Древнеиндийская философия и ее школы

Богатство философского наследия Индии можно сравнить разве что с культурой древних греков. В то время как Парменид, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель закладывали фундамент западной философии, индийские гении создавали лингвистические, математические, логические, астрономические, философские и медицинские трактаты. К сожалению, записать историю индийской философии нельзя так же, как воссоздать хронологию философии западной. Когда мы говорим о философии Запада, известно, что тот или иной мыслитель имел определенные взгляды, а историки могут расположить философов в хронологическом порядке и проанализировать, как каждый из них влиял на более поздних ученых. Древнеиндийская философия представлена множеством текстов, авторы и даты создания которых, как правило, неизвестны. Важнейшую роль среди этих текстов играют Веды - древнейшие религиозные тексты мира, предположительно написанные в 1500-1000 гг. до н.э. В общих чертах эти священные писания заложили основу для большинства школ, которые имеет в своем составе древнеиндийская философия. В основном Веды состоят из хвалебных гимнов, посвященных различным богам, олицетворяющим силы природы, а также из инструкций по проведению ритуалов. Наиболее поздние трактаты Вед - Упанишады - были написаны не ранее 700 года до н.э., они имеют более философский характер.

древнеиндийская философия

Древнеиндийская философия – школы

В Индии различают философию двух типов: астика и настика. Имеются ортодоксальные и неортодоксальные учения. Философские системы астики в определенной степени признают авторитет Вед. Ими являются следующие: санкхья, йога, веданта, мимамся, ньяя и вайшешика. Системы же настики полностью отвергают ведическую мысль. К ним относятся джайнизм, буддизм и локаята. На Западе философские школы переживали расцвет и приходили к упадку одна за другой, однако в Индии учения существовали бок о бок в течение многих веков. Каждая система в конечном счете приходила к созданию сутр: тестов с изложением своей позиции в форме афоризмов, что включало в себя краткие ответы на распространенные возражения и критику других систем. Считается, что философские школы датировали сутры задним числом, предположительно, несколько раньше действительной даты.

особенности древнеиндийской философииОсобенности древнеиндийской философии

За исключением материалистов локаяты, все эти системы разделяли взгляд относительно существования кармы и реинкарнации. Карма означает действие, она ссылается на концепцию, согласно которой люди переживают последствия («плоды кармы») хороших и дурных поступков. Если плод кармы не может быть получен в текущей жизни, индивид проходит через реинкарнацию, то есть умирает и рождается снова в качестве человека или иного существа. Древнеиндийская философия в большинстве своих форм принимает доктрину сансары: люди с начала времен вращаются в круговороте рождений и смертей. Целью философской системы в данном случае является мокша (или мукти): освобождение от бесконечного перерождения и, следовательно, полное прекращение всех страданий.

древнеиндийская философия школы

Индийские школы (за исключением буддизма и локаяты) разделяют учение о существовании вечной души, или атмана. Во многих системах очищение души ведет к мокше, хотя конкретные идеи варьируются в зависимости от направления. Древнеиндийская философия, как правило, характеризуется утверждением определенных моральных ценностей: страсть и желание должны подвергаться контролю, а насилие не должно применяться к любой форме жизни. В Древней Индии философия не рассматривается как отстраненное исследование законов природы, а является предметом практики, информацией, полезной в повседневной жизни, а также средством, при помощи которого человек создает свою судьбу.