Неклассическая философия и основные ее представители

Что такое неклассическая философия

Этим термином принято называть различные философские течения, возникшие во второй половине и конце девятнадцатого века. Как правило, они позиционировали себя с одной стороны, как критики своих предшественников, а с другой – фактически являлись их продолжателями. Дело в том, что классическая немецкая философия, нашедшая наиболее яркое воплощение в трудах Канта и Гегеля и вознесшая до небес абстрактный человеческий разум и законы мышНеклассическая философияления, не смогла справиться со многими проблемами и вызовами 19 столетия. Потому на смену ей пришло другое поколение мыслителей.

Неклассическая философия и позитивизм

Это направление философской мысли выросло из отрицания универсализма обобщенных теорий. Однако оно не совсем порывало со своими предшественниками. Например, концепция неизбежного прогресса, характерная для гегельянства, а также мессианская идея науки являются его основными принципами. Можно сказать, что это одна из немногих тенденций (хотя и наиболее крупная), популярная среди интеллектуалов того времени, основой которой послужила философия рационализма. Ее отец-основатель Огюст Конт заявил о том, что в 19 веке человечество достигло так называемой «позитивной» стадии развития. Это означает, что наука (не всякая, а относящаяся к группе естественно-математических дисциплин) может рационализировать человечество. Философия рационализмаФилософию же фактически должна заменить социология. Ее методы не могут отличаться от других наук и быть индуктивными, она должна представить общество как некий физический агрегат, а также помочь поддерживать в нем равновесие – статическое и динамическое. Последователи Конта – Спенсер и Милль – пробовали представить общество как организм и предлагали в качестве образцовой науки не физику, а медицину. Неклассическая философия в лице позитивизма под конец столетия переродилась в эмпириокритицизм (Эрнст Мах), который выдвинул идею о том, что опытом мы познаем только наши ощущения, а всякое их теоретическое объяснение существует для группы исследователей, которые соглашаются обозначать их определенными символическими знаками.

Философский иррационализм и плюрализм его течений

Однако метафизические проблемы, отброшенные позитивистами, все же оставались. Панлогизм Гегеля и рационализм «физиков» от философии многим приелись и казались слишком «сухими». Одним из творцов «иррациональной» неклассической философии выступил датчанин Кьеркьегор. В своих работах, таких как «Или-или», «Философские крохи», «Болезнь к смерти», «Страх и трепет», он пробовал упрекать в непоследовательности как Гегеля, так и позитивистов. Он заявлял, что знаменитый немецкий философ пробует понять человека в системе объективного духа. При этом теряется самое главное – основа индивидуума, экзистенция (существование). Философская логика отдает человека во власть анонимных сил, лишая его воли. Философский иррационализмМетодом же истинной любви к мудрости является сократическая ирония и субъективная диалектика (развития личности). Она сохраняет взаимоотношения человека и Бога. Еще одним мыслителем, обратившим внимание на личность и ее тайны, был Гартман. Он написал книгу «Философия неосознанного». С его точки зрения, наше сознание является только орудием некоей мировой воли – движущей силы всего развития мира. Он полагал, что человек должен избавиться от трех видов иллюзий – что ему доступно счастье в земной жизни, в загробной, а также в процессе исторической эволюции. Лучше всего отказаться от всех желаний. Неклассическая философия также представлена таким известным мыслителем-«пессимистом», как Шопенгауэр. Хотя в своей работе «Мир как воля и представление» он опирается на Канта, соглашаясь с ним, что мир – это «вещь в себе», тем не менее движущей силой его развития он считает не разум, а слепую волю к жизни и абсолютной власти. Наш мир, с точки зрения философа – худший из возможных, он весь переполнен эгоизмом. Единственное, что способно изменить его – это сочувствие.