Естественное право: история развития

Понятие о человеческих правах было сформировано мыслителями еще в самой глубокой древности. Разумеется, первыми о своих правах заявили сильные мира: царям и фараонам было необходимо обосновать свое пребывание у власти, справедливость своего правления и необходимость подчинения им со стороны остального общества. В самых ранних социальных системах также возникли правовыеестественное право догмы, которые основывались на традициях и системе табу. Они зачастую выражались в идеях справедливости, олицетворенных богами. Важным фактором, стимулировавшим эволюцию института права, стала также и постоянная конфронтация разных слоев общества, которые так или иначе, открыто или скрытно отстаивали друг перед другом свои привилегии и претензии.

Естественное право в античности

С развитием философской науки само это понятие подверглось осмыслению и разбивке на внутренние подсистемы. Впервые естественные права человека были очерчены в Древней Греции. Ведь именно здесь родились совершенно уникальные для мира общества равноправных граждан. Античные софисты заметили, что законы их страны универсальны не во всех случаях, иногда они обязательны для исполнения в любом обществе – греческом или варварском, но есть и такие, что придуманы самими людьми и могут быть неизвестны другим народам.естественное право это Таким образом, мыслители древности уже четко различали искусственное и естественное право. Это различие определялось противопоставлением природного (божественного) и человеческого (приобретенного). Последнее должно было лишь согласовываться с первым – объективными требованиями любого человека, заложенными уже самой его природой.

Естественное право в Средневековье

Основным авторитетом всех мирских и божественных вопросов средневековой Европы было Священное Писание. Естественное право в эту эпоху олицетворялось с Божественным законом и противопоставлялось искусственному в ходе борьбы религиозной и светской власти. Но именно в Средневековье с его сословно-представительной системой стали зарождаться новые категории, возникшие в конце эпохи и развившиеся в Новое время.

Естественное право в новое время

Ренессанс, начавшийся как возрождение интереса к искусству, науке и философской естественные права человекамысли Древней Греции, дал Европе и миру множество новых идей во всех сферах жизни: от новых технологий, до социально-политических представлений об устройстве общества. В трудах Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка и других естественное право обрело свои новые грани и развилось в высокоразвитую систему социальных отношений. По существу, Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» обобщил выкристаллизованные в средние века представления о категории естественного права. Но его важной заслугой является то, что он отделил его от богословия и вновь связал с человеческой природой. Впоследствии идею развили другие ученые, которые в эпоху развития буржуазных отношений и христианской реформации сделали индивидуализм основой всяких перворожденных человеческих прав на жизнь, личную свободу, равенство и так далее. Свое развитие естественное право получило также и в более глобальных масштабах, когда было применено к целым обществам, - оно воплотилось в национальном суверенитете, представлении о том, что народ является высшим носителем власти в государстве и имеет право на восстание против недостойного короля (так называемый Общественный договор между обществом и правителем), что и стало происходить в странах Европы конца XVIII - XIX с параллельным утверждением естественных и гражданских свобод.