Огюст Конт, или Позитивизм в социологии

Позитивизм в социологии – как он возник?

Позитивизм возник как продолжение немецкой классической философии, наряду с марксизмом. С последним его сближала вера в свойственный Гегелю панлогизм (идея о всеобщем прогрессе) и своего рода мессианство. Если марксизм «обожествлял» пролетариат, то у позитивистов то же место занимала наука. Один из главных принципов этого направления гласил о том, что подлинное знание является результатом отдельных наук, а философия как таковая не имеет права на существование, поскольку говорит вообще обо всем.

Позитивизм в социологии

Позитивистская социология Конта

Это явление стало приобретать популярность с 30-х годов 19 века. Огюст Конт, который, кстати, был секретарем известного социалиста-утописта Сен-Симона, написал книгу «Курс позитивной философии», которая вышла одновременно с «Манифестом Коммунистической партии». Оба издания имели ошеломительный для того времени успех. Идея мыслителя состояла вот в чем: он предложил поиск, как он сам заявил, «срединного пути между эмпиризмом и мистикой». Ни наука, ни философия, по словам Конта, не говорят о причинах явлений – они только их описывают. Они отвечают на вопрос «как», а не «почему». Нам известны феномены (явления), а не ноумены (сущности). В своей книге Огюст Конт разработал учение о трех стадиях развития человечества, завершающим этапом которого стал позитивизм в социологии.

Позитивистская социология

В чем смысл подлинного знания

Изначально люди все объясняли сверхъестественными причинами. Эту стадию Конт назвал теологической. Затем наступил этап метафизики, критиковавшей богословие. И наконец наука достигла того уровня, когда она может рационально организовать общество. Это позитивная стадия. Философию должна заменить социальная физика. Она, как и все остальные науки, должна следовать примеру естественных дисциплин и давать позитивное знание. Это и есть социология. Эта наука призвана изучить процессы, происходящие в обществе, а затем поставить их под контроль. Позитивизм в социологии Конта был первым вариантом этого течения.

Функции социологии по Конту

Так был провозглашен полный разрыв с метафизическими традициями. У всех наук, в том числе и гуманитарных, должен быть единый метод: индуктивный. Хотя позитивизм в социолНеопозитивизм в социологииогии Конта был призван синтезировать все знания для создания общей картины. У его детища был свой конкретный предмет для изучения. Это социальные статика и динамика. Общество подобно физическому агрегату, в котором следует поддерживать равновесие. В нем должны присутствовать и гармонически сосуществовать элементы прогресса и порядка, революции и реставрации. В этике должна господствовать позитивная мораль. Популяризаторы Конта – Милль и Спенсер попробовали развить его идеи, провозгласив социологию не физикой, а своего рода медициной, призванной излечить общество. Однако кризис позитивизма в конце 19 века вновь вернул былую популярность иррациональным течениям. Преемник у этого направления появился только в ХХ веке. Им стал неопозитивизм в социологии, опирающийся на положения предшественников прежде всего в том, что все науки, в том числе и общественные, должны развиваться по одним и тем же стандартам и оперировать строго объективными методами, образцом которых должно служить естествознание.