Коммутатор ВАЗ 2109 - важная деталь системы зажигания отечественных автомобилей

0
0

Коммутатор - ключевой элемент системы зажигания автомобилей ВАЗ. Без исправной работы этого устройства невозможен пуск двигателя и его стабильная работа. Давайте разберемся, как устроен коммутатор, от чего зависит его работа, и как правильно проводить диагностику и ремонт.

История появления коммутатора на автомобилях ВАЗ

На первых моделях ВАЗа - 2101, 2102, 2103 и 2106 - использовалась контактно-транзисторная система зажигания. В ней роль прерывателя тока в первичной обмотке катушки выполнял механический прерыватель с подвижным и неподвижным контактом. Надежность такой системы была невысока из-за искрения контактов прерывателя и их износа.

В начале 80-х на ВАЗе стали внедрять бесконтактную систему зажигания (БСЗ), в которой отсутствует механический прерыватель. Функцию прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания стал выполнять электронный коммутатор. Первыми моделями с БСЗ стали ВАЗ-2105 и 2107.

Коммутатор - электронное устройство для управления работой катушки зажигания в бесконтактной системе. Он прерывает ток в первичной обмотке катушки согласно сигналам от датчика распредвала, обеспечивая искрообразование в нужные моменты.

Первые коммутаторы отличались невысокой надежностью и быстро выходили из строя. Со временем их конструкция совершенствовалась, повышалась долговечность.

Устройство и принцип действия коммутатора ВАЗ 2109

Рассмотрим подробнее устройство и работу коммутатора на примере модели ВАЗ-2109. Этот автомобиль оснащался двумя основными типами коммутаторов:

  • Простейшие транзисторные коммутаторы типа К36ЕВМ;
  • Более совершенные коммутаторы на микросхемах типа ДК116.

Оба типа представляют собой пластмассовый корпус с встроенным алюминиевым радиатором. Внутри расположены электронные компоненты, обеспечивающие работу коммутатора.

Транзисторные коммутаторы ВАЗ

Простейшие транзисторные коммутаторы состоят из одного мощного транзистора, через который протекает ток первичной цепи катушки зажигания. Транзистор открывается и закрывается управляющими транзисторами меньшей мощности согласно сигналам от датчика распределителя. Таким образом происходит прерывание тока в обмотке и генерация высоковольтных импульсов.

К недостаткам транзисторных коммутаторов относится снижение мощности искры на высоких оборотах двигателя. Также они имеют ограниченные защитные функции и не могут полноценно работать во всем диапазоне режимов.

электросхема автомобиля с коммутатором

Коммутаторы на микросхемах

Более совершенные коммутаторы используют в управляющей части микросхемы вместо отдельных транзисторов. Это позволяет реализовать дополнительные функции:

  • Регулирование времени накопления энергии в катушке зажигания;
  • Ограничение искрообразования при неработающем двигателе;
  • Различные варианты защиты от перегрева и перенапряжений.

Благодаря этому коммутаторы на микросхемах более надежны и позволяют получить максимальную мощность искры в широком диапазоне оборотов двигателя.

Диагностика неисправностей коммутатора

Основные признаки выхода коммутатора из строя:

  • Проблемы с запуском двигателя;
  • Нестабильная работа на холостом ходу;
  • Перебои и пропуски воспламенения на средних и высоких оборотах.

Чтобы понять, в чем причина, нужно провести диагностику. Простейшая проверка - подключить лампочку к выводам коммутатора. При запуске двигателя лампа должна мигать в такт искрообразованию. Если этого не происходит - коммутатор неисправен.

Также сбои в работе коммутатора могут возникать из-за неполадок распределителя, датчика положения коленвала, свечей или высоковольтных проводов. Чтобы определить точную причину, может потребоваться проверка на диагностическом оборудовании в автосервисе.

Почему коммутаторы часто горят

Замена и ремонт коммутатора ВАЗ 2109

При выходе коммутатора из строя его нужно заменить. Рекомендуется ставить устройство той же модели, что стояло на автомобиле, или совместимый аналог.

Порядок замены коммутатора на ВАЗ-2109:

  1. Снять клемму с аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания;
  2. Отсоединить разъем проводов от коммутатора;
  3. Выкрутить крепежные болты коммутатора к кузову;
  4. Установить новый коммутатор в обратном порядке.

После установки нужно проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения зажигания для плавной работы двигателя.

Иногда поломку коммутатора можно устранить без замены, отремонтировав его самостоятельно или с помощью автоэлектрика. Однако такой ремонт не всегда надежен. Лучше сразу ставить новый коммутатор, чем экономить и рисковать поломкой в дороге.