Заговор на смерть: хорошо это или плохо?

Что такое магия, объяснять не приходится. До сих пор есть люди, которые верят в нее. Выделяют «белую» и «черную» магию - то есть ту, которая приносит пользу, и ту, что несет вред. Но и ученые, которые отринули всякие суеверия, могут исследовать ее как религиозно-научно-культурный феномен. В этом свете можно выделить магию симпатическую и гомеопатическую. Какое место в этой классификации занимает заговор на смерть? Рассмотрим это подробнее.

Заговор на смерть в мире первобытных охотников

Выживание первобытного племени во многом зависело от удачного исхода охоты. Но почему иногда она приносила богатые трофеи, а в другое время дротики летели мимо, зверь ускользал, а мужчины возвращались домой с пустыми руками? Человек, не имея еще никаких знаний о законах природы, думал, что миграцией животных, так же, как и траекторией полета копья, управляют некие невидимые силы. Магия была призвана направить эти силы себе на пользу. Это была не униженная просьба, не молитва. Как современный человек, имея ключ, отпирает двери, так первобытный охотник, обладая определенной словесной формулировкой или производя магический обряд, заставлял неведомые силы природы действовать ему на пользу. В этом смысле заговор на смерть является, безусловно, "белой" магией.Заговор на смерть

Симпатическая магия

Синкретическое мышление первобытного человека порождало верование о том, что имя, подобие, образ существа неразрывно связаны с этим самым существом. Эта уверенность породила множество обрядов и ритуалов, призванных обеспечить удачу в охоте. Племя делало скульптуру или чучело зверя и метало в него копья, в танце показывая, как охотники его ранят, добивают, свежуют и несут тушу домой. Словесные формулировки также играли большое значение: название зверя вслух не говорилось, чтобы не вспугнуть дичь. Удивительно, но и сейчас, желая кому-то удачи, мы говорим: «Ни пуха, ни пера!» А ведь это тоже заговор на смерть, вернее, его рудимент, утративший первобытное свое значение.Заговор на смерть врага 

Гомеопатическая магия

Этот вид суеверий порожден верой в то, что даже отделенная часть продолжает быть связанной с целым. Волосы, зубы, обрезки ногтей, след и даже тень составляют тайное единство с владельцем. В эпоху палеолита такая парциальная магия была развита меньше, но получила самое широкое распространение позже, в эпоху неолита. В этом смысле употреблялся и заговор на смерть человека. Его волосы, ногти, одежда (если над ними произвести соответствующие действия) могли принести вред владельцу. Известный исследователь первобытной магии и ее пережитков в суевериях народов Европы, Дж.Фрэзер, упоминает, в частности, что в современной ему Пруссии если не удавалось настичь вора, но в руки преследователей попадала его одежда, потерпевшие начинали бить ее молотком, в полной уверенности в том, что от таких действий вор заболеет и умрет.

Заговор на смерть человека

Заговор на смерть врага в военной магии

На войне - как на войне: существует смертельная опасность, а исход дела непредсказуем. Чтобы заставить неведомые силы действовать в свою пользу, воины осуществляли одновременно и "белую", и "черную" магию. Они окуривали себя дымом (чтобы сделаться невидимыми для стрел), умащивались мазями (чтобы клинок скользил, но не резал). Такие действия, а также амулеты, которыми украшали себя воины перед схваткой, должны были сделать их непобедимыми. В черной магии, направленной на поражение врага, участвовали не только сами бойцы. Женщины острова Кеи, когда их мужья находились в состоянии войны, выходили на заре с веерами, махали ими в сторону поля боя и громко кричали: «Пусть эти веера несут наши стрелы прямо во врагов, а их стрелы – мимо!» В обрядах, призванных призвать к кому-то смерть, использовалась и симпатическая магия. Самый простой пример – протыкание иголками восковой куклы с выцарапанным на груди именем врага.