Какие существуют виды мотивации персонала?

0
0

Чтобы разобраться, как лучше повлиять на работника, чтобы добиться от него желаемого результата, необходимо рассмотреть вопрос о том, какие существуют виды мотивации персонала. Для начала нужно определиться в двух понятиях: мотивация и стимулирование. Синонимы ли это или слова похожие, но имеющие разный смысл? «Мотивация» и «стимулирование» - это слова, казалось бы, одинаковые по смыслу, однако имеется между ними существенная разница, которая в корне меняет представление о них.

виды мотивации персонала
Личная потребность

Итак, мотив – это внутреннее стремление человека добиться в жизни каких–либо целей. Это то, чему его никто не научит, никто не заставит и не побудит к действиям. Мотив у каждого человека заложен внутри него самого. Это то, к чему он пришел самостоятельно, пройдя долгий путь от рождения и до того момента, когда настало время самому чего-то добиться в этой жизни, найти работу, соответствующую его образованию, потребностям, каким-то жизненным ценностям. Мотив – это тот внутренний инструмент, который помогает человеку добиться от жизни того, чего он сам хочет. Никто ему в этом деле не поможет, ни родители, ни друзья, ни, тем более, его начальник. Сущность мотивации персонала заключается во внутреннем воздействии на человека.

Работа на результат

сущность мотивации персонала
Стимул – это как раз, наоборот, внешнее воздействие. Это факторы, люди, условия проживания, которые влияют на человека и заставляют его работать, добиваться успехов и каких-либо достижений в жизни. Стимул – это объективное понятие, и оно всегда находится снаружи. Например, если начальник предлагает высокую зарплату сотруднику, а взамен требует качественную работу, то этот сотрудник, стараясь, прилагает максимум усилий и добивается этой самой большой зарплаты. Потому как у него есть стимул – ему нужны деньги. Чем он больше, тем лучше результат. Если же начальник начинает мотивировать сотрудника, а тот, в свою очередь, не заинтересован в успехе, то результат, конечно, будет отрицательным. Человек сам должен к чему-то стремиться, тогда будет толк. А заставлять можно маленького ребенка позавтракать, пугая его чем-то страшным. Но положительный результат, заключающийся в том, что он сам будет в следующий раз завтракать с охотой, не всегда будет достигнут. Методы воспитания детей - это очень сложная наука, она имеет свои нюансы. Впрочем, это тема для другой статьи.

Разновидности

факторы мотивации персонала
Рассмотрим более подробно виды мотивации персонала. Их существует несколько:

  • «Я могу зарабатывать деньги».
  • «Я могу воспользоваться своими опытом и знаниями».
  • «Я хочу чувствовать себя необходимым в коллективе».
  • «Я сам знаю, что мне делать и когда».
  • «Для меня работа – это привычка и стабильность».

Эта теория основана на опыте В.И. Герчикова. Исходя из этой теории, можно выделить следующие виды мотивации персонала:

  • Инструментальный. Работник четко сопоставляет работу и полученные за нее деньги.
  • Профессиональный. Работника не интересует зарплата, а в первую очередь ему нужна интересная работа, где можно самореализоваться и проявить свои индивидуальные способности, свое творчество.
  • Патриотический. Работник чувствует себя востребованным, отдается полностью работе, общему делу, чувствует себя нужным.
  • Хозяйственный. Работник стремится к полной самостоятельности в работе. Он не признает контроля и считает себя лидером.
  • Недостижительный. Работнику мало что важно в работе, он не стремится ни к чему, его интересует только лишь то, что он получит какую-то зарплату и всё. Он не может добиться большего, у него нет желания и нет разницы, где работать. Он живет по принципу: работать надо.

Что предпочесть?

Итак, мы рассмотрели все типы и факторы мотивации персонала, но в чистом виде они встречаются редко. Обычно у каждого человека совмещается несколько разновидностей, а иногда они нечетко выражены, поэтому трудно определить, какая из них доминирует. Нельзя всех людей стимулировать одним и тем же методом. Эффекта не будет. Учитывая индивидуальность каждого сотрудника и все вышеизложенные виды мотивации человека, начальник должен использовать применительно к каждому свои индивидуальные инструменты. Работник должен быть правильно направлен на долгосрочную и продуктивную работу. Он должен быть заинтересован в первую очередь в работе, а какие виды мотивации персонала при этом будут использованы, это уже задача его директора или специалиста по кадрам.