Бюджетный процесс: понятие, участники и стадии

0
0

Бюджетный процесс включает в себя совокупность регламентированных законом действий, выполняемых органами государственного управления и власти, направленных на исполнение, утверждение, рассмотрение и первоначальное составление государственного бюджета. Фактически он представляет собой деятельность государства и его законодательных и исполнительных органов, которая напрямую связана с формированием центрального или регионального бюджета.

Задачи бюджетного процесса

бюджетный процес

  • поиск и распределение государственных финансовых и материальных ресурсов;
  • расчет необходимых в будущем отчетном периоде расходов и доходов;
  • обеспечение сбалансированности бюджета;
  • согласование стратегической экономической программы, которая реализуется в государстве, и бюджетной политики;
  • перераспределение ресурсов между центральным и местными бюджетами.

Цели бюджетного планирования

участники бюджетного процесса
Бюджетный процесс начинается с того момента, когда принимается решение о начале составления нового бюджета, и завершается оформлением законодательными органами отчета об обязательности его исполнения. А чтобы он получился сбалансированным, очень важно посвятить часть времени планированию. Можно даже сказать, что бюджетный процесс как раз и начинается с планирования: определяются объемы доходов и расходов, бюджетный результат (профицит или дефицит), а также устанавливаются формы и методы контроля и регулирования расходования денежных средств. Если все это хорошо не обдумать, то не стоит и мечтать о выполнении поставленных задач.

Участники бюджетного процесса

Среди них можно выделить следующих экономических субъектов:

  • президент;
  • органы исполнительной и законодательной власти, финансового контроля (таможенная служба, налоговая инспекция, министерство финансов и т.д.), а также другие органы, которые наделены налоговыми, бюджетными и другими полномочиями (счетная палата, центральный банк и др.);
  • внебюджетные фонды, учрежденные государством;
  • основные распорядители денежных средств, имеющихся в бюджете (министерства, агентства, службы и любые другие ведомости, которые распределяют средства из бюджета между бюджетополучателями).

Стадии бюджетного процесса

стадии бюджетного процесса
На первой стадии составляется предварительный и окончательный проект бюджета на основе макроэкономических показателей государства, а также прогноза социально-экономического развития в следующем году. Также на бюджетный процесс всегда влияет избранная на данный период финансово-бюджетная и налоговая политика государства. Далее проект рассматривается в парламенте, а потом происходит составление региональных проектов бюджета на основе полученной от финансовых органов информации. Бюджетный процесс заканчивается изданием законодательными органами отчета об исполнении принятого бюджета. Но до этого его еще должны рассмотреть в четырех чтениях и опубликовать сначала в виде проекта, а потом и окончательного закона.