузова (рама несущая): со съемным кузовом, с несущими боковыми стенками и с цельнонесущим кузовом.
  • По количеству секций: много-, двух- и односекционные.
  • По виду экипажной части: бестележечные (паровозные) и тележечные.
  • По сериям: паровозы (СО, ФД, ИС, Л, П36, О), электровозы (ВЛ), тепловозы (Т - тепловоз; Э - электропередача; Г - гидропередача; П - пассажирский; М - маневровый).
    Локомотивное депо

Локомотивное хозяйство

Основное назначение локомотивного хозяйства – снабжение РЖД качественно работающими локомотивами. От бесперебойности их работы зависит соблюдение графика перевозок. В связи с этим должно быть организовано техобслуживание тягового и другого подвижного состава. Не менее ответственно нужно подойти к организации режима труда и отдыха локомотивных бригад. При этом должны быть учтены закрепленные нормативы и правила. В состав хозяйств обслуживания локомотивов входят:

  • тяговая техника – локомотивы;
  • оборудованные мастерские, здания депо, служебно-бытовые комнаты и кабинеты;
  • точки техосмотра;
  • склады для хранения топлива, смазки и песка;
  • места отдыха и пункты пересмены бригад;
  • механизмы экипировки;
  • резервные базы локомотивов.
    Челябинский электровозоремонтный завод

«Лазарет» для локомотивов

Вопрос о сохранении надежности машин, поддержании их в рабочем состоянии в течение долгого времени по сей день остается приоритетным для РЖД. На счету владельцев данной техники каждый рубль, тем более понятна заинтересованность хозяев в качественном масштабном ремонте, продлевающем срок эксплуатации тяговой техники.

Вторую жизнь на ремонтных заводах получил не один локомотив. Что такое средний и капитальный ремонт хорошо знают, например, на Челябинском электровозоремонтном заводе. Сотрудники ЧЭРЗ осуществляют также сервисный патронаж тягового состава, чинят колесные пары и электрическое оборудование электровозов, отлаживают агрегаты и отдельные узлы. Помимо этого, на заводе производят запчасти для подвижного состава. Объекты обслуживания челябинцев: грузовые электровозы постоянного тока (ВЛ 10, 11, 22, 15), тяговая техника горнодобытчиков (ОПЭ-1, ПЭ-2М и другие), локомотивы переменного тока (ВЛ 80).

Бригада

Машинист локомотива

Не сложно понять, чем отличается локомотив от поезда. Первый – тяговая движущая сила, он передвигает по ж/д путям поезда или вагоны. Поезд – состав из локомотива и безмоторных вагонов. Его обслуживает целый штат сотрудников: проводники, буфетчики, ревизоры, начальник поезда и машинисты. А отдельный тепловоз или электровоз – только локомотивная бригада, обеспечивающая работу маневровых и поездных локомотивов, а также поездов с моторными вагонами.

Чаще всего бригада состоит из машиниста и помощника, иногда добавляется кочегар (на паровозе). Директивы машиниста четко выполняются всей бригадой. В хозяйственных и маневровых работах, управлении электропоездом может быть задействован один машинист. Задача локомотивной бригады – соблюдение графика перевозок, бережливое расходование энергоресурсов, поддержка тягового тяжеловеса в "хорошей форме" и оптимальное использование его мощи.

В Сети есть информация о требованиях к профессиональным и личностным качествам машиниста, возможности освоить специальность и научиться «водить» локомотив. Что такое маневровые передвижения, как устроена тяговая техника, в чем заключается безопасность пассажиров, что входит в своевременный служебный контроль и ремонт? Ответы на эти и другие вопросы должен знать машинист. От его действий во многом зависит ситуация на железной дороге.