Бюджетное планирование - это что такое?

Сегодня пристальное внимание уделяется современным методам управления расходами: управленческий учет, бюджетное планирование и прогнозирование. Бюджетирование - это способ производственного и финансового планирования работы объекта. Процесс идет путем создания общего бюджета, а также бюджетов подсистем бюджетного планирования с целью определения их финансовых расходов и результатов от хозяйственной деятельности. Общий бюджет - это количественное выражение всех планов, требуемых для достижения желаемых результатов деятельности предприятия.

Составление бюджета.

Что такое бюджет?

В классическом понимании под бюджетом понимается свод доходов и расходов экономического объекта (страны, предприятия, домохозяйства или отдельного гражданина) на обозначенный срок (год, месяц и так далее).

Чем отличается бюджет от плана? Бюджет имеет длящийчя характер: цель – планирование – контроль. Он создается в точках финансовой ответственности и опирается на нормативы, установленные объектом.

Сущность бюджетирования

Планирование бюджета.

Бюджетное планирование (бюджетирование) – это процесс составления планов и дальнейшего оперативного контроля за их исполнением, а точнее поступлением и расходованием средств.

Бюджетирование всегда тесно связано с:

  • управлением экономическим объектом;
  • финансовой и производственной деятельностью;
  • управленческим учетом.

Бюджетное планирование организации, как правило, осуществляется в процессе оперативного планирования. Исходя из целей экономического объекта, бюджеты решают задачи распределения ресурсов (экономических, материальных, трудовых). Разработка и составление бюджетов придает определенность выбранной стратегии развития фирмы.

Почему именно планирование занимает основополагающее место в процессе составления бюджетов? В бюджетном процессе главную роль играет планирование, потому что от корректного определения показателей плана бюджета зависит качество и сроки его реализации.

Бюджетное планирование - это комплекс организационных и методических мероприятий на всех стадиях бюджетирования для определения объемных показателей, их источников формирования, направлений применения ресурсов с целью достижения стабильного, успешного развития.

Этапы бюджетирования

Анализ бюджета.

Стадии бюджетного планирования:

  • Составление. Это первый этап процесса бюджетирования. На нем решаются основные вопросы: объемные показатели бюджета, фискальная и денежно-кредитная политика, основные методы и направления, распределение доходов и расходов между звеньями подсистем бюджетного планирования.
  • Рассмотрение. На данном этапе участвуют все субъекты. В процессе рассмотрения бюджета идет согласование интересов всех уровней власти по доходам и расходам.
  • Утверждение.
  • Исполнение. Это самый сложный процесс. После поступления доходов в процессе исполнения бюджета начинается осуществление расходов.

Задачи бюджета

Расходывание средств.

К числу основополагающих задач бюджетирования относятся:

  • обеспечение оперативного планирования;
  • обеспечение координации и коммуникации всех подсистем внутри системы;
  • обоснование расходов объекта экономического планирования;
  • создание базы для осуществления контроля планов;
  • исполнение законов и заключенных договоров.

Принципы бюджетирования

Современное бюджетирование это сложно

Главные принципы бюджетного планирования:

  • определение центров экономической ответственности по оговоренным признакам;
  • согласование целей;
  • определение приоритетов (использование ресурсов экономического объекта в самом выгодном направлении);
  • ответственность (каждое подразделение несет ответственность за исполнение бюджетов по определенным показателям);
  • непрерывность и последовательность (процесс бюджетирования осуществляется на регулярной основе, от одного периода к другому);
  • унификация (составление бюджетного регламента для каждого экономического объекта в целом в зависимости от специфики его деятельности);
  • соответствие показателей бюджета показателям бухгалтерской и управленческой отчетности;
  • нормирование (разработка, расчет и утверждение нормативов по каждой статье и центрам финансовой ответственности);
  • сбалансированность (пропорциональный учет возможностей и ресурсов объекта и взаимосвязь элементов доходов и расходов с учетом остатков ресурсов).

Функции планирования бюджетов

Бюджетирование может выполнять следующие функции:

  • Экономический прогноз. Каждому объекту финансовой деятельности нужно владеть информацией, какие цели в своей работе он может запланировать на последующий период.
  • Контроль. По мере реализации планов нужно регистрировать реальные финансовые результаты работы объекта. Сравнивая фактические и запланированные показатели можно осуществлять бюджетный контроль.
  • Координация. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий. В ней должно быть согласование всех мероприятий между собой.
  • Постановка задач. Разрабатывая бюджет на последующий период, объект принимает решение заранее, до наступления периода действий спланировать их.
  • Делегирование задач. Согласование бюджета объекта для его подразделений является сигналом о том, что в дальнейшем текущие решения принимаются на их уровне децентрализовано, если они не выходят за общие пределы бюджета.

В целях планирования деятельности объектов целесообразно формировать сквозную систему бюджетного планирования, состоящую из функциональных бюджетов:

  • фонда оплаты труда;
  • материальных расходов;
  • потребления энергоносителей;
  • амортизации;
  • прочих расходов;
  • погашения займов;
  • оплаты фискальных платежей.

Бюджеты имеют разные виды и формы. Отдельные из них характеризуют промежуточные процессы деятельности, могут нести информацию о затратах или доходах. Укрупненные бюджеты, такие как отчет о финансовых результатах, бюджет движения денежных средств демонстрируют как затраты, так и доходы объекта в целом.

Методы планирования

Электронный бюджет.

Существующие методы планирования бюджета:

  • Нормативный. Это самый часто используемый метод в нашей стране. Он определяет бюджетне расходы в рамках пределов будущих доходов.
  • Индексный. Основу данного метода составляет анализ изменения инфляционного уровня, уровней реальных доходов и заработной платы. Индексы, полученные благодаря сравнению данных, помогают применять их для расчета несоизмеримых показателей.
  • Программно-целевой. Этот метод применяют для обеспечения ресурсами целевых программ государства.
  • Балансовый. При помощи данного метода составляется баланс бюджетных расходов и доходов. Они распределяются между получателями средств всех уровней по будущим периодам. Прогноз ресурсов баланса, предложения и спроса на рыночных площадках производит увязывание экономической потребности в производственных ресурсах и планирование источников их средств, распределения и производства ресурсов, обеспечивает равновесие в экономике.
  • Метод моделирования. При использовании данного метода, в расчетную модель закладываются разные условия того, как будут развиваться процессы. Метод моделирования позволяет оперативно исправить отклонения при некорректном варианте прогноза.
  • Метод экстраполяции внедряет перспективы развития прошлых и текущего в планирование будущих этапов.
  • Метод экономического анализа помогает связать экономические объекты и закономерности их развития.

Государственное бюджетное планирование

Финансовое планирование является выбором целей по возможности их достижения с имеющимися ресурсами в зависимости от внутренних и внешних условий и согласование потоков финансов. Оно выражается в составлении и надзоре за выполнением планов формирования расходов и доходов, учитывающих финансовое состояние на текущий момент в денежном выражении.

Методы финансового планирования:

  • Метод автоматизации является самым простым методом. Он используется при дефиците времени.
  • Статистический метод исходит из того, что складываются все затраты за предыдущие годы и делятся на число предыдущих периодов.
  • Метод нулевой базы. В этом методе все позиции должны рассчитываться с самого создания. Данный способ демонстрирует фактические потребности и увязывает их с возможностями.

Процесс планирования должен происходить при использовании следующих принципов:

  • Единство. Финансовое планирование должно быть системным. Система означает существование взаимосвязанных элементов и наличие единого вектора их развития, направленного на общие цели.
  • Гибкость и многовариантность. Она заключается в способности менять свое направление в связи с возникновением новых обстоятельств.
  • Непрерывность. Разработанные планы обязаны постоянно приходить на смену один другому.
  • Участие. Процесс планирования обязан привлекать всех, кого он затрагивает.

Виды финансового планирования:

  • Стратегическое. Оно происходит в условиях отсутствия конкретности и неполноты информации. Процессы стратегического финансового планирования трудно подвергаются анализу. Многолетний опыт доказал низкую эффективность жестких стратегических планов. Разработка стратегии уменьшает неопределенность при тактическом планировании. Стратегическое планирование подразделяется на долгосрочное (от десяти до пятнадцати лет), среднесрочное (около пяти лет), краткосрочное (от двух до трех лет).
  • Долгосрочное.
  • Краткосрочное.
  • Текущее или оперативное.

Бюджетное планирование - это комплекс действий на всех этапах процесса построения бюджета для определения объемных показателей и их способов создания. А также определения направлений применения бюджетных государственных ресурсов для обеспечения стабильного социального и экономического общественного развития. Государство применяет бюджетное планирование для обеспечения эффективной деятельности своей бюджетной системы. Оно имеет ряд особенностей:

  • Объектом государственного бюджетного планирования признаются ресурсы бюджета страны.
  • Субъектами планирования считаются органы власти, управления федерального, регионального и местного уровня.
  • В процессе бюджетного планирования должны быть обеспечены требуемые экономические пропорции, согласно прогнозам экономического и социального развития страны.
  • Отношения, возникающие в моменте распределения ВВП и связанные с формированием и использованием государственных ресурсов на всех этапах воспроизводственных процессов являются предметом бюджетирования.
  • С помощью бюджетного планирования формируется необходимая база финансов, определяются нормативы и конкретные механизмы претворения в жизнь программ защиты населения в социальной сфере.
  • Бюджетирование основывается на финансовой оценке бюджета, позволяющем определять эффективные варианты денежного обеспечения прогнозных показателей социального и экономического развития страны.
  • Бюджетирование является эффективным инструментом бюджетной политики страны.

Эффективное применение бюджетирования в обществе зависит от качества достижения целей и исполнения задач, стоящих перед ним на всех этапах процесса бюджетирования. Главными среди них признаются:

  • создание самых главных пропорций развития в экономической сфере на плановый период;
  • определение путей бюджетного обеспечения прогнозируемого уровня социального и экономического развития на основе грамотного применения имеющихся в государстве ресурсов;
  • выявление скрытых резервов во всех отраслях экономики и оперативного перераспределения их на выполнение плана развития государства;
  • установление грамотных форм мобилизации финансовых поступлений по источникам и формирование доходов бюджетов с учетом скрытых резервов их увеличения;
  • грамотное распределение затрат бюджета государства между отдельными звеньями системы бюджетирования и сбалансирования бюджетов самого низкого уровня.

Итоговым результатом процесса бюджетирования является совокупность решений и показателей бюджета в виде государственного и общего бюджетов со ссылкой на изменения, произошедшие или ожидаемые в бюджетной сфере страны.

Под бюджетным прогнозированием имеются в виду обоснованные на реальных расчетах предположения о векторах развития бюджета, его возможных состояниях в будущем и других путях, и сроках достижения этих этапов. Прогноз представляет собой основу бюджетного планирования и опирается на анализ бюджета на текущий период времени и предшествующую динамику.

Бюджетное прогнозирование за­ключается в составлении прогноза бюджетных доходов. При этом решается следующая система задач:

  • Измерение объема материальных государственных ресурсов в целом.
  • Определение размера приемлемого изъятия денежных ресурсов в государственный доход.
  • Нахождение наиболее подходящих форм изъятия средств в государственную казну.
  • Исследование всех видов воздействия через систему фискального обложения на развитие производственной сферы.
  • Определение оптимальных пропорций распределения доходов меж­ду бюджетами разных уровней.

Бюджетное планирование в управлении экономикой страны имеет огромное значение.

Электронный бюджет

Что такое бюджетное планирование с "Электронным бюджетом"? Это информационная система государственного уровня, разработанная Минфином РФ. Она создана с целью повышения прозрачности и открытости деятельности органов государства, ответственна за управление финансами. При помощи данного приложения бюджетного планирования "Электронный бюджет" повышается качество управления государственных органов посредством внедрения инновационных технологий и создания единого пространства в управлении финансами.

Система состоит из нескольких подсистем:

  • Кадровое управление.
  • Бюджетное планирование закупок.
  • Управление финансовыми средствами.
  • Управление доходами и затратами.
  • Управление нормативами и информацией, носящей справочный характер.
  • Планирование бюджетных расходов.

Пользователи электронного бюджета

Современное бюджетирование.

В программе электронного бюджетного планирования должны зарегистрироваться и вести деятельность в обязательном порядке перечисленные ниже пользователи:

  • Государственные органы власти, регионального и местного управления.
  • Внебюджетные фонды страны.
  • Компании-участники бюджетного процесса, получающие финансирование за счет государственного бюджета.
  • Юридические лица, получающие финансирование из государственного бюджета.
  • Граждане, признанные участниками бюджетного процесса.
  • Организации, производящие закупки по нормам 223-ФЗ.

С помощью подсистем государственного бюджетного планирования, расположенных на официальном сайте, можно:

  • прочитать информацию по заполнению форм прогнозирования;
  • написать задание государственного уровня и составить бюджетные сметы;
  • осуществить ведение бухгалтерского и бюджетного учета для предприятий;
  • изучить различные реестры;
  • заполнить данные и основную документацию по процессам государственного заказа и деятельности по закупкам;
  • обеспечить взаимодействие в сфере обмена информацией;
  • создать, сохранить и направить в специальный государственный орган документацию по планированию и бюджетированию, исполнению точечных мероприятий.

Теперь вы знаете, что представляет собой бюджетное планирование.